Порт и верфи Петербурга «съезжать в Ленобласть» не спешат

PortSPb6

Автор идеи о переносе терминалов Большого порта Санкт-Петербурга в Усть-Лугу говорит, что вопрос «завис» до конца года. При этом судостроители возражают против перемещения за черту мегаполиса крупных верфей. В общем, «лёд пока не тронулся».

Эта проходная теперь ведёт в порт Усть-Луга?

Президент АО «Трансмашхолдинг» Андрей Бокарев накануне заявил представителям прессы, что его инициатива о переносе портовых мощностей из Петербурга в Усть-Лугу (Кингисеппский район Ленинградской области), которую он изложил в марте в письме президенту России, «обсуждается на всех уровнях». При этом решение по этому вопросу может быть принято в конце текущего или в начале следующего года.

Напомним, суть предложения Бокарева сводится к следующему: портовые терминалы перевести из Петербурга в Усть-Лугу (два десятка крупных объектов), освободившиеся площади (около 600 гектаров) на берегах Невы и Финского залива застроить жилой и офисной недвижимостью общей площадью 4,8 миллиона м2, цена вопроса составляет примерно 440 миллиардов рублей. Проект, по оценке Бокарева, получается рентабельный (выручка резидентов территории составит 130 миллиардов рублей в год, после реализации проекта — 1,5 триллиона рублей).

Президент РФ в своей резолюции на письме бизнесмена поручил премьер-министру Михаилу Мишустину проработать этот проект с профильными министерствами, ведомствами и администрациями регионов, Минтрансу, Минэкономразвития и Росимуществу было поручено представить доклад по теме до 8 апреля, но пока никакой официальной информации по этому поводу не озвучено.

Теперь Бокарев резонно отмечает, что во всей этой истории с петербургским портом «вопросов гораздо больше, чем понятных на них ответов», и вообще нужно понять «возможно это или невозможно». По его мнению, прежде всего «надо разобраться в структуре собственности — областной, муниципальной, федеральной» и что реально перенести из портовой зоны, а что нет.

Бокарев напоминает, что редевелопмент портовых территорий осуществлён во многих крупных городах мира – Лондоне, Гамбурге, Мельбурне и др.

«Фактически создаётся такое лицо типа морских ворот городских. То же самое можно сделать в Санкт-Петербурге, поэтому жителям города и его администрации нужно принимать решение, хотят они этого или не хотят», — заявил бизнесмен.

Андрей Бокарев ссылается на опыт Лондона, Гамбурга, Мельбурна и других портовых городов

Бокарев подчеркнул, что «Трансмашхолдинг» и он лично не являются «интересантами этого переноса». Правда, следует напомнить, что автор идеи — совладелец нефтепродуктового наливного терминала «Усть-Луга Ойл» мощностью 30 миллионов тонн в год и действующего там же АО «Ростерминалуголь».

«Трансмашхолдинг» — крупнейший в России производитель железнодорожного подвижного состава и прежде не «засветился» проектами, связанными с портами и девелопментом, но в письме президенту РФ Бокарев отмечал, что реализовать масштабный проект переноса порта из Петербурга можно за счёт средств инвесторов с использованием механизма государственно-частного партнёрства и с участием ВЭБа, а группа акционеров «Трансмашхолдинга» готова выступить оператором проекта на основе создаваемой «Корпорации развития портов Северо-Западного региона» (пока не зарегистрирована).

Также Бокарев заявляет, что владельцы портовых терминалов не проиграют при реализации проекта: «Они свой объект отдают бесплатно только в обмен на новый, только по той технологии, по которой они закажут для себя его строительство. Выкуп территории происходит в момент передачи хозяину нового действующего терминала, уже введённого в эксплуатацию, поэтому у них задержки по перевалке не будет никакой».

Таков, видимо, ответ на мнение ряда стивидорных компаний петербургского порта, которые не одобрили идею Бокарева, поскольку, по их мнению, реализация проекта негативно скажется на экспортном потенциале страны и повлечёт за собой существенные экономические и социальные проблемы, которые обойдутся чуть ли не в разы дороже заявленных 440 миллиардов рублей.

А сколько территорий для застройки здесь ещё можно намыть

Кстати

Более-менее одобрительно к идее редевелопмента петербургского порта относятся только экологи, поскольку речь идёт о «расчистке» огромной промышленной зоны в черте города. Много вопросов имеется по транспортной инфраструктуре Кировского района, где расположен порт, и всего юго-запада Петербурга, которая и так, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Потери для бюджета города оцениваются по-разному, но составят они не менее 5 миллиардов рублей в год.

При этом с территории, на которой предлагается осуществить грандиозный проект, предстоит неизвестно куда переместить Северную верфь и Адмиралтейские верфи (входят в состав Объединённой судостроительной корпорации) и как минимум сократить прилегающие к порту площади Кировского (Путиловского) завода. Если прецедент будет создан, то возможен и перенос Балтийского завода с Васильевского острова.

Почти одновременно с Андреем Бокаревым давеча прокомментировал его идею о переносе петербургского порта и прилегающих предприятий генеральный директор Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов.

Он отметил, что прежде всего нужно определиться, куда предстоит перевести верфи, поскольку от этого зависят затраты на строительство и доставку на место работы персонала предприятий.

Исходя из нынешних цен, Рахманов оценивает перемещение верфей из Петербурга как минимум в 150-200 миллиардов рублей. Эти расходы войдут в себестоимость кораблей. «Мы получим проблему, что каждое судно, построенное на этой перенесённой верфи, придётся субсидировать», — отметил он.

Алексей Рахманов сильно сомневается в экономической целесообразности перемещения верфей из Петербурга

По словам Рахманова, «получится конструкция, когда вместо двух эффективных предприятий мы создадим одно большое, но неэффективное», поэтому надо всё-таки ориентироваться на экономическую целесообразность, «трогать наши верфи, по крайней мере сейчас и в промышленных районах, бессмысленно».

Напомним, грузооборот Большого порта Санкт-Петербург за 2020 год составил 59,88 миллиона тонн, контейнерооборот — 2,09 миллиона TEU. Площадь акватории в Невской губе Финского залива и устьевой части Невы, занятой портовыми сооружениями, составляет 164,6 км2, протяжённость причальной линии — 31 километр (почти 200 причалов с глубинами фарватера до 11,9 метра). Территориально порт разделён на четыре района. В число стивидоров порта входят Петербургский нефтяной терминал, Первый контейнерный терминал, «Петролеспорт» (Global Ports), Контейнерный терминал Санкт-Петербург, Морской порт Санкт-Петербург.

Игорь Теплов

Вам будет интересно