Ответа из Кремля на предложение «слить» петербургский порт в Усть-Лугу, а на его месте построить жильё и офисы, пока нет. Зато есть данные по грузообороту обеих гаваней за 4 месяца 2021 года. Кто же выигрывает в конкурентной борьбе?
Мизерный, но всё-таки рост
Грузооборот порта Санкт-Петербург за период с января по май 2021 года суммарно вырос на 1 процент к тому же периоду 2020-го и составил почти 20 миллионов тонн.
Объем перевалки наливных грузов (нефтепродуктов) сократился на 2 процента (до 3,63 миллиона тонн), а навалочных грузов вырос на 23 процента (до 2,72 миллиона тонн). Правда, по структуре тут наблюдается большой разнобой. Уголь и кокс «просели» на 63 процента, зато минеральные удобрения, например, прибавили 33 процента.
Обработка генеральных грузов увеличилась на 3 процента (до 4,16 миллионов тонн). «Просели» металлолом (74 процента к тому же периоду 2020-го) и цветные металлы (85 процентов), но прибавили металлы чёрные (117 процентов), а также рыба и рыбопродукты (144 процента).
Перевалка накатных (Ro-Ro) грузов выросла на 34 процента (до 467,3 тысячи тонн), а насыпных упала на 23 процента (до 93,6 тысячи тонн), в том числе лесные грузы показали рост на 34 процента (98,9 тысячи тонн), а зерновые снизились на 42 процента (до 44,4 тысячи тонн). Обработка грузов на паромах выросла на 83 процента (до очень в общем-то скромных 0,9 тысячи тонн).
Контейнерооборот уменьшился на 8 процентов (почти до 675 тысяч TEU — Twentyfoot Equivalent Unit — единица, равная объёму одного 20-футового контейнера, объём одного 40-футового контейнера — 2 TEU).
Кстати
Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург за 2020 год составил 59,88 миллиона тонн, контейнерооборот — 2,09 миллиона TEU. Площадь акватории в Невской губе Финского залива и устьевой части Невы, занятой портовыми сооружениями, составляет 164,6 км2, протяжённость причальной линии — 31 километр (почти 200 причалов с глубинами фарватера до 11,9 метра). Территориально порт разделён на четыре района.
Усть-Луга пока что «в минусе»
Грузооборот порта Усть-Луга (Кингисеппский район Ленинградской области) за январь-апрель 2021 года снизился на 5 процентов к такому же периоду 2020-го и составил 34,5 миллиона тонн.
Объем перевалки навалочных грузов вырос на 16 процентов (до 16 миллионов тонн), в частности уголь и кокс прибавили 22 процентов (13,5 миллиона тонн), то есть «переехали» сюда из петербургского порта. Но при этом в Усть-Луге на 24 процента (около 1,2 миллиона тонн) снизилась перевалка минеральных удобрений (в Петербурге значительно выросла).
Объём перевалки наливных грузов снизился на 17 процентов до почти 18 миллионов тонн, в том числе нефти — на 35 процентов (до 6,6 миллионов тонн), сжиженного газа — на 57 процентов (до 220 тысяч тонн, в 2019-м за тот же период — 890 тысяч тонн).
Перевалка генеральных грузов увеличилась в 2 раза (до 84,2 тысячи тонн). Только чёрного металла в порту отгружено в 2,5 раза больше, чем в январе-апреле 2020-го, а насыпных грузов — в 3 раза (правда, это направление в Усть-Луге только развивается, то есть отсчёт идёт почти с нуля). При этом объёмы леса, «прошедшие» через гавань сократились на 55 процентов до 78 тысяч тонн.
Объем перевалки грузов на паромах сократился на 31 процент (до 244 тысяч тонн). Контейнерооборот уменьшился на 42 процента, составив 10,1 тысячи TEU.
Кстати
Грузооборот Усть-Луги в 2020 году снизился на 1 процент и составил 102,6 миллиона тонн. На сегодня порт занимает территорию в 1182 гектара с акваторией в 68 км2. Здесь насчитывается 38 причалов общей длиной, превышающей 7 километров. Пропускная способность грузовых терминалов составляет 121 миллион тонн в год. У причалов могут швартоваться суда длиной в 320 метров с осадкой до 15 метров. Здесь расположены разнопрофильные терминалы 16 компаний, сейчас строится «Ультрамар» по перевалке удобрений и железорудного сырья мощностью в 12 миллионов тонн в год, а «Новотранс» возводит комплекс Lugaport для перевалки 24,3 миллиона тонн навалочных, генеральных, зерновых и пищевых грузов.
Впрочем, надо учитывать, что показатели за 4 месяца к концу года могут радикально измениться и «долгоиграющие» выводу тут не совсем уместны. Другое дело, что некоторые тенденции уже обозначились и они интересны.
Кремль о судьбе петербургского порта пока молчит
Напомним, что президент АО «Трансмашхолдинг» (крупнейший в России производитель железнодорожного подвижного состава) Андрей Бокарев 16 марта обратился с письмом к президенту России Владимиру Путину.
Суть его предложения сводится к следующему: портовые терминалы перевести из Петербурга в Усть-Лугу (два десятка крупных объектов), освободившиеся площади (около 600 гектаров) на берегах Невы и Финского залива застроить жилой и офисной недвижимостью общей площадью 4,8 миллиона м2, цена вопроса составляет примерно 440 миллиардов рублей.
Кстати
Бокарев является и совладельцем нефтепродуктового наливного терминала «Усть-Луга Ойл» мощностью 30 миллионов тонн в год и действующего там же АО «Ростерминалуголь».
Президент РФ в своей резолюции на письме поручил премьер-министру Михаилу Мишустину проработать этот проект с профильными министерствами, ведомствами и администрациями регионов, Минтрансу, Минэкономразвития и Росимуществу поручено представить доклад по теме до 8 апреля. Пока что никакой доступной информации о результатах этой «проработки» и дальнейшей судьбе Большого порта Санкт-Петербурга не озвучено.
Администрация Ленинградской области аккуратно намекнула, что идея ей во всех смыслах интересна, а Смольный «по привычке» отделался общими фразами.
Игорь Теплов