Одно из самых важных событий, которые произошли в минувшем году в нашей стране в транспортной сфере, это одобрение руководством ОАО «РЖД» и губернаторами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Александром Бегловым и Александром Дрозденко, «Концепции по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле».
Отметим, что с этой концепцией также тесно связан проект строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Петербург-Москва.
Хотя президент России Владимир Путин одобрил проект скоростной железной дороги ещё в 2019 году, а разработки фактически начались в 2020-м, многие вопросы пока остаются нерешёнными. Прежде всего — где в Петербурге будет построен терминал для приёма скоростных поездов.
Минувшей зимой были озвучены три варианта. Первый — размещение вокзала на станции Санкт-Петербург-Главный (Московский вокзал). При этом обычные поезда на локомотивной тяге переводятся на новый транспортно-пересадочный узел (ТПУ) Волковская. В соответствии с упомянутой Концепцией его должны построить вблизи станции метро «Волковская».
Второй вариант предполагает строительство вокзала для приёма ВСМ на территории складов Кокоревых (складов Северного страхового общества), которые находятся на участке, ограниченном хорошо известным петербуржцам Домом Перцова, Лиговским проспектом и горловиной перронного парка Московского вокзала. При этом на Московском вокзале сохраняются приём и отправление традиционных поездов дальнего следования.
Третий вариант — размещение вокзала ВСМ на станции Санкт-Петербург-Главный, где будут созданы четыре специализированных перронных пути со стороны Лиговского проспекта: на месте ныне существующих путей прибытия пригородных поездов.
Следует сказать, что во втором и третьем вариантах электрички должны быть переведены на ТПУ Волковская.
Уже к весне от первого варианта отказались. Было решено, что поезда дальнего следования останутся на Московском вокзале. Поскольку, по мнению специалистов, для обслуживания прибывающих и отбывающих с ТПУ «Волковская» пассажирских поездов потребуется ограничить технологические возможности работы 1-го и 6-го парков станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский.
«Руководство РЖД считает необходимым сохранить нынешние условия обеспечения взаимодействия железнодорожного транспорта со всеми четырьмя районами Большого морского порта Санкт-Петербург. И не создавать дополнительных нагрузок на станцию Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, которые были бы связаны с использованием её инфраструктуры для работы с составами пассажирских поездов дальнего следования», — разъяснил корреспонденту «Родины на Неве» заместитель главного инженера АО «Ленгипротранс» Сергей Иванов — организации, которая участвует в разработке и реализации Концепции.
В конце прошлого – начале нынешнего года в СМИ появилась информация о том, что выбор сделан в пользу «складов Кокоревых». Однако на самом деле это далеко не так.
«Окончательное решение должно быть принято в течение 2021 года, — сказал «Родине на Неве» представитель «Ленгипротранса», главный инженер проекта ВСМ Ринат Еникеев. — Этот вопрос рассматривается в комплексе с развитием городской улично-дорожной сети. В обсуждении участвуют профильные комитеты администрации Петербурга».
Как сказал в интервью одному из корпоративных изданий заместитель начальника службы технической политики Октябрьской железной дороги Владимир Коняев, к числу недостатков «варианта со складами» относится «увеличение сроков реализации и стоимости проекта за счёт процедуры резервирования земель, на которых расположены исторические сооружения».
Кроме того, по мнению ряда специалистов, к 2030 году пассажиропоток, приходящийся на комплекс Московского вокзала, увеличится в 1,9 раза. А потому потребуется строительство ещё одного вестибюля на станции метро «Лиговский проспект», а также организация дополнительного парковочного пространства.
Отметим, что в соответствии с действующим сегодня законодательством (хотя в ближайшее время в него могут быть внесены изменения) сносить склады нельзя. Поскольку хотя сами они не являются памятниками архитектуры, но находятся в зоне регулирования застройки, в которой снос исторических зданий не допускается.
В разговоре с корреспондентом «Родины на Неве» Ринат Еникеев дал понять, что выдвигаются, а затем рассматриваются и другие, кроме уже упомянутых, варианты размещения вокзала для приёма поездов ВСМ. В связи с этим интересное мнение высказал в одном из интервью руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн: «Главная проблема сейчас — не снос бывших Кокоревских складов и даже не конкретное место размещения вокзала для ВСМ. Не решены более глобальные вопросы. Первостепенный, на мой взгляд, — это неготовность инфраструктуры Петербурга для увеличения пассажиропотока до 30 миллионов пассажиров при запуске ВСМ. Такое увеличение прогнозирует РЖД. Лиговский проспект не справится с таким пассажиропотоком вне зависимости от того, где конкретно в этом районе будет размещен вокзал».
То есть разработчикам проекта ВСМ вместе с петербургскими властями предстоит не только определить место для строительства будущего вокзала, но и думать над тем, как предотвратить транспортные проблемы, которые могут возникнуть после сдачи в 2027 году магистрали в эксплуатацию.
В прошлом году стало известно, что высокоскоростная магистраль пройдёт через Великий Новгород. Любопытно, что когда в середине XIX века проектировалась Николаевская дорога, которая и поныне связывает две российские столицы, тоже рассматривался вариант с заходом трассы в Великий Новгород. Однако император Николай I отверг его как более дорогой по сравнению с существующим.
По предварительным данным, строительство ВСМ обойдется в 1.4 -1,7 триллиона рублей. Для решения связанных с финансированием вопросов магистраль предполагается разбить на три участка: Москва—Крюково (42 км), Крюково—Обухово (630 км) и Обухово—Петербург (12 км).
Участок Москва—Крюково планируется финансировать за счёт федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла»; участок Обухово—Петербург ОАО «РЖД» построит за счёт собственной инвестиционной программы в рамках развития транспортной системы Северной столицы; самый протяжённый участок Крюково—Обухово предлагается включить в существующий комплексный план модернизации инфраструктуры (КПМИ) с реализацией по корпоративно-концессионной схеме.
Срок окупается затрат на строительство ВСМ, по предварительным данным, составит четыре года.
Ожидается, что после сдачи магистрали в эксплуатацию путь от Петербурга до Москвы будет занимать 2,5 часа
Андрей Вронский