Перейти к содержимому
Главная страница Петербургу добавят ларьков

Петербургу добавят ларьков

В начале сентября власти заговорили о перспективе распространения по Петербургу сети городских киосков. Потенциальное возмущение населения по поводу возрождения ларьков парировалось заявлениями о том, что это будет цивилизованная торговля, и речь, в первую очередь идёт о продаже печатной продукции. Зачем городу дополнительные павильоны, и какие сложности стоят за идеей городских властей, «Родина на Неве» поинтересовалась у экспертов.

В Петербурге хотят установить несколько сотен городских ларьков Фото: kp.ru

В Петербурге, если верить официальной информации, постоянно идёт борьба с незаконными торговыми точками, в том числе, с ларьками. Ежегодно чиновники получают по 1700-1800 заявок на снос незаконных торговых конструкций. За прошлый год уничтожили более двух тысяч ларьков, и это не предел. Известно, что в 2023 году на снос выделят 205 миллионов рублей, и это на треть меньше, чем требуется. На фоне этой статистики вдруг появляется заявление, что город сам будет строить ларьки.

Петербург хочет пойти по пути столицы, и самостоятельно устанавливать городские павильоны. Идея, к слову, не новая: её озвучили ещё в 2021 году. Суть в том, чтобы вместо передачи в аренду земли под нестационарные объекты, в аренду передавались бы сами киоски. Стоимость проекта оценили в 360 миллионов рублей на 2023 год.

«Мы делаем серьёзный переход от имущественных отношений к торговым отношениям, когда предоставляем готовое место», — высказался по поводу проекта глава комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик.

До конца текущего года в Петербурге планируют установить сто городских киосков, в следующем — ещё двести. На старте проекта места будут выделять под торговлю печатной продукцией, но со следующего года ларьки будут сдавать в аренду под торговлю сельхозпродукцией. По словам чиновников, уже есть контакт с производителями в Ленобласти. Обрадовать городскими ларьками хотят спальные районы: «Этот формат в Москве достаточно хорошо принят. В первую очередь мы смотрим на спальные районы».

Депутаты городского парламента, ознакомившись с идеей чиновников, обратили внимание на то, что в Петербурге и без того полно ларьков. «Каким-то сплошным городом-ларьком» была названа территория вдоль проспекта Ветеранов и Ленинского проспекта, также парламентарии обратили внимание на хаотичное расположение ларьков у метро «Площадь Мужества». Прозвучала в ходе обсуждений просьба не проводить эксперимент в Кировском районе — пока не разберутся там с незаконной торговлей. Помимо правовой стороны, есть ещё вопрос эстетики: редко какой ларёк становится украшением территории.

В представлении чиновников, строительство ларьков и передача их в аренду бизнесу (вместо передачи земли) — как раз и есть путь к упорядочиванию торговли и борьбе с незаконными и нерадивыми предпринимателями. Расторгать соглашения с нарушителями будет проще: «Это позволит изменить город, сделать по районам отдельную градостроительную политику в части НТО [нестационарных торговых объектов], упростить заключение договора и расторжение при недобросовестности предпринимателей». В настоящее время суды из-за расторжения договора аренды могут длиться до двух лет. Правда, вопрос с недобросовестной торговлей на частной земле эта инициатива всё равно не решит.

Мнением по поводу нового этапа в ларёчной жизни Петербурга с «Родиной на Неве» поделился историк и публицист Даниил Коцюбинский. Интересно, что убеждённый защитник исторического облика города, его геометрии и архитектуры, к объектам нестационарной торговли относится лояльно. Напомним, что в середине 2000-х Даниил Александрович был участником движения, защищающего малый торговый бизнес. Вот и сейчас он считает, что во главу угла надо ставить рост благосостояния населения, тогда у людей будет больше возможностей заботиться об эстетике окружающего пространства:

«Я большой сторонник малого бизнеса во всех его формах, особенно когда речь идёт о таком сравнительно бедном обществе, как наше. Разрыв между богатыми и бедными у нас колоссальный. Среднего класса очень мало, а людей, которые могли бы сводить концы с концами за счёт малой розничной торговли — очень много. Я за то, чтобы уличная торговля была легализована, как в начале 90-х. Я вообще за то, чтобы люди, которые могут хоть чем-то заняться в России в целом и в Петербурге в частности были абсолютно не стеснены в этих своих намерениях. С них и налоги брать не надо, если они вместо того, чтобы реализовывать какие-то деструктивные практики или алкогольно деградировать, занялись бы чем-то кому-то полезным и нужным.

Меня в этом плане эстетика беспокоит в последнюю очередь, как и какие-то бюджетные интересы. Меня, в первую очередь, в случае с малым бизнесом волнует социальная сторона дела. А она бы выиграла от того, что в городе появилось бы как можно больше минимально облагаемых налогом, а лучше необлагаемых налогом, микроторговых точек. И вообще я за либерализацию малого и среднего бизнеса в максимальной степени. Я за любое облегчение жизни малому предпринимателю.

Внешний облик ларьков для меня далеко не во главе угла, во главе угла — облик петербургских домов. Что касается внешнего вида ларьков, то, с моей точки зрения, если дать людям богатеть, то в конце концов они сами дойдут до того, чтобы заботиться об эстетике тех точек, которыми они будут пользоваться. А плодить нищету под видом борьбы за красоту — это ложный путь».

Политолог Дмитрий Солонников в разговоре о ларьках указал на то, что новые нестационарные объекты торговли — это совсем не те ларьки, что были в 90-х годах. Торговля в павильонах — нормальная составляющая жизни цивилизованного общества. Вопрос, как всё организовано.

«Ликвидация подобного сегмента торговли — во многом элемент конкурентной борьбы гипермаркетов, задача которых — уничтожить любую торговлю, кроме собственной. А продавцам и жителям удобно, когда недалеко от дома находится, например, ларёк со свежими овощами, — комментирует собеседник издания. — Важно, чтобы как можно меньше было посредников в перепродаже, тогда цена будет максимально приближена к желаемой потребителями. Если продавать будут фермеры Северо-Запада, это прекрасно, пусть у них будут места. Если это прямой завоз с юга — тоже хорошо: астраханские арбузы, кубанские яблоки. А если это всё будет брендировано — вообще красота. Вопрос всегда в том, как всё сделано: грязная торговля, продажа мимо кассы, без уплаты налогов — с этим надо бороться. Но цивилизованная продажа свежих овощей на улице — это только плюс».

Осторожно оценивает идею с городскими ларьками председатель постоянной комиссии  по промышленности, экономике и предпринимательству городского парламента Ирина Иванова.

«…в основе концепции так называемых государственных ларьков заложен следующий алгоритм: город за бюджетные деньги закупает торговые павильоны единого образца и сдаёт их в аренду предпринимателям. Начать решили с киосков печатной продукции — первые 100 из них должны появиться до конца этого года. А на 2023-ый Комитет просит выделить 357 миллионов, чтобы установить ещё 200 подобных торговых объектов.

В новых  государственных НТО в том числе планируется торговать и фермерской продукцией. Как сообщил Кирилл Соловейчик, об этом уже есть договоренность с Ленинградской областью. Планируется создать специализированное учреждение, которое будет аккумулировать у себя фермерскую продукцию и взаимодействовать с городским центром поддержки предпринимательства.

Комитет считает, что это — мера поддержки бизнеса, — рассуждает депутат Иванова на своей странице в соцсети. — Безусловно. Исключить из цепочки “торговое место — торговец” посредников, которые сдают в аренду ларьки, это важно, но не менее важно вовремя остановиться и не перейти очень тонкую грань, за которой — монополизация рынка.

Мелкорозничная торговля — это конкуренция крупному ретейлу, который в нашем городе и так разросся больше, чем в других городах страны. Тогда появляется шанс, что цены пойдут вниз, хотя бы на конкретные категории продуктов. Но тогда и действовать нужно полноценно. Не просто ставить государственные ларьки, а с участием госструктур налаживать дешёвые логистические цепочки: везти рыбу с Дальнего востока, овощи и фрукты с юга страны и контролировать цены. И вот такая монополизация была бы, на мой взгляд, более правильной и полезной для экономики и каждого покупателя. В дальнейшем, коль скоро мы заговорили о городских ларьках, то развивать надо уже государственную, общероссийскую сеть продовольственных магазинов.

Помещения для этого есть, так почему бы не сделать те же самые магазины шаговой доступности, только государственные. Чем не новый нацпроект? Вероятно, в таком случае импортозамещение в продовольственной сфере получит по-настоящему мощный стимул к развитию».

На текущий момент неясно, где именно будут размещаться новые городские объекты и как они будут выглядеть. Будут ли они в большей степени соответствовать облику Петербурга, тоже вопрос открытый: ведь уже давно действует регламент, касающийся внешнего вида и формата функционирования нестационарных объектов, однако контроль его соблюдения, похоже, не очень жёсткий.  

Юлия Медведева

Поделиться ссылкой:

Новости СМИ2