Петербургский бизнес ищет поддержки

malyi business

Антироссийские санкции уже оказали негативное влияние на экономику Петербурга, а в перспективе ситуация может усугубиться. Об этом на минувшей неделе рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Абросимов. При этом, с его точки зрения, власти многое делают для того, чтобы помочь компаниям пережить бурю. Согласны ли представители бизнеса с этим утверждением бизнес-омбудсмена?

Отечественные производители готовы занять вакантные площади ушедших компаний, но не тянут финансово

Санкции в отношении России негативно повлияли на деловой климат и поставили под угрозу деятельность многих предприятий. Последствия санкций так или иначе ощутили на себе 69 процентов петербургских компаний. Наибольшие сложности у сектора морских грузоперевозок, грузопоток и объём работ там сократились на треть. Проблему фактически закрытых портов для судов, перевозящих российские грузы, сейчас прорабатывают в правительстве.

«Санкции сильно ударили, прежде всего, по перевозкам. Закрытие портов, отказы многих компаний перевозить грузы, направленные в адрес РФ. Грузопоток, объём работ, количество судозаходов снизилось на порядка 30-35%, и объёмы производства, в том числе, у нас в городе. Проблемы, по которым обращались предприниматели, это неразгрузка судов. При правительстве создана рабочая группа, которая такие обращения рассматривает», — сообщил уполномоченный.

Идеи по смягчению удара на бизнес

Проблемы есть не только морских перевозчиков. Преодолевать новые вызовы приходится и крупному, и среднему, и малому, и микробизнесу во всех сферах. Бизнес-омбудсмен озвучил ряд предложений, сформированных на основе обращений петербургских деловых кругов. В их числе — просьба ввести до 2024 года мораторий на проведение государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости и предоставление возможности использовать при расчете налога на имущество и земельного налога результаты оценки 2018 года. Помимо этого прозвучало предложение о дальнейшем снижении налоговой ставки на недвижимость, которую используют под административно-деловые и торговые центры, офисы, торговые объекты, общепит и так далее — с 1,5 до 1% от кадастровой стоимости.

Что касается контрсанкционных мер, предпринимаемых властями в отношении отдельных типов предпринимательской деятельности, то они выглядят следующим образом. В сфере IT и для некоторых обрабатывающих производств установили пониженную ставку по упрощенной системе налогообложения. Эта мера может быть распространена  на все организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют эту систему. Также была упомянута «ковидная» мера по поддержке бизнеса: отсрочка по внесению платежей за недвижимое имущество, приобретенное субъектами малого и среднего бизнеса в рамках реализации преимущественного права, предусмотренного федеральным законом. Сейчас хотят повторить такую практику в текущем году.

Законодателям предлагают рассмотреть возможность внесения изменений в Налоговый кодекс РФ, которые предусматривают понижение НДС до 10 процентов для малого и среднего бизнеса, и снижение ставки страховых взносов для всех предпринимателей. Возможно, в Петербурге внедрят опыт других субъектов РФ по оказанию помощи региональным системообразующим организациям, в том числе путем прямого субсидирования.

Голос предпринимателей

Представители городского бизнес-сообщества поделились своим опытом выживания в новых условиях. Предприниматель, эксперт в автотранспортной отрасли РФ Гиви Гоцеридзе обратил внимание на то, как проблемы транспортников влияют на стоимость товаров, которыми пользуются все: «В связи с большими неопределённостями бизнес не понимает, что делать дальше — горизонт планирования сильно сузился. Что нужно понимать про отечественный автопарк: 18 процентов ВВП — это доля услуг транспортной отрасли, и на данный момент это не только контейнерные перевозки, авиаперевозки и РЖД. Это автомобильный транспорт. Треть себестоимости в каждом товаре и в каждой услуге — это стоимость транспортировки товаров».

Большой вопрос, как обслуживать огромный автопарк — порядка 7 миллионов машин в стране ,из которых больше половины старше десяти лет — в условиях отсутствия иностранных запчастей. Сейчас отрасль рассчитывает на взаимодействие с Турцией. Однако предприниматель опасаются спекулятивного поднятия цен, как это уже произошло с продукцией из других стран. Например, колёса китайских производителей поднялись в цене с 26,5 тысяч рублей до 50 тысяч рублей, то же самое с колёсами «Кама». Но ладно колёса, пока, например, не удаётся договорится с отечественными заправками вроде «Лукойл» и «Киришиавтосервис» о рассрочке, при том, что зарубежный Shell предоставлял такую возможность.

Предприниматели взывают власти войти в более тесный контакт и предоставлять больше информации: «Может быть, нам стоит разработать дорожную карту взаимодействия бизнеса, конкретных профильных комитетов, депутатов, городских властей, чтобы разрабатывать совместно конкретные решения, и чтобы они исполнялись».

Аркадий Штейн, генеральный директор компании «Макаронинка», крупнейшего в России производителя десерта «Макарон», пожаловался на конфликт арендаторов крупных торговых центров в Петербурге с арендодателями. Арендодатели особо агрессивно ведут себя с микроарендаторами, большая часть которых — индивидуальные предприниматели, представители семейного бизнеса, молодые предприниматели. Люди доведены до отчаяния и готовы выходить к Смольному, чтобы сообщить о нарастающем конфликте, сообщает бизнесмен.

«У нас масса писем о повышении аренды. Иностранные «якоря» ушли, ТЦ перекладывают свои потери на малый и средний оставшийся у них российский бизнес. При этом трафик в ТЦ сократился от 25 процентов до 80 процентов, например, в «Мегах», — говорит Аркадий Штейн.

В числе его предложений: зафиксировать валютный курс на уровне 75 рублей за доллар, запретить в текущих обстоятельствах повышать аренду, дать право одностороннего выхода из договора без штрафных санкций, с возможностью вернуть внесённые депозиты (именно эта мера остановила ожесточённую борьбу с арендаторами во время пандемии, укалывает Штейн). Также предлагается предоставить российским производителям преимущественное право занятия вакантных площадей в ТЦ в качестве меры поддержки отечественному бизнесу, «которому зачастую предоставляли локации по остаточному принципу». А чтобы не страдали ТЦ, им стоило бы предоставить скидки по земельному налогу и/или по налогу на имущество — на размер предоставляемой скидки арендаторам ТЦ.

Мнение эксперта

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, глава комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Ирина Иванова поделилась своим взглядом на ситуацию. По итогам круглого стола, посвящённого перспективам развития петербургского бизнеса в условиях санкций, она высказала мнение, что глубина проблем сильно недооценена. С её точки зрения, стоит признать, что в экономике практически не осталось отраслей, которые так или и иначе не пострадали от санкций. «Мы уже ощутили и нехватку лекарственных препаратов, и запасных частей и даже бумаги. Мы все ходим в магазины и видим ценники на прилавках. К официально озвученной инфляции в 11процентов они мало имеют отношения. По факту на отдельные товары рост составил 100-200 процентов», — обратила внимание депутат.  

«Поддержка и максимальные послабления нужны всем видам деятельности и всем предпринимателям. Как малым, так и крупным. Чтобы они выжили, смогли продолжить работу, сохранить рабочие места. Напомню, что в малом бизнесе Петербурга заняты более 1,7 миллиона человек. Мы видим меры поддержки из федерального центра и со стороны местных властей.  Но, к сожалению, не все проходит гладко. Много вопросов по продлению договоров аренды и по повышению арендной платы. Несмотря на заверения о том, что ни выселений, ни роста платы не будет. Продолжается выселение из НТО из арендуемых объектов недвижимости.  Проблема возникла не вчера, острой остается до сих пор», — отметила Ирина Иванова. 

В числе главных проблем в сфере промышленности были отмечены новые кредитные ставки и нехватка оборотных средств. Не раз упоминалось продление договоров аренды для сохранения действующих предприятий. Но основной акцент эксперт делает на том, что проблему нужно решать не точечно, а системно.

«Самая главная проблема во всей нашей деятельности по попыткам спасти экономику и промышленность — это проблема системная. У нас жуткая разрозненность и комитетов, и министерств, совершенно очевидно, что нет никакого взаимопонимания и взаимодействия между ведомствами. О какой продуманном, комплексном подходе может идти речь в таких условиях? Я совершенно уверена, сегодня нам как никогда нужна плановая экономика. Мы много говорим об импортозамещении, но без плановой экономики мы этого не добьемся никогда. Например, у нас добывается руда, но мы совершенно не понимаем, что, сколько и как из этой руды произвести».

Юлия Медведева

Вам будет интересно