«Подарки по телефону» в гнетущей атмосфере страха

Regal_tel_2
«Подарки по телефону» — цветной нуар, каковым этот стиль тоже может быть. Отличает его и придаёт черты именно нуара в первую очередь гнетущая атмосфера страха, растерянности, тревоги

Детектив Алоиза Бренча «Подарки по телефону» стал первым цветным (а не чёрно-белым) образцом советского нуара (снят в социалистической Латвии), показанным в рамках кинематографической программы Михаила Трофименкова и Марины Кронидовой «Наш нуар».

Следствие ведёт машинист

Сюжет картины строится на том, что Арнольду Петерсону, машинисту грузового состава, работающему на маршруте Рига-Клайпеда, регулярно поступают телефонные звонки от неизвестного, который благодарит Арнольда за отличную работу и сообщает, что на его сберкнижку переведены крупные деньги. Петерсон понимает, что дело здесь нечисто, но в милицию идти боится.

Однажды на путях произошёл подозрительный несчастный случай — другой машинист, известный своей страстью к выпивке, попал под поезд. При погибшем обнаружили сберкнижку с регулярными ежемесячными переводами. Узнав о гибели товарища, Петерсон понял, за что его «одаривали»: сам того не подозревая, он способствовал перевозу «левого груза». И наступает момент, когда то, что таинственные «работодатели» считали угрозами, на самом деле оборачивается провокацией, подталкивающей Арнольда к решительным действиям. Решив, что он не может пойти в органы с пустыми руками, Петерсон по своей инициативе стал фотографировать во время работы на маршруте всех, кто мог быть причастен к махинациям с лишними вагонами, которые, как оказалось, отсоединялись в пути. И эта инициатива помогла милиции задержать преступников, хоть и едва не стоила машинисту жизни…

Фильм «Подарки по телефону» был снят на «Рижской киностудии» в 1977 году Алоизом Алоизовичем Бренчем. Режиссёром, который считался ведущим мастером и практически отцом изощрённого детектива и нуара в Советском Союзе. Алоиз Бренч был едва ли не единственным знаменитым на весь Советский Союз латвийским режиссёром. Успех и известность к нему пришли прежде всего благодаря семисерийному телесериалу «Долгая дорога в дюнах» (1980 г.).

Это третий латвийский фильм, который был показан Михаилом Трофименковым и Мариной Кронидовой за последние пять с половиной лет в рамках разных программ. Первым стал художественный фильм Роланда Калныньша «Я всё помню, Ричард», или «Камень и осколки» (1966 г.). Фильм, в основу сюжета которого положена подлинная судьба латышского сценариста Виктора Лоренца, показывает три периода в жизни страны: довоенный, в котором мы знакомимся с главными героями; фронт, с тяготами военных будней, и мирная жизнь середины 1960-х годов. Был показан также фильм-драма Дзидры Ритенберги «Самая длинная соломинка» (1982 г.).

Прославленный Бренч

Однако никто из самых именитых латвийских режиссёров не был так прославлен, как Алоиз Бренч — человек с трудной молодостью. Во время войны он батрачил с сестрой на ферме на хуторе Витрупе, где спустя 30 лет и снял «Долгую дорогу в дюнах». Режиссёрское образование он получил в Латвийской государственной консерватории имени Язепе Витола (1953 г.) и на Высших режиссёрских курсах в Москве (1956 г.). Начинал Алоиз Бренч как режиссёр-документалист и за 10 лет снял просто невероятное количество документальных киножурналов — 146.

В конце 60-х Алоиз Бренч вместе режиссёрами Альбертом Сажиным и Герцем Франком на Куйбышевской студии кинохроники работает над фильмом «Без легенд» об экскаваторщике, Герое труда Борисе Егоровиче Коваленко. В картине противопоставляется лакированный портрет передовика производства, созданный официозной пропагандой, и правдивый рассказ о его судьбе. Фильм «Без легенд» вышел на экраны в 1967-м.

Работу в сфере игрового кино Бренч начал в 1964 году. Его первой художественной работой стал фильм «До осени далеко» о проблеме девичьего выбора по роману Зигмунда Скуиньша «Внуки Колумба». В 1967 году Бренч находит свою стезю в кинематографе, чему свидетельство — великолепный детектив «Когда дождь и ветер стучат в окно» по одноимённой документальной повести Арвида Григулиса. Этот фильм отчасти похож и на «Камень и осколки», и на «Самую длинную соломинку», поскольку речь в них идёт об очень актуальном для Прибалтики послевоенном сюжете: о том, как в Прибалтику забрасывают сбежавших оттуда националистов, сотрудничавших с гитлеровцами, но затем перевербованных западными разведками. Однако фильм «Когда дождь и ветер стучат в окно» отличала от других работ с похожим сюжетом какая-то совершенно уникальная, угрюмая, ночная дождливая и ветреная атмосфера. Это был едва ли не первый в Советском Союзе фильм, в котором человек убивает с использованием розочки — горлышка разбитой бутылки. Более того, в нём были одни лишь антигерои — зловещие, обречённые…

И на контрасте с этой мрачной, почти что средневековой жутью был снят Алоизом Бренчем совместно с Ростиславом Горяевым следующий детективный фильм «24-25 не возвращается» (1968 г.). Это был первый милицейский фильм режиссёра, где в главных ролях — чудесные, тогда ещё юные актёры, лица советской «оттепели» и «новой волны»: Александр Белявский и Жанна Болотова. Картина повествует о хищении опытной партии ценного медицинского препарата витофана, который пытаются вывести за рубеж, и о двух молодых возлюбленных, которые, как самая обыкновенная пара, просыпаются вместе, собираются на работу: герой Александра Белявского надевает на себя белый врачебный халат, а героиня Жанны Болотовой — милицейскую форму.

У Бренча есть фильмы в разных жанрах. Это и музыкальная комедия «Большой янтарь» (1971 г.), и стандартный военный фильм «Город под липами» (1971 г.) о героической обороне города Лиепаи, и картина о разведчиках «Тройная проверка» (1969 г.). Но свою подлинную стезю он обрёл именно в жанре милицейского детектива. Это такие его фильмы, как «Шах королеве бриллиантов» (1973 г.) по мотивам одноимённой повести Миермилиса Стейги и Лазаря Вольфа, кинодилогия «Свет в конце тоннеля» (1974 г.) и «Ключи от рая» (1975 г.), «Подарки по телефону» (1977 г.), показанные в «Нашем нуаре», а также «Двойной капкан» (1985 г.). Есть в его фильмографии и спортивный детектив «Ралли» (1978 г.), и криминально-психологическая драма «Быть лишним» (1976 г.). Бренч оставался своей стезе, работая в жанре детектива с латышской интонацией, и лишь иногда отвлекался на западные детективы, например, он снял трёхсерийный телесериал «Мираж» (1983 г.) по мотивам романа Джеймса Х. Чейза «Весь мир в кармане» или «Депрессия» (1991 г.) по роману Андриса Колбергса «Ничего не случилось».

Алоиз Бренч был очень суров, в том числе в семисерийном фильме «Долгая дорога в дюнах», где речь шла об истории Латвии с 1939-го по начало 1950-х годов. И, что бы ни говорили о том, какой страшной была в те годы цензура, которая запрещала отражать неприглядные страницы советской истории, в этом фильме была и Большая мартовская депортация 1949 года, известная также как операция «Прибой», и Холокост в Латвии периода 1940-х. Было показано, как латышам раздавали опустевшие квартиры расстрелянных евреев. Можно сказать, что фильм был поистине беспощаден. Но, само собой, присутствовала в нём и любовная линия, которая завораживала в первую очередь телезрительниц.

Большинство фильмов Алоиза Бренча разительно отличались от работ других мастеров милицейского детектива не только очень зловещей, «нуаристой» атмосферой, как в картине «Когда дождь и ветер стучат в окно», но и жестокими подробностями, которые не позволялись во многих других детективах того времени. И одним из самых изощрённых его фильмов как раз-таки стали «Подарки по телефону» — цветной нуар, каковым этот стиль тоже может быть. Отличает его и придаёт черты именно нуара в первую очередь гнетущая атмосфера страха, растерянности, тревоги. Это своего рода психологический детектив. Именно эта сгущающаяся психологическая драма и зловещая атмосфера создаёт совершенно необычную интонацию, отличную от всех предыдущих фильмов, показанных в рамках программы «Наш нуар». Герой запуган, подавлен, вдобавок ко всему у него довольно напряжённая ситуация с двумя детьми и женой, которая ушла к другому мужчине. Но, тем не менее, он пытается действовать. И вдруг в самом конце фильм переворачивается с ног на голову, и можно даже говорить о некоем проблеске почти что приключенческого финала.

Актёры

Главную роль машиниста Адольфа Петерсона, который получает жуткие таинственные звонки с угрозами и запугиваниями по телефону, исполнил Стасис Петронайтис — один из плеяды актёров, которые учились в театральной студии под руководством Юозаса Мильтиниса и работали потом актёрами драматического театра в литовском городе Паневежисе, став представителями только зарождающейся в Литве «новой волны». Его дебют в кино состоялся в 1953 году, когда он снялся в драме Александра Файнциммера «Над Неманом рассвет». Следующая его роль — в фильме Витаутаса Жалакявичюса «Адам хочет быть человеком» (1959 г.). Но он, подобно Алоизу Бренчу, как-то сразу удачно находит свою стезю. В 1961 году он получает первую главную роль крестьянина в драме «Канонада» Раймондаса Вабаласа и Арунаса Жебрюнаса, которая также подарила дебютную роль Эугении Плешките — исполнительнице главной женской роли в «Подарках по телефону».

В 1970-е годы Стасис Петронайтис снимается в двухсерийном приключенческом фильме «Время-не-ждёт» (1975 г.) Виталия Четверикова, в одноимённой экранизации романа литовского писателя Йонаса Авижюса «Потерянный кров» (1976 г.), в детективе «Подарки по телефону» (1977 г.), в четырёхсерийном художественном фильме «Цыган» (1979 г.) Александра Бланка по мотивам романа Анатолия Калинина. С конца 1970-х годов Стасис Петронайтис активно снимается в работах преимущественно российских советских режиссёров. Из его последних ролей наиболее примечательны работы в продолжении «Цыгана» — многосерийном фильме «Возвращение Будулая» (1985 г.), а также в драме Александра Итыгилова «Продаётся медвежья шкура» (1980 г.) по одноимённому рассказу Валентина Распутина, исторической картине «Чёрный замок Ольшанский» (1983 г.) Михаила Пташука и военной драме Геннадия Иванова «Постарайся остаться живым» (1986 г.).

Главную женскую роль секретарши Тамары Шимановской в «Подарках по телефону» сыграла Эугения Плешките. Она окончила актёрский факультет Государственной консерватории Литовской ССР и на протяжении жизни была актрисой трёх театров — сперва театра драмы в Каунасе, затем академического театра драмы Литовской ССР. В обоих Эугения Плешките задержалась лишь на два года. Дольше всего, почти 30 лет, актриса прослужила в Государственном театре молодёжи Литвы.

В 1961 году Эугения Плешките дебютировала в кино в фильме «Канонада». В 1966-м она продолжает работу с режиссёром Раймондосом Вабаласом и снимается в его драме «Лестница в небо» по роману Миколаса Слуцкиса. А в 1970 году актриса играет роль в художественном телефильме в двух частях Марлена Хуциева «Был месяц май». И после этого становится известной. Отмечается в таких картинах, как «Чисто английское убийство» (1974 г.) Самсона Самсонова, «Чёртово семя» (1979 г.), «Женщина в белом» (1981 г.). Играла она и в уже показанном ранее в рамках одной из программ Михаила Трофименкова и Марины Кронидовой фильме «Самая длинная соломинка» (1982 г.).

В театре Эугения Плешките большую часть жизни благополучно играла в театре и кино, но был один досадный эпизод в её биографии, в результате которого в период с 1961 по 1966 год роли ей почти не предлагали, хотя это не сильно отразилось на её карьере и не помешало ей стать впоследствии настоящей литовской звездой. Дело в том, что у актрисы был старший брат по имени Йонас Плешкис, который впоследствии поведал западным журналистам, купившимся на его россказни, фантастические истории о том, как его семью депортировали в Сибирь и как отец успел выбросить его вместе с братом и младшей сестрой из движущегося поезда. Американский писатель Том Клэнси даже сделал Йонаса Плешкиса прототипом героя своего романа «Охота за “Красным Октябрём”».

Тем не менее, несмотря на все эти реальные или выдуманные ужасы, пережитые им в детстве, Йонас благополучно окончил училище подводного плавания. Однако с подводной лодки он по какой-то причине был отчислен и переведён командовать в звании лейтенанта сухогрузной самоходной баржей, которая собирала отработанное топливо и вывозила его на утилизацию. Затем Йонас рассказывал, что командовал плавучей базой подводных лодок.

В 1961 году он вместе с экипажем той самой баржи в составе десяти человек изменил курс её следования и направил судно не в порт, куда оно и должно было двигаться, а к острову Готланд (Швеция), где запросил политического убежища. Примечательно то, что в течение суток ни советские пограничники, ни КГБ не заметили исчезновения самоходной баржи. По-видимому, настолько она была незначительна, что её маршрут даже не отслеживался. В конце концов баржа была возвращена в СССР, а экипаж не понёс никакого наказания за возможное пособничество в её угоне. Йонас Плешкис же был заочно приговорён в СССР к смертной казни, но при содействии ЦРУ укрылся в Гватемале, потом перебрался в Америку, где какое-то время скрывался в джунглях, опасаясь, что его будут искать для исполнения смертного приговора, а затем работал программистом в Кремниевой долине. В 1992-м он посетил независимую Литву, где встретился с сестрой, и, вернувшись в США, через год умер в 58 лет.

Директора секретарши (Эугения Плешките) сыграл Харий Лиепиньш. Он снимался и в других картинах Алоиза Бренча. Это «Долгая дорога в дюнах», ставшая одной из его последних ролей, а также дилогия «Ключи от рая» и «Свет в конце тоннеля», криминально-психологическая драма «Быть лишним». Играл Харий Лиепиньш и в упомянутой ранее драме Роланда Калныньша «Камень и осколки».

Актриса, сыгравшая жену машиниста Мирдзу — Хелга Данцберга — тоже снялась не только в этой картине Алоиза Бренча, но и ещё в трёх: «Ключи от рая», «Быть лишним» и «Двойной капкан».

Детектив «Подарки по телефону» стал, помимо всего прочего, одной из первых ролей Ивара Калныньша — латвийского актёра, который до недавнего времени активно снимался в российских сериалах. На его счету почти сотня работ в кино. Здесь же ему принадлежит эпизодическая роль грузчика и любовника дочери убитого машиниста Яковлева.

Полина Григорьева

Программа «Наш нуар» продолжается: 7 мая в большом зале петербургского Дома кино Михаил Трофименков и Марина Кронидова представят фильм Александра Гордона «Человек, который закрыл город» (1982 г.).

Вам будет интересно