Петербургская агломерация упирается в красные линии

Bol_SPB_2

Будущее агломерации Санкт-Петербурга стало одним из ключевых вопросов, которым президент Владимир Путин уделил внимание в ходе рабочего визита в регион. Этой теме было посвящено специально созванное совещание, в котором помимо главы государства, губернаторов Петербурга и Ленинградской области участвовали федеральные министры. Планы социально-экономического развития грандиозные, но есть нюанс.

Совещание по вопросам социально-экономического развития агломерации Санкт-Петербурга Фото: kremlin.ru

В прямой трансляции показали лишь часть совещания. Сперва президент обозначил успехи агломерации и представил своё видение направлений её развития. Следом выступили минэкономразвития Максим Решетников и вице-премьер Марат Хуснуллин. И тут выяснилось, что в одном из ключевых вопросов, совершенствования транспортной инфраструктуры смежных регионов, единства во взглядах нет. Основные прения касались перспектив Широтной магистрали и КАД-2.

Максим Решетников указал на то, что начато немало проектов по строительству дорог, и возник дефицит финансирования, причём долги уже приближаются к «красным линиям». В этом плане КАД-2, проект с федеральным финансированием, создаёт серьёзную финансовую нагрузку. С его точки зрения, приоритет нужно отдать созданию скоростной широтной магистрали: «Мы посчитали: несмотря на то что проект достаточно дорогой, учитывая его прохождение в плотной городской среде, но очень серьёзные городские потоки, поэтому проект весьма окупаемый».

Марат Хуснуллин, в свою очередь, предложил смотреть в будущее. Восток нынешней кольцевой дороги уже перегружен, а КАД-2, с его точки зрения имеет большее значение для связности Петербурга и Ленобласти с учётом интенсивного развития жилищного строительства в последней. «Мы считаем, что за те 3,5-4 года, пока мы строим существующие дороги, жилищное строительство дополнительно окажет серьёзное давление», — прокомментировал Хуснуллин, приведя в пример схожий опыт с интенсивным развитием Московской области. При наличии финансировании дорогу могут построить за 3,5 года.

Полностью исход спора в эфире не показали. Однако прозвучал комментарий Владимира Путина:

«Самое оптимальное, я так понимаю — делать вместе и то, и другое. Но, если приоритизировать, то тогда исходить из того, что широтный ход является большим приоритетом. Но оптимальнее — делать и то, и другое, и координировать эту работу».

У широтной магистрали всё-таки, как представляется, больше шансов в текущих реалиях: здесь концентрируются региональные и федеральные средства, а также средства концессионера. Об этом упомянул губернатор Петербурга Александр Беглов. Его позиция — если «денег нет», то приоритет надо отдать ШМСД. С другой стороны, нацеленность на параллельную реализацию и ШМСД, и КАД-2 продемонстрировал в ходе совещания также глава Минфина Антон Силуанов. К слову, стоимость проектов примерно одинаковая: 270 миллиардов рублей — ШМСД и 297 миллиардов рублей — КАД-2. Решение о способах финансирования обещают подготовить в течение двух недель.

Что касается других моментов развития агломерации, то, по словам чиновников, в приоритете решение вопроса с площадками бывших автомобильных производств, расширение особой экономической зоны «Санкт-Петербург», реализация минимум четырёх проектов в фармацевтике, сфере биотехнологий, металлообработке. Агломерацию обещают развивать в качестве крупнейшего центра по академической, отраслевой, вузовской науке. И, конечно, рассчитывают на отдачу от вкладов в развитие всесезонного туризма.

Возвращаясь к транспортной инфраструктуре, стоит отметить интерес правительства к развитию аэропортов Пулково и Левашово, расширению железнодорожной инфраструктуры, увеличению портовых мощностей.

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко в ходе совещания просил поддержать проект скоростного трамвая, который свяжет город с Ленобластью, поддержать финансово проект строительства метро в Кудрово и строительство межрегионального автобусного хаба. Известно, что проектирование станции метро «Кудрово» не вошло в годовой план закупок «Метростроя Северной столицы». Без помощи из федерального бюджета строительство «Кудрово» может продолжить буксовать.

Доступную общественности часть совещания и необходимость совместного развития Петербурга и Ленинградской области в рамках единой агломерации по просьбе «Родины на Неве» прокомментировал политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников:

«То, что Санкт-Петербург и Ленинградская область не могут существовать друг без друга, — это очевидно. Петербург не имеет выходов к другим субъектам Российской Федерации, кроме как через Ленинградскую область. А для Ленинградской области Петербург является основным рынком рабочей силы, да и продукция региона по большей части находит сбыт именно в Петербурге, и так далее. Это два хозяйствующих субъекта, очень близких друг к другу.

Тем не менее речь не шла о едином регионе, речь шла об интеграционных проектах, в частности в логистической, в транспортной сфере, поэтому Марат Хуснуллин и был там основным спикером. Речь идёт в основном о втором автомобильном кольце. Хотя федеральный центр сейчас очень аккуратно смотрит на глобальные проекты, требующие большого финансирования. Сроки, которые были обозначены на совещании, весьма аккуратные, скорее всего реалистичные, но без штурмовщины и прорыва. То есть в ближайшее время будет разработана документация на проектирование, а само второе кольцо появится когда-то в будущем. Не исключено, что уже при другом вице-премьере и других губернаторах.

Конечно, когда у губернаторов стоит задача решения вопросов в регионах здесь и сейчас, в условиях сложного отопительного сезона, уборки улиц и так далее, безусловно интересные и важные проекты создания КАД-2 не оказываются среди первоочередных. И ещё момент — второе кольцо для Санкт-Петербурга — это не то же самое, что второе кольцо для Ленинградской области. Второй дамбы не будет, полукольцо с выходом на Ладожский мост в районе Шлиссельбурга, там где Кировский район соединяется с Всеволожским — это да. Будет использован кусок трассы Кола. Но говорить о полностью самостоятельном проекте вряд ли можно. Это Москва и Московская область могут себе позволить построить абсолютно новую транспортную систему — там нет ни таких рек, как у нас, ни Финского залива. У нас история неизбежно упирается в сложнейшие инженерные сооружения. Так что когда говорят о полукольце с севера и полукольце с юга — да, но замкнуть это в абсолютно независимую систему не получится из-за географии. Потому и разговор о проекте ведется аккуратный.

Проект важный, транспортная связность у нас будет расти в связи с тем, что и Ленинградская область, и Петербург активно развиваются, экономически и социально, растёт население, но прорывных планов, на мой взгляд, на этой встрече обозначено не было. Повторюсь, сейчас к глобальным проектам относятся с определённой осторожностью. Понятно, что задействуется федеральный бюджет — нигде в другом месте таких денег не найти. А у федерального бюджета прямо сейчас есть, чем заняться помимо транспортной составляющей нашей агломерации. Сейчас нужно решать основную задачу, стоящую перед нашей страной — это победа в специальной военной операции, потом уже всё остальное. Пока можно рассчитывать на федеральную поддержку в плане проектирования, а вот к строительству здесь, на земле, перейдут не в ближайшие год-два».

В коллаже использованы схемы, размещённые на сайте https://triptonkosti.ru/

Юлия Медведева

Вам будет интересно