Подарочный «орлиный глаз» Петра Великого

Truba7

Эрмитаж демонстрирует очередную выставку, посвящённую 350-летию со дня рождения Петра I. Здесь можно увидеть дары императору от иностранных монархов и сподвижников. «Хит» экспозиции — уникальная подзорная труба.

Выставки, посвящённые юбилею Петра Великого, сменяют одна другую в Арапской столовой Зимнего дворца каждые три месяца

В Арапской столовой Зимнего дворца, где в этом году каждые три месяца (как обещал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский) открываются новые выставки, посвящённые первому российскому императору, представлена экспозиция «Дары Петру Великому». Посетители главного музея России могут увидеть здесь более 80 раритетов.

Своеобразным «отсылом» к предыдущей выставке в Арапской столовой, которая называлась «Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке» (демонстрировались предметы из Поднебесной, полученные Петром I в дар или же купленные по его распоряжению) стали золотые чашечки для вина присланные императором Канси (1661–1722). «Эти изделия тончайшей работы, украшенные красными и синими драгоценными камнями, полагалось использовать только членам императорской семьи», — отмечают кураторы нынешней экспозиции.

Дар китайского императора Канси — золотые чашечки для вина

«Вы увидите здесь некоторые вещи из китайской коллекции. Рядом с ними — дары Матвея Гагарина, в том числе, предметы из Сибирской коллекции, замечательный янтарь — подарок прусского короля. На выставке представлены предметы, напоминающие о многочисленных посольствах Петра Великого: например, о французском, благодаря которому в Петербурге появился Петергоф, Шпалерная мануфактура и Университет. Выставка небольшая, но в ней приняли участие почти все научные отделы Эрмитажа», — отметил на церемонии открытия директор музея Михаил Пиотровский.

Одним из самых интересных экспонатов, представленный сейчас в Арапской столовой, является подзорная труба (бисног), изготовленная французским мастером Туссеном Весди. Предполагается, что Пётр I получил её в подарок в 1717 году, когда, будучи с визитом в Париже, посетил там, в том числе, и королевскую обсерваторию.

Футляр французской подзорной трубы украшен российскими двуглавыми орлами

Декор изделия и его «упаковки», выполненный с использованием бронзовых золочёных накладок в виде двуглавого орла и элементов цепи ордена Святого Андрея Первозванного, свидетельствует, по мнению экспертов, что подзорная труба была специально изготовлена или же специально оформлена в качестве подарка Петру Великому.

Кстати

Визит во Францию состоялся в ходе второго заграничного путешествия русского царя-реформатора. В Париж он приехал 7 мая 1717 года, через несколько дней ему нанесли визиты регент герцог Филипп Орлеанский и ещё малолетний король Людовик XV. Пётр посетил арсенал, типографию, академию художеств, монетный двор, обсерваторию, университет и др. Как всегда, свои наблюдения и впечатления он потом постарался использовать и внедрить на родине.

А раньше, в ходе Великого посольства, которое отправилось в Европу из Москвы в марте 1697 года, царь, участвовавший в нём под именем Петра Михайлова (урядника Преображенского полка), несмотря на это «инкогнито», встречался с монархами Голландии, Англии, Польши и других стран и тоже получал от них дипломатические подарки.

Особые отношения у будущего российского императора сложились с курфюрстом Бранденбурга Фридрихом, который впоследствии стал королём Пруссии. Самый уникальный его дар Петру I — Янтарный кабинет, который, естественно, не представлен на эрмитажный выставке, можно увидеть в Екатерининском дворце Царского Села. Всемирно известная Янтарная комната была создана с использованием панелей этого кабинета.

В Арапской столовой Зимнего дворца из подарков Фридриха I Петру I можно увидеть зеркало в янтарной раме, «кубок с кровлей», тоже выполненный из «солнечного камня», чашу из горного хрусталя, которая обычно экспонируется в эрмитажной Галерее драгоценностей, и деревянный резной портрет царя, выполненный работавшим в Берлине английским мастером Чарльзом Кингом.

Чаша из горного хрусталя обычно «живёт» в эрмитажной Галерее драгоценностей

Кстати

Среди подарков Петру Великому всевозможных кубков — великое множество. Не берёмся судить, насколько это связано с приписываемыми царю обильными алкогольными возлияниями, но в определённый момент сложилась традиция преподносить ему в дар подобные сосуды — по случаю спуска на воду новых кораблей, прибавлений в семействе, побед в сражениях и т.п.

На нынешней выставке, в частности, представлен агатовый кубок, подаренный Петру I его племянницей — курляндской герцогиней Анной Иоанновной, которая в 1730-м стала российской императрицей.

Кроме того, поскольку Пётр Великий был «собачником», приближённые и иностранные дипломаты часто дарили ему щенков разнообразных пород и аксессуары для этих его питомцев. На выставке можно увидеть чучело одной из собак императора (когда они умирали, тогдашние таксидермисты выполняли такие изделия, которые отправлялись в Кунсткамеру) и, например, накладку на ошейник четвероногой любимицы царя Лизетты, с надписью «За верность не умираю».

Деревянный резной портрет Петра I выполнен работавшим в Берлине английским мастером Чарльзом Кингом

Напомним, что Арапская столовая в Зимнем дворце более-менее в том виде, который сохранился поныне, оформлена в числе других покоев, предназначенных для великого князя Александра Павловича (будущего Александра I), в 1793 году по проекту Ивана Егоровича Старова (1745-1808). После грандиозного пожара в императорской резиденции, случившегося в 1837-м, интерьер восстановлен, но «приукрашен» Александром Павловичем Брюлловым (1798-1877). Своим названием столовая обязана чернокожим слугам — арапам, которые здесь «дежурили при дверях».

Кстати

Парадный костюм придворных арапов состоял из 16 предметов (алые суконные шаровары, белый жилет, две куртки — нижняя из зелёного сукна и верхняя из пунцового бархата, зелёные же атласный кушак и суконные ноговицы, красные или жёлтые сафьяновые туфли, белые чулки и перчатки, бархатная феска с кистью, кисейный шарф и шерстяная шаль длиной более трёх метров). Такое «обмундирование» в начале ХХ века обходилось более чем в 500 рублей (добротный мужской костюм в Петербурге тогда же стоил 6-10 рублей).

Зал расположен между Малахитовой гостиной и Ротондой, с которой начинается эрмитажная экспозиция «Галерея Петра Великого». Об открытии её новых залов «Родина на Неве» недавно рассказывала более-менее подробно.

Игорь Теплов

Использованы фотографии с официального сайта Государственного Эрмитажа

Вам будет интересно