Петербург больше не быкует. Это временно?

Byki8

Статуи быков, стоявшие у ворот бывшего мясокомбината имени Кирова, пару недель назад демонтировали и увезли в известном направлении. На реставрацию. Похоже, что на прежнее место скульптуры XIX века уже не вернутся.

Снять с постамента и переместить такие крупные
и тяжёлые скульптуры — дело не из лёгких

Операция по снятию с постаментов и транспортировке в реставрационные мастерские двух бронзовых статуй (высота — 2,7 метра, вес каждой — до пяти тонн) была произведена рано утром 14 января. Действо похоже на экстренные меры, хотя о необходимости приведения скульптур в порядок говорилось давно.

Сейчас заявлено, что по заказу Музея городской скульптуры мастера ООО «РМ «Наследие»» отреставрируют статуи к осени 2023-го. Состояние бронзовых фигур оставляет желать много лучшего из-за «длительного пребывания на открытом воздухе, отсутствия профессионального ухода, актов вандализма».

Реальное состояние статуй, отлитых в 20-е годы XIX века и покрытых многочисленными слоями всевозможных лакокрасочных материалов (особенно «постарались» по этой части в последние 30 лет), пока неизвестно. Предстоит расчистка этих покрытий и скрупулёзное обследование бронзы.

Возможно, что повреждения скульптур намного серьёзнее, чем утрата хвоста одного из быков и многочисленные «раны на теле». По результатам изучения — восстановление утрат, купирование трещин, нанесение нового — защитного — красочного слоя.

На фото видно, что реставраторам предстоит большая работа

Кстати

Постановлением правительства Российской Федерации «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге» № 527 от 10 июля 2001 года в таковой включены парные скульптуры быков (бронза, литье), расположенные на Московском шоссе, 13. Скульптор В.И. Демут-Малиновский, 1824-1827 годы, первоначально были установлены у главных ворот Скотопригонного двора, расположенного на углу Царскосельской дороги (нынешний Московский проспект) и набережной Обводного канала. В 1936 году статуи были перенесены к проходной Ленинградского мясокомбината имени С.М.Кирова на Средней Рогатке, где и находились до последнего времени.

В 1824 году комиссия по постройке Нового скотного двора заключила договор на создание двух фигур быков. Эскизы скульптур и их «привязку» к местности сделал архитектор Иосиф Иванович Шарлемань (1782-1861), по проекту которого и происходило строительство объекта.

Через три года статуи, отлитые в мастерской Антипа Дмитриева на Васильевском острове (якобы там быкам дали прозвища Взорка и Невзорка), заняли свои пьедесталы у здания конторы Скотопригонного двора. Между прочим, позднее здесь была оборудована и бойня (первоначально это был, по сути, большой рынок, где скот только продавали), так что постепенно образовалось предприятие, более-менее подобное современному мясокомбинату.

Василий Иванович Демут-Малиновский (1778-1846) — выдающийся русский ваятель эпохи классицизма, выпускник, впоследствии профессор, академик и ректор по отделению скульптуры Императорской Академии художеств. За время учёбы отмечен за свои работы малой и большой серебряными, а также малой и большой золотыми медалями, отправлен на стажировку в Италию.

Создал статуи, барельефы и элементы скульптурного оформления для Казанского собора, Адмиралтейства, Павловского и Зимнего дворцов, Горного института, Нарвских ворот, Александринского театра и Императорской Публичной библиотеки, арки Главного штаба и др. Сохранился памятник его работы фельдмаршалу Барклаю-де-Толли в Тарту (Эстония), в 1920-е уничтожен выполненный Демут-Малиновским монумент царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме.

Одним из самых мощных произведений скульптора считается экспонируемая в Русском музее статуя «Русский Сцевола». Выполненная в 1813 году, она изображает русского крестьянина, который готовится отрубить себе руку, на которой во время пребывания во вражеском плену выжжено клеймо.

Замечательный скульптор ушёл из жизни в 1846 году, был похоронен на Смоленском православном кладбище, в 1930-е его прах перенесён на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств). Интересно, что его статуи быков во время Великой Отечественной войны были сняты с постаментов на Московском шоссе и доставлены на хранение в Лавру. Такая вот случилась «встреча»…

Академик Василий Иванович Демут-Малиновский
в расцвете сил и таланта

В начале 1930-х у Средней Рогатки разворачивается стройка одного из крупнейших в СССР мясокомбината. Предприятие по образцу чикагских боен, построенное в стилистике конструктивизма, было введено в строй в 1933-м. С его появлением Скотопригонный двор утрачивает прежнее значение и преобразуется в молочный завод. Как некий знак «передачи эстафетной палочки» статуи быков Демут-Малиновского в 1936-м переносятся с Московского (Забалканского) проспекта на Московское шоссе к главным воротам нового мясокомбината, которому присвоили имя Сергея Кирова (постоянно контролировал его строительство).

Постсоветская судьба этого предприятия печальна. Его территория, составлявшая первоначально примерно 100 гектаров, постепенно сокращается отчуждением отдельных участков и застраивается «человейниками».

Согласно известной поговорке «коготок увяз — всей птичке пропасть», можно не сомневаться, что бывший «мясной гигант» постепенно превратиться в огромный жилой квартал. Ряд построек бывшего предприятия имеет охранный статус, поэтому, скорее всего, будет перепрофилирован, реконструирован в офисные или торговые комплексы.

Впрочем, буквально через несколько дней после «эвакуации» статуй быков петербургский комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры обратился в полицию из-за обрушения и частичной разборки ограды, которая входит в состав выявленного объекта наследия «Мясокомбинат имени С.М. Кирова».

Кстати

В сентябре прошлого года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отклонил иск к Росимуществу и его межрегиональному территориальному управлению о признании права собственности на статуи быков Демут-Малиновского за бывшим мясокомбинатом (ныне ООО «Самсон»). «Наследники» считают, что скульптуры принадлежат им с 1992 года, когда было приватизировано госпредприятие «Санкт-Петербургский мясокомбинат». Представители соответчика этого судебного разбирательства — городского комитета имущественных отношений — заявили, что скульптуры из государственной собственности не выбывали, поскольку в план приватизации мясокомбината не включались. С весны 2021 года они закреплены за Музеем городской скульптуры на праве оперативного управления.

Статуи быков у ворот мясокомбината на Московском шоссе

Во всей этой витиеватой истории открытым остаётся вопрос о том, вернутся ли статуи на Московское шоссе к воротам уже практически несуществующего мясокомбината или им предназначена другая «дислокация».

С одной стороны, логично возвратить статуи после реставрации на прежнее место. Однако есть несколько «но».

Во-первых, судьба бывшего «мясного гиганта» остаётся туманной. Хорошо, если этот промышленный объект не повторит печальную судьбу комплекса зданий «Красного треугольника». Пока ситуация хотя бы не проясниться, устанавливать здесь приведённые в порядок статуи, которые созданы 200 лет назад одним из лучших русских скульпторов того времени, как-то опасно.

Во-вторых, перенесённые как некий знак преемственности от здания конторы Скотопригонного двора к воротам нового мясокомбината старинные быки утратили теперь такой «символизм», поскольку предприятие на Московском шоссе, 13 перестало быть действующим.

В-третьих, честно говоря, скульптуры эпохи классицизма не очень-то сочетаются с конструктивизмом построек мясокомбината, выполненных якобы по образцу боен в Чикаго.

Так что по крайней мере торопиться с возвращением быков после реставрации на прежнее место, где они простояли более 80 лет, явно не стоит.

Быки на своём историческом месте — возле конторы Скотопригонного двора на Забалканском (Московском) проспекте. Фото начала ХХ века

С другой стороны, нет возможности установить скульптуры там, где они располагались первоначально, то есть у здания конторы Скотопригонного двора на нынешнем Московском проспекте, 65 (здесь статуи простояли более 100 лет). Они перекроют сравнительно неширокий в этом месте тротуар, расширить который невозможно.

Есть и третий вариант размещения быков работы Демут-Малиновского. Как известно, территория Скотопригонного двора, где в советские годы располагался завод по производству молочных продуктов, отдана под застройку. Исторические корпуса Шарлеманя, расположенные на Московском проспекте и частично вдоль набережной Обводного канала, сохранены, а внутреннее пространство занял жилой комплекс, который по проекту архитектурного бюро «Студия 44» возводит группа компаний Legenda.

На проектных иллюстрациях этого объекта фигурируют и быки Малиновского, установленные со стороны Обводного канала возле заново отстроенной проходной молочного завода, которую в 1949 году соорудили в стилистике позднего ампира. Причём сделано это было по проекту архитектора Валентина Алексеевича Матвеева (1908-1968) столь удачно и органично, что неосведомлённый прохожий ничуть не сомневался, что этот одноэтажный корпус с тремя арками и внушительных размеров фронтоном тоже появился в 1820-е.

Статуи быков на набережной Обводного канала (проектный рисунок)

Судя по картинкам, смотрятся здесь быки Малиновского очень интересно. Впрочем, никаких решений пока не принято. Поскольку речь идёт о федеральном памятнике, веское слово должно сказать Министерство культуры РФ. Своё отношение к идее установки статуй на набережной Обводного канала городские власти Петербурга пока отчётливо не сформулировали. Тем не менее, никто особо не скрывает тот факт, что группа компаний Legenda участвует в финансировании реставрации этих скульптур.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы КГИОП, Музея городской скульптуры и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно