Последняя ночь «Юлия Цезаря»

Novorossiysk_1

Меня всегда заставляла улыбнуться фраза: «Мы никогда об этом не узнаем». Даже не самим своим содержанием, а, скорее, категоричностью. Особенно в нашей стране с непредсказуемым прошлым. Не все тайны остаются тайнами. Но некоторые из них даже после своей разгадки не теряют таинственности. И чаще всего начинают служить очень тяжёлым предупреждением на будущее.

«Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») в бассейне Map Пикколо военно-морской базы Таранто, 1930 год

На днях исполнилось 65 лет одной из самых загадочных катастроф, произошедших в России в ХХ веке. В ночь на 29 октября 1955 года на рейде Севастополя после мощного взрыва затонуло одно из самых мощных судов нашего флота – линкор «Новороссийск». Жертвами трагедии тогда стали 829 человек. Официальная версия о немецкой мине времён войны с самого начала не выглядела особо убедительной и откровенно смотрелась попыткой властей сказать обществу хоть что-то мало-мальски внятное. Так что же на самом деле случилось с великим кораблём? С самого начала было серьёзное подозрение в том, что причины его гибели кроются в его истории. Ведь название «Новороссийск» линкор носил только последние несколько лет своей жизни. До этого же он назывался совершенно иначе.

Он был заложен в Генуе в 1910 году и спущенным на воду в 1915-м под именем «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»). В Первой мировой войне он не участвовал, а в период Второй мировой линкор сопровождал конвои. После войны он несколько лет простоял на якоре без должного технического обслуживания в ожидании решения своей дальнейшей судьбы. И вот в 1948 году его было решено передать нашей стране в качестве военного трофея. Название «Новороссийск» было им получено в 1949 году. Он стал самым сильным кораблём Черноморского флота и одним из самых сильных кораблей в истории нашего флота вообще. Нёс боевое дежурство он до той самой последней ночи, когда в 1.30 пополуночи Севастополь проснулся от огромного взрыва.

Всегда было известно, что передача «Юлия Цезаря» Советскому Союзу была решением, которое не понравилось очень многим. И больше всего итальянцам – «Giulio Cesare» был их гордостью. Отсюда и возникла одна из главных версий его гибели. Впрочем, перечислим их все. А основных версий было пять.

1. Мина. В севастопольских бухтах они тогда не были редкостью со времен Гражданской войны. В 1941 году при наступлении немцы минировали акваторию и с моря, и с воздуха. Одни сработали ещё в период боев, другие были извлечены и обезврежены уже после войны. Позже севастопольские бухты и рейд регулярно протраливались и осматривались водолазными командами. А уже после взрыва линкора в Севастопольской бухте обнаружили еще 19 немецких донных мин, в том числе и на расстоянии менее 50 метров от места гибели линкора.

2. Торпедная атака неизвестной подводной лодкой. Было выяснено, что в ночь катастрофы рейд Севастополя никем не охранялся — сетевые ворота были распахнуты, а шумопеленгаторы бездействовали. Город оказался беззащитен. Теоретически, чужая подлодка вполне могла войти в бухту, выбрать позицию и нанести торпедный удар. Препятствием могло быть мелководье, но на тот момент военным было уже известно, что на вооружении некоторых западных флотов стоят малые или карликовые подводные лодки. И эта же гипотеза, в свою очередь, породила другую — не замешаны ли во взрыве диверсанты?

3. Итальянские боевые пловцы. Самый грозный подводный спецназ во время Второй мировой войны, «10-я штурмовая флотилия», был у итальянцев, а командовал ими легендарный князь Юнио Валерио Боргезе, который якобы публично поклялся после передачи линкора нашей стране отомстить за такое национальное унижение. Более того, «10-я штурмовая флотилия» принимала участие в битве за Севастополь, базировалась в портах Крыма и отлично знала рельеф. С учётом этого боевого потенциала итальянских аквалангистов, пилотов малых подлодок, а также принимая во внимание обнаруженную брешь в охране главной базы Черноморского флота, версия о подводных диверсантах всегда выглядела максимально убедительно.

4. Вторым подразделением мира, способным на нечто подобное, была 12-я флотилия ВМС Великобритании. Мотив: будто бы советское командование хотело оснастить «Новороссийск» ядерным оружием. Бывший «Юлий Цезарь» для этой цели подходил идеально. В пользу такой версии говорило ещё и то, что в конце октября 1955 года британская средиземноморская эскадра проводила маневры в Эгейском и Мраморном морях.

5. Рука КГБ. Конспирологическая версия времён Перестройки, согласно которой причиной этого была провокация против руководства ВМФ СССР и его главы адмирала Кузнецова. Который вскоре действительно был снят со своего поста. Фактических доказательств не имеет, рассматривать всерьёз бессмысленно.

Как, в общем-то, не было особых однозначных свидетельств ни по одной из версий, включая официальную. В действительности же завеса тайны над истинной причиной катастрофы начала приоткрываться не так давно – около семи лет назад. Когда ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» Уго Д’Эспозито, будучи уже очень глубоким стариком, признал, что итальянские военные причастны к затоплению «Новороссийска». По сути, он подтвердил одну из версий: по его словам, итальянцы не хотели, чтобы корабль достался русским, поэтому позаботились о том, чтобы его затопить. Впрочем, разумеется, его слова не были подтверждены на официальном уровне.

Что ж, некоторые тайны всё же никогда не открываются до конца. А нам остаётся лишь почтить память героического экипажа великого корабля и лишний раз понять, до какой степени не является пустым звуком необходимость обороны наших рубежей. Дабы последняя ночь «Юлия Цезаря» никогда больше не повторилась.

(с) Павел Кухмиров

Вам будет интересно