Полиции достался «утюг» советской лёгкой промышленности

Suvorovskiy3

Перед новогодними праздниками завершились ремонтные работы на фасадах огромного серого здания на Суворовском проспекте, 50-52, где теперь «живёт» петербургская полиция. Но строилось оно вовсе не для силовиков.

Основной фасад здания протянулся по Суворовскому проспекту почти на 100 метров

В конце декабря Смольный отчитался, что работы по реставрации фасадов здания Академии лёгкой промышленности имени С.М. Кирова на Суворовском пр., 50-52, проводившиеся по программе комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, закончены.

На стенах пятиэтажного объекта культурного наследия регионального значения со стороны Кавалергардской улицы и Суворовского проспекта имелись трещины и сколы как на штукатурке так и на гранитной облицовке, «следы продолжительного намокания, высолы, биопоражения, замазки цементным составом», отмечались «деструкция и выкрашивание раствора из швов, подвижность и смещение каменных блоков».

Кстати

Проектная документация ремонта обошлась в 1,8 миллиона рублей (разработана в 2020-м), а сама реставрация фасадов огромного здания потребовала из городского бюджета 97,8 миллиона рублей.

Теперь отремонтированы облицовка натуральным гранитом цоколя и стен первого этажа, лестница перед парадным входом со стороны Суворовского проспекта, штукатурный слой и кирпичная кладка «в местах утрат отделочных слоёв», приведён в порядок балкон центральной трёхпролётной ниши, где устроена современная гидроизоляция, также заменены водосточные трубы, карнизные свесы и линейные окрытия.

Трёхпролётная ниша с балконом расположена в центре фасада по Суворовскому проспекту

Внушительное по размерам (только фасад по Суворовскому проспекту протянулся примерно на 100 метров), тяжеловесное (в том числе и за счёт серого окраса стен) здание — памятник эпохи перехода от конструктивизма к сталинскому ампиру.

Его история началась в финале 1932-го, когда была утверждена «Программа на составление проекта здания для Ленинградской Академии лёгкой промышленности имени С.М. Кирова». Это учебное заведение создали за два года до этого на базе «курсов красных хозяйственников», основанных, в свою очередь, в 1925-м.

Кстати

Академия с вечерней формой обучения предназначалась для подготовки инженеров-технологов, но с упором на административные функции, то есть, выражаясь сегодняшним языком, здесь «ковали» средний и высший менеджмент в основном предприятий лёгкой промышленности на шести  факультетах (химический, текстильный, полиграфический, кожевенно-обувной, широкого потребления и сбыта, пищевой).

Проект здания разработала группа молодых архитекторов — недавних выпускников Ленинградского высшего художественно-технического института (бывшая Императорская Академия художеств), которых учили здесь Леонтий Бенуа, Лев Руднев, Владимир Щуко, Иван Фомин, Владимир Гельфрейх и другие замечательные зодчие того времени.

Такое монументальное здание кажется специально созданным для полицейского главка

Строительство производилось в период 1933-1938 годов (судя по всему, с разной интенсивностью и в два этапа) по проекту архитекторов Александра Хрякова, Леонида Полякова, Павла Абросимова и Александра Великанова. О вкладе каждого из них в это сооружение судить трудно, но все четверо в 1933-м в составе группы под руководством Гельфрейха и Щуко переехали в Москву для работы над Дворцом Советов (который, как известно, так и не был простроен). В столице они все и работали до конца жизни, спланировав там энное количество интересных зданий, за что удостоились премий и наград.

В Ленинграде эти «ребята» успели отметиться несколькими постройками (дом Общества бывших политкаторжан на площади Революции, комплекс зданий Института сигнализации и связи на Кронверкском проспекте, 9, образующий в плане очертание серпа и молота, жилой дом на Большой Посадской улице, 7-7а и др.), но все они выполнены в стиле конструктивизма. И вдруг молодые архитекторы проектируют этот огромный тяжеловесный «утюг» для академии лёгкой промышленности…

Конечно, можно предположить, что, выслушав пожелания заказчиков из Ленинградского совета народного хозяйства, «ребята» пошутили и нарочно спроектировали для академии «лёгонькой» промышленности максимально тяжёлое по архитектуре здание. Возможно, что уже в начале 30-х стало очевидным направление советской градостроительной стилистики в сторону «сталинского ампира», и поэтому молодые зодчие создали проект, очень далёкий от принципов конструктивизма. К тому же, вероятно, они уже были так или иначе задействованы в работе над московским Дворцом Советов, и «набивали руку», готовясь к работе над этой амбициозной и официозной постройкой. Таковы вопросы к исследователям архитектуры того времени, на которые пока ответа нет.

Современный вид здания посольства Германии на Исаакиевской площади

Кстати

В связи с этим зданием на Суворовском проспекте часто фигурирует версия об увлечении молодыми советскими зодчими «беренсианством», то есть приёмами очень известного немецкого архитектора начала ХХ века Петера Беренса. Он, в частности, построил в Петербурге на Исаакиевской площади в 1911-1912 годах здание посольства Германии, считающееся одним из самых ранних памятников европейского конструктивизма, занимая переходное положение между таковым и поздним неоклассицизмом.

Петербургская пресса ругала Беренса, сравнивая здание посольства Германии то ли с недостроенной фабрикой, то ли с прогоревшим элеватором, а прямые колонны — с водосточными и заводскими трубами. Тем не менее, облицованное красным гранитом сооружение по цвету «работает» с колоннами Исаакиевского собора, а строгий рисунок фасада — с Мариинским дворцом, построенным в середине XIX века по проекту Андрея Штакеншнейдера, который едва ли не впервые в Петербурге использовал для этого здания насыщенный серый цвет.

Петербургская гостиница «Астория»

При этом практически одновременно с посольством Германии напротив него на той же Исаакиевской площади была построена по проекту Фёдора Лидваля гостиница «Астория». Её строгие фасады тоже серого цвета.

Такое ощущение, что при проектировании здания Академии лёгкой промышленности молодые архитекторы «скрестили» приёмы Беренса и Лидваля, встретившиеся в начале ХХ века на Исаакиевской площади.

Ещё один пример тяжеловесного строения серого цвета имеется в Петербурге на углу Большой Морской улицы и Кирпичного переулка. Это здание Русского для внешней торговли банка начали строить по проекту Леонтия Бенуа и Фёдора Лидваля в 1915-м, до революции закончить не успели. Доделывали в 1929-1931 годах по чертежам Льва Руднева и Якова Свирского для основанного в 1930-м Ленинградского текстильного института, который на некоторое время стал частью той самой Академии лёгкой промышленности на Суворовском, 50-52. Временной период, действующие лица и организации на удивление совпадают.

Здание текстильного института на Большой Морской

Кстати

Тоже тяжеловесное серое здание, подавляющее вокруг себя «всю окружающую действительность», было построено в Ленинграде в 1934-1938 годах по проекту архитекторов Евгения и Леонида Катониных, Евгения Соколова и Кирилла Иогансена. Речь идёт о Фрунзенском универмаге на углу Московского проспекта и набережной Обводного канала. Это уникальный памятник советской архитектуры, тоже несущий на себе черты «беренсианства» в виде огромных трубообразных колонн и других элементов, свойственных и конструктивизму, и неоклассицизму. Находим мы эти мотивы и в построенном перед самой войной по проекту Ноя Троцкого Доме Советов на нынешней Московской площади. Правда, это громоздкое здание, к счастью, не окрашено в серый цвет (и так-то тяжеловато).

Здание Фрунзенского универмага на углу Московского проспекта и набережной Обводного канала

По информации открытых источников, строительство здания Академии лёгкой промышленности на Суворовском проспекте 50-52 было завершено в 1938-1939 годах, но успел ли здесь разместиться вуз — неизвестно. Очень возможно, что по поводу использования этого строения уже были другие планы.

Во всяком случае, в ноябре 1940 года академия была ликвидирована, в январе 1941-го состоялось заседание комиссии, «в целях реализации приказа Наркома» она решала вопрос о передаче имущества упразднённого вуза уже упомянутому выше Ленинградскому текстильному институту и отраслевому техникуму.

Один из проектных видов здания Академии лёгкой промышленности

В сентябре 1941 года в здании, которое на тот момент, судя по всему, пустовало, был развернут эвакуационный госпиталь № 28. Такое расположение выглядело логично, поскольку на противоположной стороне Суворовского проспекта находится комплекс учреждённого в 1835 году Николаевского военного госпиталя (ныне 442-й окружной военный клинический госпиталь имени Зиновия Соловьева). Но это медицинское учреждение уже было эвакуировано в Вологду. Не очень понятно, почему его обширные и специально оборудованные помещения не использовались для эвакогоспиталя, который развернули в здании, недавно построенном для вуза.

19 сентября 1941 года, когда на Ленинград было совершено как минимум шесть воздушных налётов, произошла трагедия. Здание на Суворовском, 50-52 подверглось бомбардировке и загорелось. Согласно официальным источникам, на крыше госпиталя был изображён красный крест, защищающий по Женевской конвенции медицинские учреждения, но якобы именно он и послужил ориентиром для немецких лётчиков.

Пожар в здании на Суворовском, 50-52 после бомбёжки 19 сентября 1941 года

Подтвердить или опровергнуть эту версию невозможно, поскольку огромное здание выгорело дотла. Под обломками сооружения, а также от ран и ожогов, полученных от возникшего пожара, погибли и получили ранения 442 человека, в том числе 160 работников госпиталя.

Кстати

Не исключается и вероятность того, что немецкие лётчики при бомбёжке здания руководствовались вовсе не красным крестом на крыше. Внушительный и монументальный вид масштабного строения больше напоминает некое правительственное учреждение, например, берлинскую рейхсканцелярию, чем госпиталь. Никакого оправдания случившемуся нет и быть не может, но, возможно, увлечение советских архитекторов и чиновников «тевтонскими» архитектурными формами невольно поспособствовало трагедии.

Строительство здания рейхсканцелярии в Берлине. 1938 год

Десять лет после Великой Отечественной войны здание стояло в разрушенном состоянии. Только в 1955-м по проекту мастерской Евгения Левинсона и Игоря Фомина началось восстановление «утюга». Здесь разместились подразделения Центрального научно-исследовательского института имени академика А.Н. Крылова (фундаментальные исследования, связанные с кораблестроением и смежной деятельностью, концептуальное обоснование развития гражданского и военного флотов, проектирование судов и морских сооружений). По данным на 1965 год в этом же здании располагалась Плановая комиссия Северо-Западного района Госплана РСФСР.

В 1995 году на фасаде установлена гранитная мемориальная доска: «Светлой памяти раненых, больных и медицинского персонала эвакогоспиталя, трагически погибших в этом здании 19 сентября 1941 года во время налёта вражеской авиации».

В память о трагедии 19 сентября 1941 года на здании установлена мемориальная доска

Уже в XXI веке на Суворовском, 50-52 разместились Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт‑Петербургу и Ленинградской области (переехало сюда из Большого дома, «даже из подвалов которого Колыма видна», расположенного на Литейном, 4, где осталось региональное управление Федеральной службы безопасности) и Второй апелляционный суд общей юрисдикции.

Недавно (в ноябре 2021-го) на использующуюся для парковки автомобилей площадку между Суворовским проспектом, Кавалергардской улицей и дугообразно вогнутым углом «утюга» перенесли с Малой Конюшенной улицы скульптуру городового. Бронзовая фигура «стража порядка» высотой 2,3 метра работы скульптора Альберта Чаркина была установлена в Петербурге в 1998 году.

Бронзовый городовой явно потерялся на фоне этой громады

Скульптуру перенесли по поручению губернатора Александра Беглова, данному в ответ на обращение начальника ГУ МВД России по Санкт‑Петербургу и Ленинградской области Романа Плугина. «Это удачное решение и с эстетической точки зрения — памятник прекрасно вписался в окружающую среду», — заявил градоначальник. Хотя любому прохожему очевидно, что небольшой монумент оказался «раздавлен» массивным серым зданием Академии лёгкой промышленности имени С.М. Кирова, которое, по мнению петербуржцев, своим «тевтонским» стилем удивительно подошло полицейскому ведомству.

Игорь Теплов

Использованы фотографии с официального сайта Правительства Санкт-Петербурга

Вам будет интересно