Потеря памяти: о Дне Победы на постсоветском пространстве

pic3

День Победы долгие годы оставался общим для постсоветских стран праздником: ведь и борьба с фашизмом была совместной. Но сейчас времена изменились, и многие из бывших союзных республик организовали настоящую борьбу с исторической памятью, пытаясь искоренить фундаментальные ценности некогда единого народа. Степень отчуждения постоянно растёт, и в некоторых местах отдать дань уважения героям Великой Отечественной войны для граждан становится просто опасно.

В Варшаве ещё в 2011 году демонтировали памятник советско-польскому братству по оружию. Первая попытка демонтажа была в 1992 году, но тогда памятник отстояли жители Варшавы Фото: regnum.ru

Постыдное решение принял сейм Латвии — в республике решили сделать 9 мая траурным днём и объявить эту дату Днём памяти погибших на Украине. Новый латвийский закон подразумевает, что в этот день будет запрещено проводить массовые развлекательные и праздничные мероприятия. Также 8 и 9 мая на территории всей страны будут запрещены салюты. Ранее латвийский парламент уже запретил проведение 9 мая массовых мероприятий в честь Дня Победы у памятников Советской армии.

Литва не намерена давать разрешение на проведение массовых мероприятий 9 мая. В частности, в Вильнюсе ранее такие мероприятия проводились на Антакальнисском кладбище у мемориала памяти советским военным. Однако теперь городские власти выступают против «политических демонстраций»: «Мы не будем выдавать никаких разрешений. Мы не можем отвечать за каждого человека, я только могу сказать, что никаких разрешений выдаваться не будет. Если кто-то хочет праздновать окончание Второй мировой войны, для этого есть 8 мая».

На Украине власти давно начали проворачивать специфический политический маневр: при том, что празднование проводилось и 8, и 9 мая, термин «Великая Отечественная война» там не употреблялся. С 2015 года 8 мая было Днём памяти и примирения, а 9 мая — Днём Победы над нацизмом во Второй мировой войне. Советскую символику запретили законом о декоммунизации, в 2017 году вступил в силу запрет на ношение георгиевской ленты. Официальным символом Дня победы над нацизмом сделали красный мак — общепринятый символ памяти жертв Первой мировой войны в Великобритании и бывших ее колониях.

При всём этом народное празднование дня Победы не прекращалось — киевляне выходили на шествия «Бессмертного полка» и возлагали цветы к Могиле неизвестного Солдата. К слову, в 2019 году провокации с попыткой пронести среди портретов героев изображения боевиков УПА (запрещённая в России организация) привели к столкновениям с гражданами. Согласно статистике, и сейчас, в сложной мировой обстановке, многие украинцы не поддерживают уничтожение исторической памяти — в том числе в виде разрушения советских памятников, которое принимает последнее время массовый характер. Данные соцопроса на днях привёл депутат Госдумы Алексей Журавлёв. Из них следует, что сторонников уничтожения памятников — меньшинство.

«Сорок процентов украинцев, опрошенных социологической группой «Рейтинг», выступают против демонтажа памятников, связанных с историей Великой Отечественной войны, 36 процентов относятся к происходящему нейтрально, 5 процентов затруднились ответить. И лишь 19 процентов респондентов относятся позитивно, — пишет депутат политик. — А если к 40 процентам тех, кто даже в такой ситуации, когда СБУ хватает каждого инакомыслящего, не побоялся высказать своё мнение, прибавить 36 процентов тех, кто просто своё отношение скрывает (потому и нейтрален) — в сумме получаем на Украине 3/4 нормальных людей».

Но позиция населения — это одно, а действия властей — совсем другое. И хотя 9 мая, День Победы, в той интерпретации, что принята на Украине, праздновать будут, не заброшены и другие идеи. Например, в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, который подразумевает перенос Дня Победы на 8 мая, с целью отмечать победу над нацизмом наравне со всеми остальными странами Европы. А 9 мая предлагается отмечать День Европы вместе со странами-членами Евросоюза.

Власти Эстонии запретили мероприятия, связанные с годовщиной Дня Победы, и использование «символики агрессора». Запрещены флаги СССР и Российской Федерации, георгиевские ленточки и советская военная форма. При этом обоснование запрета обтекаемое: «Чтить память погибших во Второй мировой войне не запрещено, но это нельзя использовать для разжигания насилия и вражды между людьми». Фраза принадлежит пресс-секретарю эстонской полиции Бритте Сепп.

Эстонская полиция сообщила, что ранее «относилась к 9 мая толерантно», но сейчас международная обстановка диктует иное поведение. «В этот день полиция будет работать в увеличенном составе, будем давать указания убирать символику, будем реагировать на нарушения и при необходимости задерживать нарушителей, которые разжигают рознь или ведут себя опасно», — высказался генеральный директор департамента полиции и погранохраны Эльмар Вахер.

Мэр Вильнюса намерен добиваться сноса шести монументов, находящихся на крупнейшем в Литве захоронении советских воинов Великой Отечественной войны на Антакальнисском кладбище столицы

Вообще люди во власти в Эстонии по-разному интерпретирую действия, имеющие русофобскую окраску. Одни просят не повторять акты вандализма против русских памятников, чтобы не злить русских. Другие же откровенно и нагло нагнетают ненависть. Так лидер Консервативной народной партии Эстонии Мартин Хельме считает, что надо лишать гражданства жителей Эстонии за празднование 9 мая: «Эстонское государство должно отнять у них вид на жительство и на работу, если они граждане чужого государства, или отобрать выданное в порядке натурализации гражданство». С его точки зрения, празднование 9 мая может приравнивается к поддержке российской военной спецоперации на Украине.

Тем временем на государственном уровне озвучивается крайне провокационная информация. Оппозиционная Консервативная народная партия Эстонии предложила парламенту рассмотреть вопрос об отзыве подписи страны под договорами о сухопутной и морской границах с Россией от 18 февраля 2014 года. В пояснительной записке к документу присутствуют слова о российской оккупации более чем пяти процентов эстонской территории.

Ранее «Родина на Неве» писала о том, что и в Средней Азии присутствуют сомнительные настроения в отношении Дня Победы. В том же Казахстане уже звучали предложения отказаться от празднования 9 мая, военный парад по случаю Дня Победы в этом году, к слову, уже отменён. Как стало известно на днях, акцию «Бессмертный полк» там переименовали в «Батырларға тағзым» – «Поклонимся героям», пройдёт она, правда, по старому маршруту. Организаторы аккуратно просят «не политизировать мероприятие».

«Я бы не говорил обо всём постсоветском пространстве, скорее о Прибалтике и об Украине, в меньшей степени о Молдавии. Здесь речь идёт не только о попытке самоидентификации через написание истории своего «древнего» народа, которого никогда не было, но и о желании переосмыслить существование последних десятилетий, — комментирует сложившееся положение дел политолог Дмитрий Солонников. — Если Прибалтика и Украина считают, что они были оккупированы, и свою историю проводят как историю борьбы с российскими захватчиками, с «советским империализмом», и всё их самосознание происходит только от отрицания всего советского и российского, то и всё, что связано с историей ХХ века, теперь переосмысляется, переписывается».

«Они это своё мировоззрение, это своё ощущение отрицания истории, общей с Советским Союзом в ХХ веке, переносят в нынешнюю действительность. Отсюда — снос памятников, отсюда — почитание новых героев, отсюда — новые даты, вся новая историография», — добавляет эксперт.

По словам собеседника издания, какие-то трансформации с празднованием Дня Победы в других странах постсоветского пространства могут быть, но выражены незначительно. Всё зависит от того, насколько далеко заходит мифотворчество и строительство новой государственной идентичности на этих территориях,  и от чего приходится отталкиваться:

«Допустим, Узбекистану не нужно заниматься мифотворчеством, обсерватория Улугбека — это величайшая историческая память Средневековья, им не нужно придумывать новую историю. Ну а Украине, Прибалтике — нужно. Как самостоятельные государства Эстония и Латвия не существовали, кроме как постреволюционный и постсоветский периоды. В этой части чем дальше идёт процесс отрицания, и на этом строится новая мифология, тем больше переименований. Есть страны, которым это отрицание не нужно. В разных государствах бывших союзных республик процесс разный. Основной, конечно, мы видим сейчас на Западе».

По поводу запрета определённой символики на день Победы — например, использования георгиевской ленточки — в странах постсоветского пространства (Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Молдовы) высказался в СМИ эксперт «Альянса Цивилизаций» ООН Анатолий Салуцкий:

«Сейчас в геополитике острая ситуация. Бывшие советские республики выжидают. Как только мы успешно завершим спецоперацию на Украине, они снова разрешат георгиевскую ленту и будут кланяться. К этой ситуации нужно относиться спокойно. Сейчас идёт проверка на вшивость».

И наконец, важно помнить, что мнение руководства, элит не тождественно мнению народа. Сейчас во многих странах на постсоветском пространстве появились политики, которые транслируют в массы либеральную западную повестку. Но большинством они не являются. Хочется верить словам завкафедры международного права РУДН Аслана Абашидзе: «В казахском, киргизском, российском обществе понимают, что будущее наступает только в той стране, где чтут память своих предков».

Вам будет интересно