Петербургский фасадизм

snos

В Петербурге всё активнее используют специфическую практику «реконструкции» исторических зданий — с сохранением исключительно внешнего облика. Нередко речь идёт лишь о сохранении лицевого фасада. Таким образом, например, хотят «вдохнуть жизнь» в доведённый до полного упадка дом Басевича. Столетний дом в центре Петербурга находится под угрозой сноса, а оставить в нём планируют только внешний фасад. Конкретно это здание не имеет статуса памятника, но практика так называемого «фасадизма» касается в нашем городе и выявленных объектов культурного наследия.

От здания бывшей типографии в Прачечном переулке может остаться лишь фасад

Судьба дома Басевича на Большой Пушкарской усилиями градозащитников приобрела большой резонанс. Возможно, это повлияет на судьбу здания. На текущий же момент власти обозначили такие планы: доведённый до высокой степени разрушения дом снесут, включая дворовые корпуса. Всё, что сохранится — это пять этажей лицевого фасада. На месте здания и соседствовавшего рядом с ним коррекционного детского сада возведут комплекс апартаментов для артистов и спального комплекса для учащихся Академии танца Бориса Эйфмана.

А ведь построенный в 1912 году в стиле модерн дом И.И. Басевича объективно являлся украшением города. Это большое красивое пятиэтажное здание с арками, балконами-террасами и эркерами, украшенное окнами разной формы, фактурной штукатуркой, витражами. У дома был шанс на восстановление, состояние здания вполне позволяло качественно его отремонтировать. В 2014-м году дом передали на баланс программы «Молодёжи — доступное жильё», после капремонта и перепланировки здесь могли бы поселиться молодые семьи. Однако этот план не осуществился. За долгие годы без защиты дом сильно пострадал.

Фактически, к сносу приговорена и старинная постройка в Адмиралтейском районе — бывшая типография в Прачечном переулке, считают градозащитники. Здание типографии издательства «Брокгауз и Ефрон» постройки конца XIX века, расположенное неподалёку от Новой Голландии, приглянулось компании, которая хочет расположить в его стенах гостиницу. Дом в Прачечном переулке, 6 — выявленный объект культурного наследия. А функцию свою оно, к слову, выполняла и в до, и в послереволюционный период. В советское время там размещалась ленинградская типография № 8 Главполиграфпрома.

Проектом приспособления здания под трехзвездочную гостиницу предусматривается сохранение исторического фасада здания по Прачечному переулку с восстановлением элементов архитектурного декора, сообщает со ссылкой на экспертизу «Градозащитный Петербург». Стены фасада со стороны дворового пространства подлежат разборке ввиду аварийного состояния конструкций, с последующим возведением стен в рамках соблюдения требований высотных ограничений, и габаритов демонтируемых конструкций. Данное проектное решение «оправдано» предметом охраны, где зафиксирован только лицевой фасад, а дворовые, несмотря на их не меньшую выразительность, не охраняются.

Эксперты СПбО ВООПИК уверены, что существующий вариант «реконструкции» не соответствует принципам сохранения культурного наследия, а предлагаемый демонтаж подлинных исторических конструкций избыточен. Есть риск, что реализация проекта разрушит целостное здание и изменит его облик.

Фасад дома Басевича в центре Петербурга

Похоже, что в этих случаях уместно упоминание такого явления как «фасадизм», которое представляет собой сомнительный компромисс между сносом — что выгодно многим застройщикам — и полномасштабными реставрационными работами, дорогостоящими и сложными. Подвергнутое фасадизму здание, по сути, своим лицом прикрывает примитивный новодел, базирующийся на дешёвых технических решениях. С другой стороны, это способ создания комфортного для современного использования пространства, внешний вид которого имеет благородный характер старины. Защитники исторической застройки оценивают метод критически. Когда из всех конструкций здания или даже из целого ансамбля оставляют лишь элемент, выходящий лицом на улицу или площадь, историческая застройка городов, по сути, превращается всего лишь в декорацию.  

Заместитель председателя Петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов в общении с «Родиной на Неве» высказал своё мнение как по поводу ситуации с домами на Большой Пушкарской и в Прачечном переулке, так и по проблеме «фасадизма» в Петербурге:

«У этих двух объектов разный статус. Дом Басевича — просто историческое здание, и в этом случае иногда у нас, к сожалению, действительно оставляют только фасад. Формально, по закону Санкт-Петербурга о границах и режимах зон охраны, историческое здание нельзя сносить, и даже если оно полностью по аварийности разбирается, то должен воссоздаваться его внешний облик. Поэтому иногда этот внешний облик, собственно, и формируется только фасадом, который виден с уличного фронта. Есть такие тенденции. Что касается объекта на Прачечном, то это выявленный объект культурного наследия, и с моей точки зрения, здесь абсолютно противозаконная история, потому что памятник должен охраняться в своей целостности».

На вопрос, есть ли адекватные решения по сохранению находящихся в плохом состоянии исторических зданий и приспособлению их для современного использования в Петербурге, собеседник издания ответил: «Всё можно отремонтировать и восстановить — было бы желание. Мы видим, сколько было шума вокруг Тележной, заключений о том, что там невозможно ничего сохранить, что надо всё разбирать, иначе всё упадёт. Но мы всё-таки смогли отстоять эти дома. Город их в итоге продал на торгах, а купившие дома люди спокойно их ремонтируют. Там сохранится жилая функция, квартиры, по-моему, распроданы уже на 80 процентов, хотя только в августе-сентябре произошла эта покупка.

При современных технологиях всё можно сделать, более того, речь идёт не о благотворительности. Это в чистом виде коммерческий проект. Из этого можно извлекать прибыль, хотя и не такую большую, к которой стремятся многие строительные компании, когда хотят всё снести и строить на пустом месте».

Путь массового сохранения исключительно внешних фасадов исторических зданий эксперт называет неправильным: «Это неправильный путь. Это некий симулякр — мы не здание сохраняем, а какую-то память о нём, видимость. Историческое здание интересно, как правило, в целом. Да, могут быть исключительные ситуации, когда совсем всё рухнуло, но это происходит крайне редко. один случай на тысячу. Как правило, всё можно отремонтировать».

Юлия Медведева

Поделиться ссылкой: