В Петербурге креативная молодёжь решила утеплить к зиме скульптуры, облачив их в красные вязаные варежки. Позаботились даже о конях. Перформанс, правда, вызвал подозрения у прохожих, которые оперативно вызвали полицию. В течение дня в городе решали вопрос — считать ли произошедшее актом вандализма.

Накануне утром горожане обратили внимание на изменённый облик диоскуров с их конями, стоящих у Конногвардейского манежа. На руках статуй обнаружились алые варежки с рисунком. Точно такие же украсили переднюю пару копыт коней. Аналогичным образом неизвестные попытались утеплить статуи на Аничковом мосту — натянув варежки на копыта коней Клодта.
Акцию на Аничковом мосту заметили прохожие и обратились в полицию. Полицейские приехали оперативно и задержали двоих человек, пытавшихся преобразить облик города, а вместе с ними товарища, снимавшего процесс с помощью дрона. В отделении креативной молодёжи предстояло дать объяснения специфическим действиям и по возможности отвести от себя подозрения в том, что это акт вандализма.
Пока троица пребывала в отделе, в городе с удовольствием обсуждали происшествие. Мнения как обывателей, так и специалистов в оценке истории с одеванием разошлись. Так, в Манеже сообщили, что отношения к акции не имеют, но, если в ней нет ничего оскорбительного и противозаконного, а скульптуры не пострадали, то ситуацию можно расценивать просто как шутку. «Прикольно, вид зимний, актуальный», — отреагировали благожелательные петербуржцы. «Ждём заявлений оскорбившихся», — анонсировали начало дискуссии в соцсети скептики.
Дискуссия действительно имела место. «За что их в полицию?» — вопрошали одни. «За вандализм. Не видишь разницы между показать свою голую <…> и напялить что-то на всемирно известный символ города? Надо бы им 10 суток общественных работ влепить», — раздражались оппоненты в соцсетях». Крайне неодобрительно к акции отнеслись в музее городской скульптуры. «Государственный музей городской скульптуры считает произошедшее актом вандализма. В ближайшее время скульптуры будут осмотрены на наличие повреждений», — прокомментировали в пресс-службе музея.

Серьёзное повреждений статуй могло бы стать поводом для возбуждения дела по статье «вандализм» российского уголовного кодекса. Более мягкий вариант — признание действий молодёжи административным правонарушением. Однако, было принято решение, что злого умысла в акции не было. В течение дня выяснилось, что троица — блогеры в возрасте от 19 до 27 лет — вреда скульптурам не нанесла.
Как пояснили задержанные, варежки на скульптуры они натянули в преддверии холодов, потому что скульптурам тоже может быть холодно, а также с целью напомнить петербуржцам, что надо одеваться теплее. Задержанных после профилактической беседы отпустили домой. Комментаторы в соцсетях тоже вынесли окончательный вердикт действиям «декораторов», назвав их обычным идиотизмом.
Свою оценку событию дали специалисты комитета по культуре. Признав, что в этом конкретном случае, ничего плохого не произошло, там отметили, что потенциально действия для статуй могли быть опасными.
«Комитет открыт к диалогу по вопросам современного искусства. Различные инсталляции и арт-объекты регулярно появляются в центре города и других локациях. Но подобные проекты обсуждаются и прорабатываются заранее. Тем более, что скульптурные композиции у Манежа и на Аничковом мосту являются памятниками и охраняются государством, — прокомментировали в комитете по культуре. —

Без специалистов любое вмешательство могло привести к повреждениям. Мы не знаем, как эти ребята на них взбирались, чем и как крепили варежки. В ближайшее время реставраторы Государственного музея городской скульптуры осмотрят объекты.
К сожалению, происходят случаи, когда от скульптур отламывают детали, обливают краской, иногда даже устанавливают на них мангалы. Поэтому, когда кто-то пытается каким-то образом воздействовать на памятник, очень сложно определить насколько безобидна его цель. А любое причинение вреда или ущерба памятникам строго преследуется по закону».
Среди реплик комментаторов, к слову, была и такая: «Одного не понимаю, почему варежки, а не маска». Видимо, речь шла о медицинской маске в связи с коронавирусом. Но на самом деле истории со скульптурами и масками в Петербурге тоже были. Например, маски в апреле 2020 года надевали на морды грифонов на Банковском мосту. Обращает на себя внимание тот факт, что облачением грифонов занимались люди из комитета по культуре.

«Надев к Международному дню охраны памятников на грифонов защитные маски, мы хотим обратить внимание на хрупкость человеческой жизни и материальной культуры. Дорогие друзья, время непростое. Пожалуйста, берегите себя и своих близких, — сообщал тогда председатель КГИОП Сергей Макаров. Он же сделал ремарку — маски на грифонов надевали специалисты и ни один грифон не пострадал. А горожан просят самостоятельно ничего на статуи не надевать.
Также в маске замечали знаменитого Чижика-Пыжика на Фонтанке. Чьими стараниями птичка была защищена от заморской заразы, неизвестно. А вообще специфическая «забота» о скульптурах в Петербурге по большому счёту не новость, разве что объекты в этот раз были выбраны крупные. Например, давно стало традицией повязывать шарфики городским ангелам. Читающему ангелу в Измайловском саду (автор — петербургский скульптор Роман Шустов) время от времени меняют шарфики, и без этого атрибута его сложно представить. Та же история с ангелом в Любашинском саду и с грустным ангелом у Первого меда — эта фигурка установлена на набережной реки Карповки в память о погибших в сражении с ковидом медиках.
