
Француза Жюля Массне, одного из выдающихся композиторов второй половины XIX века, в России вспоминают нечасто. В Мариинском театре сейчас идут две оперы Массне: «Дон Кихот» в постановке Янниса Коккоса (с декабря 2012 года) и «Золушка». Последнее произведение – в концертном исполнении.
«В репертуаре Мариинского театра – это не первая опера Массне, и даже не первая “Золушка”. Конечно же, все мариинские “Золушки” – разные. Хрупкая лирика Прокофьева, буффонада Россини не лишили “Золушку” её сказочной невинности, а у Массне получилась сказка для взрослых. Люсетта-Золушка – типичная инженю, наивная, но страстная, мачеха и дочери – ярко выписанные интриганки, а Принц – при всей его наивности – пылкий герой-любовник. Сказочный антураж с феями, волшебными туфельками и зарослями цветов – лишь условные декорации, в который разворачивается вечный сюжет о противоборстве любви и смерти», – рассказывает музыковед Екатерина Юсупова.
Жюля Масне называют мастером «изысканного композиторского ремесла Прекрасной эпохи». Он написал более тридцати опер. Данные источников расходятся в определении их точного количества, потому что некоторые сочинения, в частности из раннего периода творчества, были утеряны, а некоторые оперы остались незаконченными. «Массне редко повторяет свои музыкальные фразы, не говоря уже о повторяющихся темах», – отмечала критик XIX века Анна Финни.
Массне преимущественно писал комедийные оперы и любил вводить комедийность в свои серьёзные произведения. По мнению биографа композитора Хью Макдональда, среди комических произведений наиболее выигрышны как раз «Золушка» и «Дон Кихот», которые есть в афише Мариинки. А ещё в экспертной среде распространено мнение, что в операх Массне центральное место занимают женские образы, и в них проявляются черты его французских современниц, недаром Массне называли «поэтом женской души».
Идея написать оперу «Золушку» по мотивам сказки Шарля Перро у Жюля Массне возникла в 1894-м в Лондоне на премьере его «Наваррки». «Золушку» он сочинил уже в 1895-м, но её премьера состоялась лишь 24 мая 1899 года в Парижской Опера-комик. Массне находился тогда на пике популярности. Публика и пресса восприняли «Золушку» восторженно. «После грандиозного успеха в год премьеры (только в Париже в 1899-м она прозвучала 49 раз) “Золушка” стала чуть ли не самой любимой оперой Массне и начала триумфальное шествие по театрам Европы», – сообщает Екатерина Юсупова. Однако после смерти композитора, а последние годы его жизни были омрачены болезнью и личными переживаниями, о его «Золушке» начали забывать. Но во второй половине ХХ века о ней вспомнили целый ряд ведущих театров мира.
По выражению Клода Дебюсси, «каждый французский музыкант хранит немного Массне в своём сердце». Дебюсси был студентом Консерватории, когда в ней преподавал Массне, но он не учился у него. Тем не менее Ромен Роллан, который был не только писателем, но и музыковедом, а также французский композитор и критик Франсис Пуленк различили влияние Массне на такое авангардное произведение Дебюсси, как опера «Пеллеас и Мелизанда», которая, кстати, тоже есть в репертуаре Мариинского театра.
Словом, кто захочет познакомиться с поэзией женской души в «Золушке» Жюлля Масне, может сделать это, придя в Концертный зал Мариинского театра 8 февраля. Начало спектакля в 19 часов.
Дмитрий Жвания