В Петергофе после двухлетней реставрации открыт для посетителей павильон Эрмитаж. Построен он по приказу Петра Великого, но сам император насладиться модной затеей не успел. Трапезой без слуг здесь себя тешили его преемники.
Такие парковые строения, название которых с французского переводится как «уединённый уголок» или «хижина отшельника», были очень распространены в регулярных садах начала XVIII века. В них устраивались рауты в узком кругу и без прислуги (кухни располагались на первом этаже, а обеденный зал — на втором, столы были оборудованы специальными подъёмными механизмами, предназначенными для перемены блюд «по заказу»).
Первый в России такой Эрмитаж и был создан по приказу Петра I в западной части петергофского Нижнего парка почти на берегу Финского залива. Идею император «привёз» из путешествия по странам Европы, где такие постройки были в большой моде. Именно этот павильон стал прототипом подобных сооружений, появившихся позднее и в императорских резиденциях (например, в Царском Селе), и в имениях богатых русских вельмож.
Здание строилось с 1721 года, и было готово в 1725-м — уже после смерти Петра Великого. Проект разработал Иоганн Фридрих Браунштейн — немецкий архитектор, работавший в первой четверти XVIII века в России (в Петербурге, Петергофе, Ораниенбауме и Кронштадте).
Впрочем, есть версия, что он всего лишь воплотил в реальность замысел великолепного французского зодчего Жана-Батиста Леблона, которого к тому времени уже не было в живых (главный архитектор Санкт-Петербурга, автор Генерального плана города 1717 года и проектов «образцовых» домов умер в 1719-м).
«Небольшое двухэтажное здание павильона покоится на массивном подножии-стилобате и окружено глубоким, широким рвом. Ров наполнялся водой, и в первой половине XVIII века через него был перекинут разводной мост. Лёгкость и воздушность фасадам придают огромные стеклянные окна-двери, благодаря которым дворец кажется прозрачным», — говорится в аннотации Петергофского дворцово-паркового музея-заповедника.
Именно упомянутый ров вокруг павильона, первоначально заполненный водой, всегда доставлял большие проблемы. Здание страдало от влаги, проникавшей в его подвал. В результате от постоянного наличия во рву воды оказались ещё два столетия назад.
В ходе только что завершившейся реставрации выполнена тщательная гидроизоляция павильона. Теперь вода в ров поступает самотёком из фонтана «Ева», процесс регулируется специальными задвижками, наполнение происходит примерно на метр. При необходимости уровень воды можно поднять и выше или же полностью её спустить, что и будет производиться на осенне-зимний период. В это время дно и стены бассейна предстоит очищать, — говорят специалисты.
Нижний уровень павильона с двумя чуланцами, поварней и буфетной занимал «обслуживающий персонал». Здесь готовили или подогревали кушанья, доставленные сюда с главной дворцовой кухни. Отсюда с помощью специального механизма они подавались на стол в верхнюю залу.
«Раскладка готовых блюд и сервировка эрмитажного стола на 14 человек происходила в буфетной, занимающей центральное положение на первом этаже павильона. Главным экспонатом буфетной является подъёмный механизм, действующий при помощи ручной тяги. В буфетную через овальный проём опускалась со второго этажа центральная часть стола, после сервировки поднимавшаяся слугами наверх», — описывает «механику» эрмитажных обедов путеводитель.
В обеденный зал второго этажа первоначально гости попадали с помощью подъёмного кресла. Однако в 1797 году, во время пребывания в Эрмитаже императора Павла I, один из тросов этого своеобразного лифта оборвался (о пострадавших информации нет), и вместо подъёмника было приказано соорудить лестницу, которая и существует до сих пор.
Из окон обеденного зала второго этажа открывается уникальный вид на Финский залив и Кронштадт (в ясную погоду), а также на аллеи и расположенные поблизости фонтаны Нижнего парка. Стены шпалерной (то есть сплошной) развеской покрывают 124 картины голландских, фламандских, итальянских, немецких и французских художников XVII-XVIII веков. Лишь одно полотно выполнено неизвестным русским художником — «Полтавская баталия». Эта коллекция, за исключением 3-4 произведений, сохранилась во время Великой Отечественной войны, поскольку была эвакуирована в Сарапул (Удмуртия).
В петергофском Эрмитаже любили устраивать ужины в узком кругу императрицы Екатерина I и Елизавета Петровна, а затем и Екатерина II. Здесь — без посторонних ушей — не только обсуждали важные государственные дела, но и «культурно» проводили время. Например, в 1796 году избранной публике тут читал свою комедию «Бригадир» Денис Иванович Фонвизин…
В процессе нынешней реставрации петергофского Эрмитажа специалисты, помимо устройства гидроизоляции подвала, изучили строение стилобата (основания) здания. Обнаружены старинные кирпичи, деревянные сваи, плиты путиловского камня и доломита, булыжник.
При расчистке фасада выяснилось, что первоначально стены павильона были окрашены не в жёлтый, а в апельсиновый, то есть почти оранжевый, цвет. Теперь этот исторический колер восстановлен.
Также удалось установить авторство одной из картин обеденного зала. Полотно «Стадо коров на пастбище», как оказалось, принадлежит кисти немецкого художника Иоганна Фридриха Вейча (1723-1803), то есть появилось в петергофском Эрмитаже спустя несколько десятилетий после завершения его строительства.
Кроме того, павильон теперь оборудован пандусом для маломобильных посетителей, позволяющим им попасть на первый этаж здания. В залах размещены аннотации, выполненные шрифтом Брайля. Картина «Чаша Диогена» кисти Николаса Розендаля представлена в виде тактильной модели.
Кстати
Пострадавший во время немецкой оккупации в годы Великой Отечественной меньше других дворцов и парковых павильонов, Эрмитаж в 1952 году стал первым музеем Петергофа, который после войны открыл свои двери для посетителей.
На втором этаже Эрмитажа немецко-фашистские захватчики оборудовали орудийную позицию для обстрела советских кораблей в Финском заливе. Акт о разрушениях 1951 года фиксировал: «Здание сохранилось, имеется пробоина в северной стене. Проёмы главного фасада застеклены, остальные зашиты досками. Ров очищен от мусора. Произведён текущий ремонт кровли».
Тем не менее, во время войны был утрачен сохранявшийся с 1720-х подъёмный механизм обеденного стола, сорвана и сожжена дубовая облицовка стен в комнатах, повреждены балконные решётки, оконные и дверные заполнения (на первом этаже они сохранились на 50 процентов, на втором — на 15-20 процентов), уничтожена плита на кухне.
За считанные недели мастера отремонтировали здание и восполнили часть утрат. В буфетной, где до войны находился механизм подъёмного стола, разместилась экспозиция чертежей, гравюр и акварелей, которая рассказывала об истории павильона. В обеденном зале на макете стола были расставлены восемь кувертов подлинной фаянсовой посуды и хрусталя. 17 августа 1952 года Эрмитаж принял первых послевоенных посетителей.
С тех пор, конечно, многое изменилось. В лучшую сторону. В том числе и в ходе только что завершившейся реставрации.
Напомним, что в конце прошлого года в Царском Селе было завершено лазерное сканирование интерьеров тамошнего Эрмитажа. Этот собрат петергофского павильона существенно больше по размерам и построен позднее.
Съёмка осуществлялась с помощью портативного лазерного сканера, максимальная скорость которого — около миллиона точек в секунду. Аппарат позволяет быстро, просто и точно измерять сложные объекты и здания. Точечная модель сохраняет полное геометрическое соответствие форм и размеров реального объекта.
Таким образом, создана трёхмерная модель царскосельского Эрмитажа и «пакет панорамных фотографий с высокой степенью детализации». Сообщалось, что по результатам сканирования рассматривается возможность создания виртуального путешествия по этому павильону.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайта ГМЗ «Петергоф»