Сюжет «Первой любви» Ивана Сергеевича Тургенева прост и вечен – неразделённая любовь, да и произведение это знает почти каждый со школьной скамьи. Как вдохнуть в него что-то новое, чтобы заинтересовать им публику XXI века? Ответить на этот вопрос, попытались режиссёр Галина Зальцман и драматург Анна Гейжан. Их спектакль идёт в Театре юных зрителей имени Александра Александровича Брянцева.
В спектакле прекрасно всё: от образов героев до музыкального сопровождения. Разногласия и некую «грозу» в браке родителей Володи, заключенном по расчёту и не отличавшемся особой теплотой, показали в сцене, которая периодически повторялась на протяжении всего спектакля, напоминая о положении дел: семья собралась за столом, и родители настолько не хотят даже разговаривать друг с другом, что то и дело кричат: «Володя, подай соль!», «Володя, подай масло!» У мамы Володи – седая прядь в гладкой причёске, которая, наверное, тоже намекает, что во внешне благополучной семье не всё в порядке.
Свет подобран идеально. Запомнилась сцена, когда Володя впервые видит Зину в её доме. Мама Зины ведёт очень глупый диалог, и в этот момент появляется девушка – её освещают, а мать остаётся в тени. Это намёк на то, что Зина идеальна в глазах Володи, она яблоко, которое упало от яблони, глупой матери, довольно далеко.
Зина одурманила Володю в прямом смысле этого слова – он потерял голову. В спектакле это, как и в повести, показано с помощью клубка ниток. Одного клубка ниток! Володя приходит к Зине, а она впихивает ему в руки нитки, которые надо смотать в клубок, но, по сути, в клубок любви сматывают Володю.
Главную роль в спектакле и произведении играет «грешная любовь». Почему грешная? Да потому что она противоестественная и скрытая. Отец Володи изменяет своей жене с девушкой, которая нравится его сыну. Он прекрасно понимает, что Володя без ума от Зины, а жена его, пусть и вышла за него без любви, всё-таки верна ему. Эта история убила четверых: двоих морально, а остальных двоих…
Сцена с расставанием отца Володи и Зины трогает до слёз. Володя, встречая отца сразу после расставания, спрашивает: «Где твой хлыст, папа? Потерял?» На что получает ответ: «Не потерял, а бросил». А говорил, я думаю, он далеко не про хлыст, а про девушку, которая скрыла, что забеременела от него.
В этой истории каждый найдёт что-то своё. Я же увидела любовь – запретную и смертельную. В прямом смысле этого слова. Боль, осознание и страдания. Спектакль вышел на ура, актеры и постановщики передали главную мысль настолько чётко, что, кажется, сам Тургенев заплакал бы на спектакле.
Дарья Назаренко