Петербург – город Z и антиZ

SPB_AntiZ
Станислав Смагин, политолог, публицист, участник СВО (военнослужащий батальона имени Ильи Муромца)

И в мирной – относительно – жизни, и сейчас на фронте многократно удивлялся контрастности Петербурга и писал о ней. Блестящая столица романовской империи, родина знаменитых концепций консервативного устройства России, место бытия, творчества и место действия произведений великого антинигилиста Достоевского, место проповеди Иоанна Кронштадтского –  и колыбель трёх революций.

В советское время и особенно с конца восьмидесятых одновременно либеральная столица России – и место проповеди такого яркого церковного приверженца консервативного патриотизма, как Иоанн (Снычев), место массового присутствия и деятельности светских национально-патриотических сил, место ярких акций всероссийской значимости, например, громкой антизападной и антинатовской акции протеста у «Макдональдса» в 1996 году.

Порой парадоксальность на самом деле оказывается так называемой диалектикой, единством и борьбой противоположностей, перетекающих друг в друга. Россия в этом плане вообще выделяется. Консервативно-революционная страна Империи и Свободы, Пётр I был, по расхожему выражению, первым большевиком, а Николай I называл свою династию главными русскими революционерами.

У нас часто государственническое созидание оборачивается смутами и наоборот.  Это обобщающе историко-социологически заметно и на примерах конкретных людей.

Акция нацболов против открытия «Макдональдса» в Петербурге (1996 год)

Тот же Достоевский в молодости был крайним вольнодумцем и получил отменённый затем смертный приговор по делу кружка петрашевцев. А ныне подзабытый Юрий Болдырев, один из отцов-основателей «Яблока» (тогда, впрочем, ещё центристского и вменяемого), вскоре разошёлся с ним и стал заметным левопатриотическим политиком. Не сравниваю масштаб Достоевского и Болдырева, просто пример в голову пришёл.

Да, кстати, и без явных перемен позиции либералы у нас, в том числе и не в последнюю очередь петербургские, часто были патриотами, просто со своей колокольни. По ещё одному расхожему выражению, у славянофилов и западников головы смотрели в разные стороны, но сердце билось одно – русское.

Сюжет «государственная система против патриотов-государственников и национально-мыслящих людей» тоже в наших пальмирах и, простите, палестинах не нов. При Николае I публицист Юрий Самарин был доставлен в Петербург и брошен, к счастью, не очень надолго в крепость за критические заметки о немецком засилье в прибалтийских губерниях. И до, и после с разным постоянством, степенью закономерности и свирепостью такое повторялось почти во все эпохи и при всех властях. В общем, сюжет избитый, как нередко и сами патриоты.

Но именно при нынешней системе, именно в период СВО и именно на берегах Невы эта линия достигла, пожалуй, наибольшего колорита и показательности. Против СВО выступают не только либералы типа Б.Л. Вишневского, коих что общероссийскими патриотами, что государственниками хотя бы либерального извода никак не назовёшь сейчас и вряд ли назовут более объективные потомки (в том, что Борис Лазаревич по-своему любит город и кое-что для него сделал, всё-таки ему отказать сложно).

Фактически на стороне коллективного Вишневского оказывается чиновничье-бюрократический аппарат и правоохранительные органы, причём их работа часто идёт дальше, чем чаяния самого Бориса Лазаревича. Тем самым он… хмм, и вправду оказывается очень своеобразным государственником, ведь он в союзе с государством борется против СВО, проводимой этим же государством, и против тех, кто СВО поддерживает.

И как раз в СПб наибольшего размаха (почему-то это слово едва не заменилось у меня автоматически на «Рамзана») достигла борьба патриотов-сторонников СВО против её вредителей-противников и, соответственно, борьба вредителей против СВО и её сторонников. А также и, простите еще раз за многоэтажность формулировки, борьба патриотов против борьбы вредителей против борьбы патриотов. То есть Питер одновременно яркий «город Зет» и город «антиЗет», а заодно «антиАнтиЗет».

В июле 2022 года после матча «Зенит» – «Спартак» выступила группа «Би-2», не просто занявшая антироссийскую позицию, но и спонсирующая ВСУ –  болельщики обеих команд освистали исполнителей, а затем устроили бурю в общественно-информационном пространстве, что, конечно, выступление задним числом не отменяет, но даёт ему чёткую оценку. Муниципальные чиновники в Пушкинском районе Петербурга пытаются запретить на культурно-массовом мероприятии стенд с тематикой СВО из-за «милитаристской направленности» –  ещё одна высказанная общественностью оценка заставляет их заявить, что они, мол, были неправильно поняты. Студент истфака ведущего питерского вуза, СПбГУ, идёт на СВО добровольцем и гибнет там – группа заукраинствующих студентов и педагогов факультета во главе с доцентом Белоусовым устраивают глумливую травлю всех, кто скорбит – скандальный резонанс заставляет руководство вуза принять меры вплоть до увольнения зачинщика. На книжном салоне на Дворцовой запрещают выступление активно поддерживающего СВО писателя Александра Пелевина из-за пары его шуток про губернатора Беглова, при отсутствии претензий к заукраинствующему писателю Прокудину – протесты со стороны других литераторов заставляют поменять решение.

Отдельного упоминания и уважения заслуживает поступок молодого нацбола Кирилла Травкина (этой организации и её питерскому отделению –  тоже отдельное уважение). Он сорвал с флагштока украинский флаг, висевший возле Таврического дворца в рамках «парламентской ассамблеи СНГ». СНГ само по себе давно превратилось в недоразумение, а Украина-2023 в СНГ –  просто абсурд. Кирилла задержали правоохранители и отпустили лишь после очередной шумихи и сборов всем миром, всем народом на штраф. Недавно Кирилла вновь задержали – за участие в пикете в поддержку СВО, и держали под стражей даже спустя после истечения 48 часов, допустимых для такого задержания.

Осуществили в ноябре питерские нацболы и ещё одну акцию прямого действия, направленную против Михаила Фридмана – не физическую, а морально-репутационную. Оный олигарх, как известно, спокойно вернулся в Россию из эмиграции, хотя раньше пожертвовал 150 миллионов евро ВСУ ради иммунитета от западных санкций. И можно ли после этого не согласиться с надписью красной краской, появившейся ночью на дверях одного из отделений фридмановского «Альфа-банка» в Петербурге – «На руках Фридмана кровь русского солдата». Аплодирую авторам и одновременно тревожусь, минует ли их карающая длань нашего гуманного правосудия? Не Фридмана же преследовать правосудию, в конце-то концов.

И ноябрьская новость с питерского культурного, в прямом смысле слова, фронта. На сцене ТЮЗа имени Брянцева прошла премьера спектакля «Радио Паша» по рассказу волонтёра Ирины Бугрышевой – о воине Паше, потерявшем ногу на фронте СВО, но не павшем духом и не утратившем любви к жизни. Спектакль прошёл очень успешно, что наверняка взбесило либеральных околоточных, и как знать, не возникли ли в связи с этим претензии к постановке у околоточных натуральных. Звучит абсурдно, но, к сожалению, не в Российской Федерации и её городе номер два.

Связать и проговорить итоговые выводы тяжело. Хорошо, что патриотическое гражданское общество после многолетней всеобщей атомизации и бессилия учится добиваться хотя бы частных побед, без которых не бывает больших, и умеет уколоть власть, хотя та и демонстрирует всячески, что ей всё равно. Но по факту именно патриоты, включая радикальных, вроде нацболов и сторонников Стрелкова, выступают в роли консерваторов-охранителей, защищающих официальный государственный курс и декларативные государственные ценности. Чиновничество же и вообще госсистема руководствуется логикой царя-самозванца управдома Бунши, возмутившегося песней про «крымского хана-собаку» – хоть и вражеский, а законный руководитель. И именно госсистема выступает в роли даже не просто революционера, а нигилиста, во имя сохранения и цементирования своей власти в государстве вредящего долгосрочным интересам этого государства.

Краткосрочно такой курс может быть успешным для поставленных классовых целей – несмотря на все внешние и внутренние проблемы, власть показывает, что уверенно стоит на ногах, хотя, как минимум, пригожинский «марш справедливости» заставил в этом усомниться. Но в будущем, возможно, не столь и далёком, он чреват великими потрясениями, неизмеримо большими, чем выступление покойного основателя ЧВК «Вагнер». Возможно, в них заново воссияет великая Россия, и это будет очередным свидетельством той самой нашей исконной противоречивости, она же диалектика? Дай Бог. Пока же Петербург выступает в качестве лакмусовой бумаги и даже отчасти модели машины времени. Той самой, что перемещала царя Иоанна Грозного и его тёзку управдома Буншу из прошлого в будущее и обратно, меняя их местами.

Станислав Смагин, политолог, публицист, участник СВО (военнослужащий батальона имени Ильи Муромца)

Вам будет интересно