«Петербург Пушкина», «Петербург Гоголя», «Петербург Достоевского» – всем известные словосочетания и понятия, а также туристические маршруты. В последние годы появились «Петербург Бродского» и «Петербург Довлатова». Но почему-то никак не войдёт в обиход понятие «Петербург Стравинского». И это при том, что великий композитор-экспериментатор – уроженец столицы Российской империи. Именно в городе на Неве он делал первые шаги в жизни и искусстве.
Дача в Ораниенбауме
Непосредственно Игорь Фёдорович, сын известного певца Мариинского театра, появился на свет 17 июня 1882 года на Швейцарской улице в Ораниенбауме. Сейчас это – часть Петербурга, но до революции (да и долгие годы после) это было место дачного отдыха петербуржцев/ленинградцев. Стравинский на даче и родился. «1882-го года, 5 июня [по старому стилю – прим. ред.], в 12 часов дня, в Ораниенбауме, по Швейцарской улице, на даче Худынцевой номер 137 родился сын Игорь», – записал в «главбухе» и обвёл запись красной рамочкой счастливый отец.
«Ораниенбаум был приятным приморским местечком, раскинувшимся вокруг дворца XVIII века. Он обращён лицом к Кронштадту, и родители отправились туда за месяц до моего рождения, чтобы насладиться воздухом раннего лета. После моего рождения мы никогда больше не возвращались в Ораниенбаум, и я никогда его больше не видел (если можно сказать, что я видел его тогда)», – вспоминал композитор.
Дача, где он родился, обветшала и её снесли в 1935 году, сейчас на её месте находится трансформаторная подстанция. От дачи сохранился лишь фундамент и ступени входа. Сын Игоря Стравинского, Фёдор, летом 1974 года гостил в Ленинграде у родственников. 1 июля он посетил Ораниенбаум и взял земли у фундамента дачи, где родился его отец, чтобы высыпать её на его могилу на кладбище Сан-Микеле в Венеции.
24 ноября 1994 года решением правительства Санкт-Петербурга Детской музыкальной школе №30 города Ломоносова было присвоено имя И.Ф. Стравинского. А в августе 2019 года у задания этой школы был открыт памятник композитору, отлитый за несколько лет до этого по эскизам известного скульптора Александра Таратынова. В работе автор вдохновлялся портретом Стравинского, написанным Пабло Пикассо в Париже в 1920 году. Сначала скульптура находилась в сквере у здания Полярной морской геологоразведочной экспедиции.
Школьные годы
В апреле 1893 года будущий композитор становится учеником Второй Санкт-Петербургской гимназии. Её нынешний адрес – Казанская улица, дом 27. Эту гимназию закончили многие известные люди. Правда, Стравинский не любил её. «Порядки ее были мне противны и угнетали меня. Я ненавидел классные занятия и приготовление уроков и был одним из самых посредственных учеников. Я постоянно получал выговоры за недостаток прилежания, и это лишь усиливало мою неприязнь и к гимназии, и к урокам», – признался Стравинский в автобиографии.
Так или иначе, родители будущего композитора решили, что их сын должен продолжить образование в частной гимназии Якова Григорьевича Гуревича (Лиговский проспект, дом 1). Это было одно из самых лучших частных учебных заведений Российской империи с правами казённых гимназий. В ней тоже учились многие известные потом люди. Например, марксист и деятель российского социал-демократического движения Александр Потресов, поэт Николай Гумилёв.
Рождение композитора
Игорь Стравинский окончил гимназию в 1901 году и по настоянию родителей поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако юриспруденция не стала его профессией. Игорь Фёдорович занимался музыкой, ещё будучи учеником гимназии. В университете он познакомился с сыном композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова – Владимиром. Тот свёл его с отцом. Стравинский начал посещать еженедельный музыкальные вечера Римского-Корсакова, которые тот устраивал в своей квартире на Загородном проспекте (дом 28), а потом и брать уроки композиции и инструментовки под руководством великого мастера.
«Мои занятия с Римским-Корсаковым заключались в инструментовке фрагментов классической музыки, – вспоминал И. Ф. Стравинский. – Помнится, это были главным образом части сонат Бетховена, квартеты и марши Шуберта. Раз в неделю я приносил ему мою работу, он критиковал её и поправлял, давая все необходимые разъяснения. В то же время он заставлял меня анализировать форму и структуру классических произведений».
Под руководством Римского-Корсакова Стравинский написал свои первые серьёзные сочинения. Прозвучали они 22 января 1908 года в концерте Придворного оркестра под управлением Гуго Ивановича Варлиха. Вскоре о молодом и своеобразном ученике Н.А. Римского-Корсакова узнаёт известный импресарио Сергей Дягилев. Он поверил в молодой талант. «У него было какое-то исключительное чутьё, необыкновенный дар мгновенно распознавать всё, что свежо и ново, и, не вдаваясь в рассуждения, увлекаться этою новизною», – отозвался о Дягилеве Стравинский. Дягилев попросил Стравинского написать музыку к балету «Жар-птица». Так мир узнал о великом экспериментаторе.
Квартире с окнами на Крюков канал
До 1908 года Игорь Стравинский, его родители и младший брат Гурий жили в восьмикомнатной (или в девятикомнатной) квартире в доходном доме номер 27 по Офицерской улице (ныне улица Декабристов), на углу с Крюковым каналом. Это совсем рядом с Мариинским театром, фактически – напротив него. На другой стороне Крюкова канала, напротив дома №27, мрачнела тюрьма – Литовский замок, а наискосок, на том месте, где сейчас Мариинский-2, располагался Литовский рынок.
Ранним утром 27 февраля (12 марта) 1917 года Литовский замок захватили матросы 8-го флотского экипажа, расквартированные в Крюковских морских казармах, и рабочие судостроительных предприятий. Восставшие выпустили заключённых, в том числе уголовников, а узилище подожгли. «Выгорели дотла Литовский замок и окружной суд. Бросается в глаза вся красота их фасадов, вылизанных огнём, вся мерзость, безобразившая их внутри, выгорела», – писал матери живший поблизости поэт Александр Блок 23 марта 1917 года.
Однако Стравинский не видел всего этого. Ибо он окончательно покинул Россию летом 1914 года (он жил сначала в Швейцарии, а затем, до начала Второй мировой, во Франции). Сейчас напротив дома, где жили Стравинские, высится массивный семиэтажный серый дом «Электромортреста», построенный в стиле «сталинского неоклассицизма», а не «обычная пятиэтажка», как написала одна дама-музыковед в статье о Стравинском. Спроектировал его известный архитектор Иосиф Меерзон. Строительство здания началось в 1940-м, а закончилось в 1950-м. А вот рядом с домом «Электромортреста», слева от него, находится пятиэтажное здание школы, построенное в 1936 году по проекту архитектора Александра Гинцберга. И это тоже памятник «сталинского неоклассицизма».
На доме №27 установлена памятная доска, которая оповещает, что в нём жил Стравинский. Причём это – второй вариант доски. Первый, выполненный из бронзы, провисел с 1991-го по 1999-й, а затем исчез. Второй вариант мемориальной доски уже сделали из норвежского лабрадорита и установили 27 июня 2003 года.
В сентябре 1962 года композитор приехал в СССР. Он дирижировал своими произведениями в Москве, а потом в Ленинграде. В родном городе он побывал в гостях у своей племянницы Ксении Юрьевны Стравинской, которая жила всё в том же доме №27 по улице Декабристов, но уже в двух комнатах в коммуналке. «Можно себе представить, что у нас только творилось дома в этот день! В наших двух комнатах, где мы тогда жили впятером – мы с мужем, дочь с мужем и четырёхлетним сыном Игорем, – всё было переставлено. Наши кровати вынесены. Матрасы, покрытые коврами, превращены в тахты. Комната получила вид гостиной. В другой комнате кроватка внука убрана, из большой чертёжной доски сделан стол – получилась столовая. Еда должна была быть сугубо домашняя, ведь наш дом был единственный в России частный дом, который посетили Стравинские. Всё должно было радовать дядю, должно было предстать перед ним наилучшим образом», – вспоминала Ксения Юрьевна.
Якобы других жильцов коммунальной квартиры, чтобы они не раскрыли тайны советского коммунального быта, страшные сотрудники КГБ буквально заперли в их комнатах. Но это явная легенда. Как композитор мог бы не заметить, что в соседних комнатах – люди? Или он решил, что это прислуга его племянницы? В 1968 году родственники Стравинского съехали с этого адреса.
Музей Стравинского
В Петербурге пока нет специальной экскурсии по «местам Стравинского». Но зато есть место, где исполняют многие его произведения из разных периодов его творчества. Это – Мариинский театр. Отрадно, что театр не чурается обращаться к экспериментальным произведениям композитора, которые его современники приняли не сразу.
Так, в афише Мариинского театра есть такое произведение Игоря Стравинского, как «балет с пением» «Пульчинелла», в котором композитор осовременил музыку XVIII века – барокко и рококо. По его словам, этот балет был его открытием прошлого, своеобразным крещением, благодаря которому сделались возможны все его последующие сочинения.
Премьера балета «Пульчинелла» в хореографии Леонида Мясина (Русский балет Дягилева) прошла 15 мая 1920 года в парижской Гранд-опера. В Мариинском театре с 11 июля 2018 года «Пульчинелла» идёт в постановке Ильи Живого, впервые показавшего этот спектакль в рамках Творческой мастерской молодых хореографов. Живого вдохновила на постановку именно музыка. «Она меня поразила непохожестью на другие работы Стравинского, а переслушал я едва ли не все его сочинения для театра, – говорит хореограф. – Я мечтал поставить сюжетный балет, до сих пор у меня не было опыта работы с литературным текстом, с характерами персонажей, но либретто “Пульчинеллы” я прочитал уже после того, как музыка меня вдохновила на постановку».
Ближайшее представление балета «Пульчинелла» – 13 декабря на новой сцене Мариинского тетра (построенного на том самом месте, на котором во времена, когда поблизости жил Стравинский, находился Литовский рынок). Начало в 19 часов.
Подготовил Дмитрий Жвания