Петербург ищет выходы из санкционной ловушки

27b9a4b5c0efe16df977623be336e343

Петербург, как и вся страна в целом, ищет варианты преодоления сложностей, связанных с зарубежными санкциями. Большие проблемы, например, сложились у автопрома, есть о чём подумать в плане лекарственного обеспечения, а городская промышленность испытывает нехватку электронно-компонентной базы, сырья и инструментов. При всём этом власти транслируют оптимистичный взгляд в будущее, горизонты которого, правда, пока недалёкие.

Вопрос с лекарственным обеспечением в условиях санкций в Петербурге решается в том числе за счёт расширения местных производств

Председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик во вторник рассказал о текущей ситуации в Петербурге. По его словам, город столкнулся с «небывалым напором» на местную промышленность, это в условиях, когда доля импорта из недружественных стран в ней составляет 29 процентов. Да, ещё в 2014 году началась реализация программы импортозамещения, но замещено оказалось только «то, что на первых этапах имело смысл импортозаместить». Так что в этом направлении предстоит многое сделать.

Первое, с чем столкнулся Петербург, отказы в поставках электронно-компонентной базы, сырья, оснастки и инструментов, которые быстро почувствовали на себе промышленные предприятия. Отчасти решение проблемы возьмут на себя местные производства за счёт низкопроцентного кредитования. Сложнее с электронно-компонентной базой — приходится проводить редизайн печатных плат под электронно-компонентную базу, доступную в дружественных странах. Поддержку промышленникам оказывают малые инновационные предприятия.

Что касается фармацевтики, то здесь во многом ставка делается как на собственные производства: «В первую очередь мы опираемся на 808 международных непатентованных наименований лекарственных аппаратов, которые отнесены к жизненно-необходимым и важным. Из них 200 наименований уже производятся в Петербурге, 172 позиции нам необходимо заместить, и мы говорим даже не только про Петербург, но и про Россию в целом. 172 наименования мы сейчас разбиваем по степени готовности наших предприятий к освоению выпуска этой продукции. Здесь у нас большой объём поддержки, например офсетные контракты (когда государство гарантирует покупку в течение лет номенклатуру товаров в обмен на инвестиции, наращивание собственного производства), один из таких контрактов уже на выходе: это 28 наименований лекарственных препаратов».

На пищевых предприятиях где-то идёт процесс смены собственников, где-то иностранные собственники приостановили лишь маркетинговую деятельность, но по сути продолжают полноценно работать. «В пищевых производствах всё достаточно спокойно», — успокоил чиновник. А вот в автопроме, который приносил городу значительные доходы до санкционной агрессии, позитива нет. Напомним, в марте из-за нехватки комплектующих заявил о приостановке производства завод Nissan. Сейчас уже говорят о годовом простое.

«Электронно-компонентная база полностью зависит от иностранных поставок. Здесь мы совместно с Минтрансом решаем вопрос восстановления логистических цепочек, хотя по новым цепочкам сложно выйти на схожие по объёмам поставки из-за рубежа», — признал Соловейчик.

С точки зрения главы городского парламента Александра Бельского, решить проблему автомобилестроения могут новые партнёры из дружественных стран, например, из Китая. «Нужно поддерживать, где возможно, собственное высокотехнологическое производство. А там, где полное импортозамещение невозможно, стоит переориентироваться на новых поставщиков из дружественных стран, наладить новые логистические цепочки. Например, в сфере автопрома Китай уже почти готов заменить Европу, Японию и Южную Корею. Так же будет и в других отраслях», — высказался Бельский.

Что касается поддержки города на законодательном уровне, то внимание в первую очередь уделяется наиболее пострадавшим и наиболее перспективным отраслям. «Важно понимать, что сейчас мы должны не просто раздавать деньги, предоставлять преференции всем подряд. Пока невозможно планировать на дальние горизонты. Сейчас достаточно определить приоритеты на ближайшие два года. Потом оценить эффективность принятых мер и понять, что делать дальше», — заявил глава городского Заксобрания.

Была озвучена мысль, что пока ещё не понятно, к чему приведут санкции.

«Наверное, мы ближе к концу года увидим, что такое санкции. В перспективе этого года экономика позволяет нам чувствовать себя достаточно комфортно. Дальше будем смотреть, где мы проваливаемся. Но люди должны понимать — у нас всегда будет, что есть, у нас всегда будет тепло, всегда будет возможность передвигаться на транспорте, — сказал Бельский.

— Не нужно питать иллюзий, что нам всё удастся импортозаместить, но это и не надо. Больше половины стран либо занимают нейтралитет, либо поддерживают Российскую Федерацию. Есть параллельный импорт. Россия — большая часть всей мировой экономики, и просто так вычеркнуть страну невозможно. Будут использоваться различные пути. А для нас — это время возможностей, чтобы поднять наши предприятия, наши научные исследования, которые были заброшены в 90- годы, чтобы являться самостоятельной страной в тех или иных технологических решениях».

Бельский в качестве положительного примера импортозамещения привёл карту МИР, о которой на этапе создания многие говорили — зачем тратить силы на её создание, ведь есть много отлаженных мировых систем.

«Слава Богу, мы приняли тогда стратегическое решение, — отметил спикер ЗакСа. — Мы должны быть готовы к беспрецедентным действиям Запада. Такого, как сейчас, не было и во времена Холодной войны».

Но вот опустошённые рынки власти готовы заместить ресурсами из дружественных стран — Китая, Ирана, Индии и других.

К слову, представители бизнеса в Петербурге говорят, что зарубежные компании не хотят покидать рынок и пытаются обходить санкции. По словам директора АО «Фирма Изотерм» Виктории Нестеровой, немцы везут в Петербург комплектующие для отопительных приборов через Казахстан, Италия действует через Турцию. Это всё увеличивает длительность поставок и наращивает ценник, но тем не менее связь не обрывается. С другой стороны, отечественные производства уже расширяют линейку товаров. Например, на запрос на замещение иностранных воздуховыпускных решёток для серверных откликнулась как раз «Фирма Изотерм», хотя эту продукцию ранее не выпускала — не было потребности.

Жаль, безусловно, что импортозамещение ускоренными темпами приходится развивать в сложных экономических условиях, хотя курс на него был определён много лет назад. Теперь же актуальными оказались и малопривлекательные ранее идеи работать на внутренний спрос и развивать эту нишу, а также пришло понимание, что стоит усиливать вложения и направлять государственные инвестиции в транспортную структуру и энергетику. Остаётся вопрос, не упущено ли время, и не победит ли соблазн сменить одних поставщиков на других, вновь оставив не у дел отечественный потенциал.

Юлия Медведева

Вам будет интересно