Никогда не задумывались над тем, почему многие считают Маркса гением? Нет, это не связано с чьим-то оценочным суждением о конкретном содержании его философии. У этого есть вполне конкретная причина: то, что все общественные процессы он изводит из одного источника — из интересов. И трудно не согласиться: что-то в этом есть. Тем более, что многие актуальные события это утверждение ярко иллюстрируют.
К примеру, меня не оставляет настойчивое желание рассмотреть всё происходящее с нашей дипломатией именно с этой точки зрения. Одна безумная радость от возвращения в европейские структуры чего стоит. При том, что оное возвращение не было оговорено нами никакими условиями, несмотря на то, что сами эти европейские структуры были заинтересованы в нём уж как минимум не меньше нашего.
И сразу же после него Европа радостно встретила РФ целой серией решений, напрямую игнорирующих российские интересы. Впрочем, это мелкий эпизод. В целом же, глядя на наш современный официальный государственно-дипломатический пафос, не оставляет ощущение жёстокого разрыва между этим пафосом, и тем, что наблюдается в реальности.
Официально дипломатия и прочие органы и институты РФ именуют её «сверхдержавой». А что в реальности? А в реальности мы вдруг узнаём, что великое и ужасное государство под названием Румыния (гроза всего мира) конфисковала российский военный груз, заявив, что, дескать, транспортировка наших бронетранспортёров нарушают европейские санкции. Угадайте, как на это отреагирует наша «дипломатия сверхдержавы»? Полагаю, ответ очевиден — никак. Ну, что тут скажешь? Некоторые вещи в нашем народе называют «испанским стыдом» — так вот это «румынский стыд». Просто для сравнения: вы можете себе представить, чтобы нечто в этом роде великое и ужасное государство Румыния проделало, скажем, с американским грузом? Или с китайским. Да ей бы даже в голову такое не пришло: думаю, в Бухаресте от одной таких мысли у многих случились бы проблемы с кардиологией. Но почему же? А потому что и Америка, и Китай — сверхдержавы. И если бы, скажем, американцы аналогичным образом задержали румынский груз, то румынская дипломатия отреагировала бы на это ровно так же, как и российская — то есть никак. Так что же получается: в российско-румынских взаимоотношениях «сверхдержавой» является Румыния? Пожалуй, воздержусь от того, чтобы развивать эту крамольную мысль.
А соответствует ли такой правящий класс статусу сверхдержавы, а, главное, интересам страны, как сверхдержавы?
Но шутки шутками, а вопрос действительно интересный: почему Румыния вообще начала позволять себе такое. И, в общем-то, ответ очевиден: потому, что она не первая так делает, а принцип проторенной дорожки ещё никто не отменял. Вот, к примеру, одновременно с этим румынским стыдом, происходит не менее прекрасное: европейское государство Украина захватило российский танкер. Хорошо хоть наших граждан вернуло (не удивлюсь, если её за это ещё и поблагодарят). Это не первый раз, когда она наше судно захватывает. И, кстати говоря, одной из причин такого отвязанного её поведение является та самая слабая и жалкая линия поведения дипломатии РФ в европейских структурах, где не проявляется никакой жёсткости в вопросе международного признания российского статуса Крыма и связанного с ними статуса акваторий Чёрного и Азовского морей. Но даже если вывести за скобки это, то всё равно, с точки зрения закона и официальной позиции России, поведение Украины является пиратством. Как её за это наказывают? Опять же — никак.
Для сравнения можно посмотреть на то, как сейчас развивается «общение» по аналогичному поводу между Ираном и Америкой. Не удивлюсь, если в итоге уважающий силу и характер Трамп отступится от иранцев так же, как он отступился от Северной Кореи. И ведь Иран с КНДР сверхдержавами назвать никак нельзя. Ну, максимум, региональными. Тем не менее, на международной арене они, по факту, вызвали куда большее уважение со всеми вытекающими результатами.
Но я вновь задамся вопросом: а почему так? Почему дипломатическая политика РФ строится подобным образом. И боюсь, что ответ на этот вопрос можно дать как раз опираясь на Маркса. И этот ответ, в общем-то, прост: дипломатическая политика РФ такова потому, что у МИДа РФ такие интересы. Состоят они в стремлении российского дипломатического сообщества к интегрированности в европейскую политику. То самое сакраментальное «тусоваться красиво». Именно в этом российская дипломатия заинтересована больше всего. И именно ради этого она ведёт себя столь «скромно» и «покладисто». А то, не дай Бог, европейский барин перестанет пускать на порог. А что страна от этого дипломатические, политические и репутационные потери несёт — так кого оно интересует?
Интересы первичны, и этим всё сказано.
Впрочем, было бы ошибкой полагать, что нынешний российский МИД — это и есть проблема. Равно, как и думать, что он — сам по себе. Отнюдь. Российский МИД имени г-на Лаврова — это неотъемлемая часть нынешнего правящего класса. Плоть от плоти его и кровь от крови. И интересы МИДа — это его интересы. В первую и главную очередь.
А теперь я задамся ещё двумя крамольными вопросами. Первый вопрос: является ли Россия сверхдержавой на самом деле? И ответ однозначный: да, является. Это не мои «добрые пожелания», а данность, обусловленная целым рядом моментов, имеющих объективный характер — от истории до географии. И исходя из этого мой второй вопрос: а соответствует ли такой правящий класс статусу сверхдержавы, а, главное, интересам страны, как сверхдержавы?
Пусть этот вопрос повиснет в воздухе.
(с) Павел Раста