Московский театр на Таганке на сцене петербургского театра «Балтийский дом» представил спектакль «Модильяни» по пьесе Ирады Берг, премьера которого прошла в Москве три месяца назад.
Спектакль рассказывает о страстной, всепоглощающей любви художника Амедео Модильяни, которого блестяще воплотил Павел Табаков, к 19-летней Жанне Эбютерн, которую мастерски сыграла Юлия Хлынина. Действие происходит в последние годы жизни мастера.
По словам нашего соотечественника Ильи Эренбурга, дружившего с Модильяни, Жанна была похожа на школьницу, «у неё были светлые глаза, светлые волосы, она робко поглядывала на художников», собиравшихся в кафе «Ротонда». «Незадолго до моего отъезда в Россию я увидел на бульваре Вожирар Модильяни с Жанной. Они шли, взявшись за руки, и улыбались. Я подумал: наконец-то Моди нашёл своё счастье», – вспоминал Эренбург.
«Их любовные отношения подвергаются испытаниям временем, болезнями и жизненными обстоятельствами, но остаются неизменно яркими, как и произведения самого художника» – так отозвалась на «Модильяни» искусствовед Ольга Леонтьева. Создатели спектакля пытаются раскрыть и внутренний мир Модильяни, понять его поиски смысла творчества, его стремление к красоте.
Отдельно стоит выделить вклад в постановку хореографа Евгения Раева. Он сумел оживить актёрские образы через танцевальные композиции. Эти номера позволили исполнителям глубже раскрыть внутренние переживания своих персонажей, делая эмоции героев более доступными для зрителей. Особого восхищения заслуживает сцена, где Павел Табаков и Юлия Хлынина, прибегнув к пластическому искусству, мастерски воплотили чувство счастья и безудержного восторга. Их синхронный танец стал визуальной метафорой страсти, любви и глубины чувств Модильяни и Жанны.
Центральный элемент сценографии – возвышенный квадрат, расположенный в середине сцены. Именно на этой площадке разворачивается основное действие спектакля. Кроме того, пространство украшено полотнами с репродукциями картин Модильяни, что создаёт атмосферу глубокого погружения в мир художника.
Актёрская игра Павла Табакова заслуживает самых высоких похвал. Его исполнение роли великого Модильяни поражает глубиной проникновения в характер героя – это не просто перевоплощение, а полное прочувствование безмерной любви к Жанне Эбютерн. Особенно впечатляющей оказалась сцена на выставке, где Табаков с блестящей убедительностью отстаивает своё видение искусства. Когда в его адрес звучит обвинение в бесстыдстве, Модильяни с пафосом и искренностью отвечает: «Бесстыдства? Женщина не может быть бесстыдна, она прекрасна по своей сути, она мать и возлюбленная. Разве это не чудо?» Профессионализм Табакова позволяет зрителю не просто наблюдать, но и глубоко сопереживать герою. Создаётся ощущение, что история Модильяни и его страстей разворачивается прямо перед глазами, заставляя снова и снова погружаться в эти переживания, пропуская их через себя.
Также меня впечатлила игра Юлии Хлыниной, как она мастерски передала верность и преданность Жанны Эбютерн к Амедео Модильяни. Сцена, в которой художник, после неудачной выставки, снимает все свои картины, а она, находясь рядом, поддерживает его, несмотря на то что он её выгоняет, трогает до глубины души.
Спектакль режиссёра Стаси Толстой «Модильяни» о том, как любовь и вдохновение могут существовать в гармонии, взаимно обогащая и подталкивая друг друга к преодолению жизненных трудностей и испытаний.
Дарина Адамец
В оформлении текста использована фотография Алексея Молчановского, размещённая на сайте спектакля