Последнюю «шляпу» метрополитена скоро снесут

Metro5

Существующий павильон станции петербургской подземки «Электросила» предполагается уничтожить. На его месте хотят построить двухэтажную «шайбу». Говорят об удобстве пассажиров, но больше похоже на самоцель.

Пока павильон станции метро «Электросила» выглядит так

Давеча петербургский Градостроительный совет рассмотрел проект реконструкции станции «Электросила» петербургского метрополитена, расположенной на Московском проспекте. Что касается собственно транспортных обновлений, то здесь предстоит заменить на новые эскалаторы (их будет четыре вместо нынешних трёх) и частично трансформировать конструкции наклонного хода.

Но это «невидимые миру слёзы», в отличие от переделки здания вестибюля, который предполагается снести, а на его месте (на той же площади) построить новый — двухэтажный. По заказу городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры проект разработан институтом «Трансэкопроект» и архитектурной мастерской Виктора Сахновского. По проекту этого бюро уже решено преобразовать вестибюль станции метро «Парк Победы».

Кстати,

Наземный вестибюль «Электросилы» построен по проекту, разработанному архитекторами Ароном Гецкиным и Валентиной Шуваловой в конце 1950-х. Такие же павильоны были сооружены на станциях «Фрунзенская», «Парк Победы» и «Горьковская». Применение типового проекта и проводившаяся тогда «борьба с украшательством» в архитектуре были направлены на уменьшение стоимости строительства, что не умаляет достоинств этих сооружений.

Павильон имеет круглое в плане очертание и завершён пологим железобетонным куполом. Здание облицовано камнем, «использовано сочетание гладкой матовой поверхности стен с горизонтальной лентой сплошь остеклённых входов и асимметрично расположенного киоска».

Наземный вестибюль станции «Горьковская» уже полностью перестроен в «летающую тарелку», павильон «Парка Победы» кардинально изменится в ближайшие годы, на месте «Фрунзенской» построят пятиэтажное (без учёта двух подземных уровней) здание высотой около 28 метров для размещения Единого диспетчерского центра петербургского метрополитена.

То есть павильон «Электросилы» станет последней «шляпой» подземки, которую намерены уничтожить. Эти здания, построенные по типовому проекту, к сожалению, не имеют охранного статуса.

На заседании Градсовета автор проекта, естественно, констатировал, что пассажиропоток на станции за 60 лет её работы значительно увеличился, и «существующий вестибюль не справляется с нагрузкой».

Предлагается построить вот такую «шайбу»

Кстати

Хорошо было бы озвучить некие статистические выкладки, почему станция ещё недавно справлялась с пассажиропотоком, а теперь вдруг нет (примерно 75 тысяч человек в сутки). При этом население города как считалось пятимиллионным, так и считается, к тому же огромное количество петербуржцев передвигаются по городу на собственных автомобилях. Откуда взялась дополнительная нагрузка именно на эту станцию метро? Обитатели построенных поблизости элитных жилых домов как-то не вписываются в формат пользователей подземки.

Проект предусматривает снос старого и возведение на его месте нового здания высотой 11,6 метров. Поскольку оно будет двухэтажным, площадь увеличится с 957 до 1705 квадратных метров. «Для удобства пассажиров» изменится схема входа-выхода из павильона (не на Московский проспект), увеличится количество турникетов до девяти на входе и до четырёх на выходе (без комментариев), расширится кассовая (всего лишь в полтора раза) и торговая зоны (куда ж без этого).

Заместитель председателя смольнинского комитета по развитию транспортной инфраструктуры Михаил Самборский объяснил двухэтажность нового павильона ужесточением нормативов, «связанных с безопасностью на транспорте и, как следствие, техническим оснащением станции». Для комнаты, где охранники наблюдают за экранами, куда транслируется изображение с установленных на станции телекамер, требуется целый этаж?

По проекту новый павильон станции «Электросила» представляет собой «шайбу» с двумя гранитными порталами на входной и выходной зонах, которые смещены с Московского проспекта в сторону здания Ленгипротранса и двора.

Первый этаж предполагается оформить в более тёмных тонах, чем второй, как бы над ним нависающий. Пилястры будут поддерживать некий элемент из светлого доломита, протянувшийся по всей окружности здания.

Так будет выглядеть станция «Парк Победы»

Участникам заседания Градсовета не понравилось смещение входа на станцию с Московского проспекта, излишняя детализация фасадов строения («лужковский стиль»), отсутствие связи с минималистичным, но интересным архитектурным решением старого павильона.

При этом представитель КРТИ заявил, что проектировщик выполнил поставленные ему технические задания и «нам не хотелось бы заниматься глобальной переделкой проекта».

Сроки закрытия «Электросилы» на реконструкцию ещё не определены, но проектная документация уже проходит процедуру государственной экспертизы. Строительные работы начнутся не ранее 2023 года.

Напомним, что на месте нынешнего павильона станции метро «Фрунзенская», построенного по тому же проекту, что и «Электросила», и расположенного тоже на Московском проспекте возле Обводного канала, предполагается построить подковообразное в плане здание, прямоугольный главный фасад которого выходит на красную линию магистрали.

Так будет выглядеть преображённая «Фрунзенская»

Архитекторы заявляют, что здание «решено в современной стилистике» и «в контексте застройки Московского проспекта 40-х–50-х годов ХХ века». Фасады разделены на три части — стилобатный (нижний) ярус, средний с выступающими пилонами и простенками, облицованными серым испанским известняком с осветлённым энергоэффективным остеклением, предусмотрены аттик с частыми пилонами и атриум с куполом. «Композиционные приёмы отражают симбиоз исторической архитектуры и эстетики нынешнего времени».

Вход в вестибюль станции запланирован с восточной стороны и «оформлен выступающей из плоскости фасада монументальной аркадой», он, по мнению авторов проекта, перекликается по масштабу и ритму с находящимся по соседству памятником архитектуры XIX века Скотопригонным двором. С южной стороны здания запланирован вход в Единый диспетчерский центр метрополитена, «выполненный в современной стилистике».

Заявлено, что здание станет «сомасштабным элементом, своеобразным связующим звеном между комплексом Скотопригонного двора и многоэтажной застройкой», которая тут появилась в последние годы, когда на месте молочного комбината на прилегающей территории появились типа элитные «человейники».

Градсовет согласовал в минувшем январе этот проект «Фрунзенской», который после доработки стал ещё более скучным, чем изначально.

Игорь Теплов

Вам будет интересно