Модест Петрович Мусоргский – композитор с драматической, даже с трагической творческой судьбой. Он рано ушёл из жизни. В последние свои годы этот блестяще образованный человек страдал нервным расстройством на почве пристрастия к алкоголю. Он брался за крупные музыкальные формы – сочинял оперы. Но не дописывал их. И если бы не его друзья-композиторы, с которыми он под конец жизни разругался, не известно, находились бы в нашем музыкальном наследии оперы «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», «Саламбо».

Мариинский театр – настоящий музыкальный завод, который постоянно выдаёт премьеры. И огромном списке премьер мы находим произведения Модеста Петровича Мусоргского. Так, 14 мая в Концертном зале театра состоится предпремьерный показ «Сорочинской ярмарки» (начало в 19 часов). Спектакль ставит режиссёр и хореограф Илья Устьянцев. Учитывая его предыдущие работы, мы имеем все основания ожидать, что «Сорочинская ярмарка» в его постановке, помимо прочего, будет насыщена интересными пластическими решениями.
«Сорочинская ярмарка», по мнению современного музыковеда Владимира Горячих, специализирующегося на изучении произведений композиторов «могучей кучки», «самое светлое, самое поэтическое произведение Мусоргского, полное юмора и тёплого лиризма».
По оценке мэтра советского музыковедения Абрама Гозенпуда, в «Сорочинской ярмарке» Модест Мусоргский, «с необычайной выразительностью» передавая «лирику и юмор гоголевской повести», «опираясь на интонации и структуру украинской песни», «чутко воссоздаёт национальный колорит». «Это подлинно реалистическая опера, содержащая несравненные по яркости зарисовки быта и нравов, остроумные характеристики комических персонажей, проникновенный лиризм образов влюблённых. Чутко вслушиваясь в прозу Гоголя, Мусоргский стремился найти соответствующие ей музыкальные интонации», – отмечал Гозенпуд.
«Сорочинская ярмарка» – комическая опера. Но сочиняя её, Мусоргский находился в мрачном настроении, сильно переживая развал «могучей кучки». Это была вторая половина 70-х годов XIX века. «Без знамени, без желаний, не видя и не желая видеть вдаль, корпят они над тем, что давно сделано, к чему их никто не зовёт <…> Могучая кучка выродилась в бездушных изменников», – негодовал он в письме критику Владимиру Васильевичу Стасову, одно время снабжавшему идеями «могучую кучку».
Мусоргский полагал, что товарищи по объединению отходят от «русской идеи» в музыке, в том числе в опере, чтобы не быть отвергнутыми официальной академической музыкальной и театральной средой, где тон задавали иностранцы. Он упрекал членов «могучей кучки», в том числе Милия Балакирева, Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова, за неприятие его новаторства в музыке. В письме публицисту Арсению Голенищеву-Кутузову он сетовал: «На первом показывании 2-го действия “Сорочинской ярмарки” я убедился в коренном непонимании музыкусами [выражением Мусоргского – прим. ред.] развалившейся “кучки” малорусского комизма: такою стужей повеяло от их взглядов и требований, что “сердце озябло”, как говорит протопоп Аввакум. Тем не менее я приостановился, призадумался и не один раз проверил себя. Не может быть, чтобы я был кругом не прав в моих стремлениях, не может быть. Но досадно, что с музыкусами развалившейся «кучки» приходится толковать через “шлагбаум”, за которым они остались».
Переживания по поводу непонимания товарищами его «Сорочинской ярмарки» Мусоргский пытался ослабить с помощью алкоголя, что и обернулось тяжёлым нервным расстройством. В итоге в состоянии белой горячки его доставили в Николаевский военный госпиталь, где он и скончался в 42 года 16 марта 1881 года.
Над завершением «Сорочинской ярмарки» в разное время работали Анатолий Константинович Лядов, Василий Андреевич Каратыгин, Николай Николаевич Черепнин (редакция 1922), Павел Александрович Ламм и Виссарион Яковлевич Шебалин (редакция 1931). «Из созданных различными композиторами редакций наиболее жизнеспособной оказалась версия Виссариона Шебалина, в 1931-1932 годах досочинившего и оркестровавшего оперу. Эта версия и исполняется в настоящее время в Мариинском театре», – уточняет Владимир Горячих.
Не менее драматична история и другой оперы Модеста Петровича Мусоргского – «Саламбо». Это первая опера Мусоргского, над которой он работал в 1863-1866 годах, то есть в возрасте 24-27 лет, и тоже её не закончил. И если бы не Мариинский театр, а точнее, если бы не воля его руководителя Валерия Гергиева, то её бы, наверное, вообще не было как целого произведения. Именно по просьбе Георгиева композитор Вячеслав Наговицин в 1989-1991 годах создал оркестровый вариант «Саламбо». Это была скрупулёзная работа со всем наследием Мусоргского, так как он включал отрывки из «Саламбо» в различные свои сочинения, в том числе в единственную законченную им оперу «Борис Годунов».
Почему Мусоргский бросил работу над «Саламбо»? Не исключено, что не выдержал критики членов всё той же «могучей кучки». По воспоминаниям Римского-Корсакова, молодой композитор изредка знакомил кружок с отрывками из «Саламбо», и они «вызывали частью величайшее одобрение за красоту своих тем и мыслей, частью жесточайшие порицания за беспорядочность и сумбур». Видимо, Мусоргский, дабы избежать обвинений в создании сумбура вместо музыки, бросил «Саламбо», на которое его вдохновил одноименный роман французского писателя Густава Флобера.
«Самостоятельно создавая либретто, Мусоргский не во всём следовал сюжету романа: именно композитор ввел важнейший мотив порабощения ливийцев Карфагеном как причину их восстания (у Флобера причина иная – наёмники-ливийцы не получили обещанную плату)», – поясняет Владимир Горячих. Правда, музыковед даёт понять, что сюжет – это не то, ради чего следует ценить «Саламбо» Мусоргского. Главное – музыка. «Пожалуй, главное впечатление, которое выносит слушатель, впервые знакомящийся с музыкой “Саламбо”, это восхищение – красотой и утончённой поэтичностью лирических эпизодов, размахом и драматическим напряжением массовых сцен (самая яркая из них – жертвоприношение детей Молоху), мощью фигуры Мато, – считает эксперт. – Некоторые страницы оперы (например, начало сцены обряда в храме Таниты и гимн Таните во втором действии, хор жриц в финале) по характеру музыки могут считаться уникальными, не имевшими продолжения в творчестве Мусоргского».
Впервые воссозданная опера «Саламбо» была исполнена силами Мариинского театра в 1991 году на древнеримской арене в испанском городе Мерида. Затем был долгий перерыв. И наконец в конце 2024 года на сцене Большого театра прошла премьера «Саламбо» в постановке режиссёра Сергея Новикова. Премьера этой постановки на сцене Мариинского театра состоялась в феврале 2025 года.
Спектакль идёт на новой сцене Мариинского театра. Ближайшие показы 30 и 31 мая. Начало спектакля в 19 часов.
Подготовил Дмитрий Жвания