Петербург и область продвинулись в реализации «мусорной» реформы

musor2

Санкт-Петербург и Ленинградская область административно являются разными субъектами, однако есть целый комплекс вопросов, решать которые можно лишь совместно. В частности, речь идёт об утилизации отходов. На днях главы регионов подписали ключевой документ — дорожную карту по созданию совместной для города и области системы обращения с отходами. Она даст возможность предпринимать практические шаги для предотвращения мусорного коллапса, которым небезосновательно пугают экологи.

Санкт‑Петербург и Ленинградская область подписали дорожную карту по обращению с отходами

Двадцатого апреля в городской администрации состоялась встреча губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова и губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, в ходе которой состоялось подписание дорожной карты по созданию совместной для двух регионов системы обращения с отходами. Документ содержит поэтапный план предстоящих мероприятий до конца 2023 года, включая создание производств переработки мусора, синхронизацию территориальных схем соседствующих регионов и создание единой концепции по обращению с отходами.

С 2024 года может начаться совместная переработка отходов двух регионов. «Мы подписали соглашение о дорожной карте, о реализации «мусорной» реформы, между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, банком ВТБ и «Интер РАО». Это соглашение и утверждение непосредственно дорожной карты дает нам возможность начать переработку с 1 января 2024 года», — прокомментировал подписание документа глава Петербурга Александр Беглов.

Объединить усилия двух регионов в оптимизации мусорооборота и перехода на экологически чистые методы работы с отходами должен Невский экологический оператор. Он был создан в январе 2021 года, в числе учредителей — правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ПАО «Интер РАО» и Банк ВТБ. Деятельность Невского оператора, как анонсировалось ранее, будет связана с раздельным сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и захоронением твердых коммунальных отходов. Оператор планирует финансировать проекты за счет собственной выручки, а также привлекать кредитные ресурсы для строительства новых объектов.

Подписанием соглашения по «мусорной» реформе руководители регионов в очередной раз подтвердили, что граница между субъектами — условная. Впрочем, это соображение уже звучало из уст главы города Беглова: «Санкт-Петербург и Ленинградская область – одна агломерация, одна экологическая система. У нас много общих проектов. Очень важно развивать и единую инфраструктуру обращения с отходами». Иных вариантов у соседей в общем-то нет. Согласно федеральному законодательству, своих мусорных полигонов на территории города быть не может, как следствие, все отходы направляются в 47-й регион. При этом город генерирует две трети общего с областью объема ТКО.

Вообще мусорный вопрос для города и области острый. Речь идёт и об исчерпавших ресурс мусорных полигонах, и о транспортировке мусора из города в область, и о повсеместном создании незаконных свалок, от которых задыхаются областные районы, примыкающие к мегаполису. Жители сообщают, что мусор сбрасывают и на полигоны, закрытые на рекультивацию, и на то, что не выполняются предписания в отношении работающих мусороперерабатывающих предприятий. Синхронизация действий Петербурга и Ленобласти в плане обращения с отходами дают основания рассчитывать, что проблемы начнут решаться. Эколог, председатель общественной организации «Северо-Западный Зеленый крест» и член общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области, Юрий Шевчук уверен, чтодальше тянуть было нельзя, и подписание соглашения — своевременное.

Как же будет развиваться ситуация? По словам Шевчука, согласно дорожной карте в Ленинградской области начнётся строительство современных мусороперерабатывающих предприятий, ориентированных на отходы из Петербурга. Заводы, ожидается, разместятся в Выборгском, Кировском и Ломоносовском районах. «Предложены три места, мы будем проводить экспертизу – насколько места правильно выбраны. Территории в прошлом были зарезервированы под полигоны, теперь от полигонов отказались, а места остались. С точки зрения логистики, это, наверное, неплохо. Проверим также, оптимально ли выбраны места с точки зрения окружающей среды. Заводы, в отличие от полигонов, фактически не загрязняют окружающую среду», — рассказал Юрий Шевчук.

Пока речь идёт о трёх предприятиях для городского мусора, но в перспективе ещё несколько мусороперерабатывающих предприятий появятся в городской черте. Под областной мусор будут строиться свои 5-7 заводов, отметил собеседник издания. Все заводы должны работать по технологии максимально глубокой переработки отходов. «Есть технологии, которые позволяют нам переработать весь мусор в продукт, который потом используется либо на самом заводе, либо продаётся», — говорит эколог. «К началу 2024 года всё должно заработать. Весь мусор должен перерабатываться без остатка. До этого отходы будут направляться на те полигоны, которые ещё могут работать», — поясняет Шевчук.

Итак, впереди — окончательное определение с площадками (скорее всего, до конца апреля), разработка проекта, проведение оценки воздействия на окружающую среду. Всё это, ориентировочно, займёт полтора года, оценивает эколог. В 2023 году — строительство, в 2024 году — пуск заводов в эксплуатацию.

Лидер ленинградской «Родины» Валерий Шинкаренко высказал мнение, что мусорная проблема – общая для Петербурга и Ленинградской области. С одной стороны, большая часть отходов, которая складируется в Ленобласти, производится городом, с другой – львиная доля жителей области работает в Петербурге и мусор создаётся с их участием тоже. «Необходим единый на оба региона согласованный план мусор реформы, который в итоге может привести к созданию сети заводов по глубокой переработке отходов. При этом технология переработке должна полностью исключить мусоросжигание. В дальнейшем должна быть проведена рекультивация полигонов», — говорит Шинкаренко. Он напомнил о том, сколько лет страдают жители области от соседства с крупномасштабными свалками: «Давно отравляет жизнь гатчинцам полигон «Новый свет». Мы не видим большого смысла в переносе столицы в Гатчину, но надеемся, что хотя бы он поможет решить проблему этой свалки».

Ранее Валерий Шинкаренко представлял стратегию решения мусорной проблемы в агломерации, обязательным условием которой является объединение усилий Петербурга и Ленинградской области.

«У нас не один, а два сильных губернатора. И в Санкт-Петербурге, и в Ленобласти. И у нас две мусорные мафии. И теперь задача резко усложняется. Потому что губернатор Петербурга – не хозяин в Ленобласти, а губернатор Ленобласти – не хозяин в Петербурге. А чтобы победить мусорную мафию, нужно обладать всей полнотой власти. И она умело пользуется несогласованностью. Мы видим, что, несмотря на громкие заявления, координация между властями Ленобласти и Петербурга в этой сфере не налажена.

Мусор производится в Петербурге, деньги за его вывоз платятся в Петербурге, а полигоны и недовольные жители – в Ленинградской области. Что делать в этой ситуации? Эта управленческая проблема не имеет решения. Вы помните, 2018 год был годом экологии. Из каждого утюга вещали об экологических проблемах. Мы активно занимались в 2017-м, и в 2018 годах вопросами экологии, собирали круглые столы, дискуссионные клубы. Все знают, что делать. Прекрасные законы приняты. Есть закон об утилизационном сборе, есть закон о региональном операторе. Но эти законы не работают».

Юлия Медведева

Вам будет интересно