Поезда на магнитной подушке лежат в России под сукном

maglev_1

В Министерстве транспорта России началась работа над новой редакцией Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года. В состав рабочей группы «Наземный транспорт», которая участвует в подготовке этого документа, входит и авторитетный специалист, в прошлом начальник Октябрьской железной дороги и министр путей сообщения, а ныне руководитель кластера «Российский Маглев» Анатолий Зайцев. Напомним, что этот кластер занимается развитием в нашей стране магнитолевитационного движения. Журналист сайта «Родина на Неве» побеседовал с Анатолием Зайцевым.

В прошлом начальник Октябрьской железной дороги и министр путей сообщения, а ныне руководитель кластера «Российский Маглев» Анатолий Зайцев

— Наша рабочая группа, которую возглавляет ректор Российского университета транспорта Александр Климов, уже направила в министерство свои предложения, — говорит руководитель кластера. — Значительное внимание там уделено перспективам магнитолевитационного движения. Однако у меня нет полной уверенности в том, что эта часть наших предложений войдёт в новую редакцию Транспортной стратегии.

— Анатолий Александрович, специалисты «Российского Маглева» вместе с коллегами из созданного в Петербургском государственном университете путей сообщения Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских перевозок не один год занимаются вопросами магнитолевитационного движения. Уже достаточно давно разработаны проекты двух трасс: городская — от квартала «Балтийская жемчужина» до Обухова с остановками возле станций метро; федеральная, которая должна соединить порты на Финском заливе с московским регионом. Однако сегодня никто не может сказать, когда же начнется реализация этих проектов. Почему? Ведь, казалось бы, перспективное дело: поезда на магнитной подушке способны двигаться со скоростью, превышающую 500 километров в час, путевую структуру можно размещать и на уровне земли, и в тоннеле, и на эстакаде, минимально воздействие на окружающую среду.

— Скажу больше. Кроме названных вами проектов, разработаны ещё два. Один из них — создание сверхскоростной пассажирской магистрали Петербург-Сочи с ответвлением в Крым; второй — строительство высокоскоростной контейнерной транзитной магистрали «Запад — Восток». В одной из своих статей я назвал эти проекты так: «живородящий крест России».  

У меня на рабочем столе лежат несколько официальных писем, полученных из Министерства транспорта. Там говорится, что министерство не занимается магнитной левитацией, поскольку эта технология не внесена ни в нынешнюю, ни и в предыдущие редакции Транспортной стратегии Российской Федерации?

— Так почему же она не внесена?!

— Хороший вопрос. Очевидно, что на чиновников  министерства транспорта оказывается давление. В первую очередь, со стороны не связанных с ОАО «РЖД» коммерческих структур, которые занимаются обслуживанием и ремонтом «Сапсанов». Попутно сделаю два замечания. Первое: на трассе Петербург — Москва эти поезда двигаются со средней скоростью 171 километров в час —невысокий по мировым меркам показатель. Второе — для обслуживания поездов на магнитной подушке, которые в перспективе могут вытеснить «Сапсаны», не требуется больших затрат: нет соприкосновения колеса с рельсом, а, значит, и поломок очень мало. По сути, обслуживание будет сведено к созданию в поездке комфортных условий для пассажиров.

В число противников магнитной левитации входят и автомобильные фирмы. Их хозяев пугает, что если поезда начнут двигаться с очень высокой скоростью, грузоотправители начнут отдавать предпочтение железнодорожному транспорту. К слову, примерно так же в XIX веке в Российской империи извощичье лобби сопротивлялось строительству первой в стране железной дороги.   

— Но ведь не так давно объединённый учёный совет ОАО «РЖД» пришёл к выводу, что следующим этапом в развитии железнодорожного транспорта должно стать движение на основе технологии магнитной левитации. Означает ли это, что РЖД начнёт теперь серьёзно заниматься этой технологий?

— К сожалению, нет. В состав совета входят известные и авторитетные учёные, многие из которых никак мне связаны с ОАО «Российские железные дороги». Они оценивают перспективы магнитолевитационного движения с технической и экономической точек зрения. А вот у руководства РЖД подход здесь другой.

— Какой именно?

— Руководители компании обычно стараются говорить дипломатично. Мол, магнитная технология — это интересная, передовая технология, но ОАО «РЖД» продолжает работать по системе «колесо-рельс». Если же уйти от дипломатии, смысл этих высказываний таков: РЖД — акционерное общество, главной задачей которого является зарабатывание денег. И зарабатывать на том, что есть сейчас в его распоряжении: рельсы, поезда, локомотивы и т.д. А новыми, прорывными технологиями пусть занимается министерство транспорта — подобные заявления мне не раз приходилось слышать в неофициальной обстановке.

Как видите, интересная вырисовывается картина. РЖД ссылается на Министерство транспорта, а министерство в свою очередь заявляет, что у него нет директивных документов. Ну а воз, как говорится, и ныне там.

Между тем в Западной Европе и Восточной Азии магнитолевитационное движение продолжает развиваться высокими темпами. Не удивлюсь, если, скажем, в Китае уже очень скоро появятся поезда, двигающиеся со скоростью 600 километров в час.

Кстати, во многих странах местные власти сами решают вопросы, связанные с развитием в регионах магнитолевитационного движения. В России же все они ссылаются на Москву: мол, этим должны заниматься федеральные органы власти.

Андрей Вронский

Вам будет интересно