Перейти к содержимому
Главная страница Полторы сотни станций метро в 2050 году — это реально?

Полторы сотни станций метро в 2050 году — это реально?

К 2050-му году власти обещают существенно расширить сеть петербургского метрополитена. Появление девяти десятков новых станций отражено в проекте Нового Генерального плана города, который могут принять ещё до конца текущего года. Если всё пойдёт, как задумано, то через тридцать лет на карте Петербурга трудно будет найти место, где поблизости не было бы станции метро. Не верится? В этой истории действительно есть нюансы.

В Петербурге планируют развивать городской метрополитен и построить в ближайшие 30 лет 89 новых станций

В начале августа этого года губернатор Петербурга Александр Беглов анонсировал усовершенствование работы метрополитена — увеличение протяжённости линий на 139 километров. «Будет открыто 89 новых станций метро, из них 31 станция запланирована на первую очередь», — высказался глава города, комментируя проект Генплана. В дополнение к этому было обещано развитие трамвайного движения и внедрение в городскую транспортную сеть электричек: «Создадим два диаметральных маршрута, которые свяжут север и юг Петербурга».

Насколько история со строительством почти сотни новых станций реалистична, можно судить по комментариям специалистов, имеющих хорошее представление о ситуации в отрасли. Так, на пресс-конференции в «Интерфаксе» директор-главный градостроитель Центра Генерального плана Юрий Бакей прямо сказал, что Генплан — «это не бюджетная ведомость»: «Генеральный план фактически формулирует цели и задачи. Это не документ, к которому прикладывается бюджетная ведомость, в которой написано, сколько средств выделяется на решение каждого элемента. Это просто та необходимость, которая нужна городу».

«В основе находится схема комплексного транспортного развития Санкт-Петербурга. Она легла в основу транспортного каркаса Генерального плана. Да, туда вносились изменения, дополнения. В том числе, была предложена дополнительная ветка метрополитена в южном направлении, поскольку южная планировочная зона на сегодня является самым перспективным направлением развития города на ближайшие десятилетия. Была предложена ветка, которая идёт от проспекта Ветеранов через аэропорт Пулково в сторону Пушкина, с выходом у [будущего] нового кампуса Университета. Она доходит фактически до Невской дельты… и имеет пересечение в транспортном пересадочном узле со скоростной дорогой “Санкт-Петербург — Москва”», — рассказал Бакей.

Также город нуждается — и это отражено в схеме — в создании кольцевой ветки метро. «Она была предусмотрена и в предыдущем проекте, — отметил Бакей. — В этом проекте есть изменения с точки зрения трассировки, но принципиально кольцевая есть». Есть в плане новые станции в Юнтолово, Парголово, Пулково, Стрельне, Сосновой поляне. До 2030 года — первая очередь — запланировано строительство 30-ти станций. Следующая десятилетка — 44 станции, и ещё 15 станций должны появиться к 2050-му году. Параллельно должно идти строительство новых депо и реконструкция старых станций. Вместо нынешних пяти линий ждём расширения сети метро до восьми линий.

Позитивно смотрит в будущее вице-президент Транспортного Союза Северо-Запада Сергей Ветлугин. Он убеждён, что развитие метро для Петербурга имеет решающее значение. В качестве примера эксперт привёл появление на окраине города станции «Парнас», которое стимулировало максимально быструю застройку микрорайона. Может ли город реализовать грандиозные планы, намеченные до 2050? Вероятно, может, но это точно будет непросто с учётом того, что за прошедшие 67 лет существования городской подземки было построено 72 станции метро.

Схема развития метрополитена в Петербурге Фото: krti.gov.spb.ru

«Цифры очень серьёзные, но реальные, они могут быть осуществлены. Я полагаю, что надо пересматривать подход к строительству метро в Петербурге. Для того чтобы осуществить программу, намеченную на ближайшие годы, придётся проектировать не менее десяти станций метро ежегодно. Также имеет смысл обратить серьёзное внимание на изменение подходов к технологиям, которые могли бы применяться при строительстве метро, — считает Сергей Ветлугин. — Есть определённая уверенность, что мы сможем справиться с задачей несмотря на то, что сегодня существует в том числе проблема импортозамещения». Также эксперт предложил внимательнее проработать вопрос организации тендеров по проектированию и строительству метро.

В разговорах о метро был озвучен интересный нюанс в отношении Красного Села. Метро, по плану, в Красносельском районе появится, но кому-то всё равно удобнее будет пользоваться электричкой. Заместитель начальника управления информирования пассажиров СПБ ГКУ «Организатор Перевозок» Роман Агапитов рассказал о вариантах для этой локации: «Есть план строительства железнодорожных диаметров. Один из диаметров будет проходить как раз через станцию «Красное Село», и тем, кто живет поблизости от этой станции, будет удобнее ездить в центр города на железнодорожном транспорте. Будут, вероятно, ходить электрички с тактовым расписанием 10-15 минут (это еще просчитывается)». Другим локациям большого Красносельского района, например, территориям ближе к заливу, по словам эксперта, могут быть выгоднее другие варианты — трамвайные линии или метро».

Специалисты в сфере метростроения указывают, что реализации планов помогли бы существенное усиление штата метростроевцев с нынешних неполных четырёх тысяч человек на 10-12 тысяч, увеличение мощности проектного института, подготовка молодых специалистов. Сложности есть в плане закупки новой техники, в частности, приобретения проходческой техники. Так в общении с изданием «Коммерсантъ» генеральный директор Ассоциации «Подземдорстрой» Сергей Алпатов отметил, что ускорить работу и сделать её значительно более эффективной могла бы покупка нового европейского тоннелепроходческого щита большого диаметра, но зарубежная санкционная политика на текущий момент делает это невозможным. Придётся искать альтернативные варианты.

Есть ещё один важный вопрос в деле развития петербургской подземки — останется ли место под строительство новых станций к тому моменту, когда до них дойдёт очередь. Не секрет, что в городе застраивается каждый свободный клочок земли, и тенденция с годами только усиливается. Своим мнением с журналистом «Родины на Неве» по этому поводу поделился Сергей Ветлугин:

«Что касается резервирования тех или иных участков под строительство метро, то, конечно, эта проблема существует. Она существует на протяжении многих лет, потому что темпы строительства петербургского метро оставляют желать лучшего. У нас не раз бывало так, что резервировалась площадка для каких-то проектов — либо станций метро, либо депо — потом “случайно” на участок завозился щебень, его накрывали для защиты каким-нибудь ангаром, а ангар оказывался на капитальном фундаменте. Потом это место использовалось уже для отличных от первоначальных целей. Таких проблем в Петербурге достаточно много. Особенно, в центральной его части.

И ещё — нас в последние годы осуществлялась массовая жилищная застройка на границе области с Санкт-Петербургом. Это уже другой субъект федерации, но иногда мы приходим с теми или иными предложениями разместить какие-то объекты метрополитена в Ленинградской области, и здесь возникают сложности. Сейчас пытаемся договариваться с двумя субъектами федерации о том, чтобы использовать какие-то территории либо для строительства метро, либо для строительства депо, которое необходимо для соблюдения технологического процесса строительства метро».

По словам Ветлугина, в  настоящий момент программа развития санкт-петербургского метро проходит согласования, которые, ожидается, завершатся в ближайшие месяцы. Затем она будет утверждена правительством Санкт-Петербурга, и, соответственно, станет яснее, когда та или иная станция, линия или депо будут введены в эксплуатацию.   

В оформлении текста использовано фото kp.spb.ru

Поделиться ссылкой:

Новости СМИ2