Как воспитать патриотов на местах, почему важно закрепить понятие регионального патриотизма и какова роль малой Родины в становлении уважения к Отечеству, рассуждает Член комиссии по направлению «Культура» Госсовета РФ, директор АНО Центр содействия патриотическому и духовно-нравственному воспитанию «СЕМЬЯ И РОДИНА» Наталья Локтева.
Патриотическое воспитание к концу года должно охватить 72 процента подрастающих россиян. Такие цифры озвучила вице-премьер Татьяна Голикова, и ориентир на столь амбициозные показатели демонстрирует обоюдный запрос на патриотизм со стороны государства и общества. Людям хочется гордиться, а властной вертикали – ощущать поддержку и доверие. Но чтобы процесс заработал во всю мощь, в патриотическое воспитание должна включиться не только столица, но и регионы. И вот почему.
Не секрет, что любовь к Родине, которая лежит в основе патриотизма, не появляется из неоткуда, а рождается из любви к месту, где родился, вырос, получил свой первый жизненный опыт. Речь о малой Родине. И, несмотря на то, что в течение жизненного пути можно оказаться в любой из географических широт, малая родина неискоренимо запечатлевается в подкорке каждого.
Однако как быть региональным властям, когда молодёжь устремляется в столицы в поиске лучшей жизни? Безусловно, наряду с идеологическим воспитанием, необходимо на местах создавать достойную материально-техническую базу, чтобы не только словом, но и делом доказывать подрастающему поколению, что и в регионах можно жить и строить.
Но также важно находить новые смыслы в историко-культурной плоскости. И сейчас речь не только о славном прошлом. Считать, что подвигов наших предков хватит на сотни лет вперёд, опрометчиво. Конечно, их вклад в будущее бесспорен, однако воспитание патриотизма нуждается в реальном подкреплении здесь и сейчас. Детям и подросткам не нужны лозунги, им нужны предметы гордости из настоящего. Важно учитывать, что история и исторические достижения резонируют у старшего поколения. Тогда как молодежь больше рефлексирует на новое и модное. Так, в 1945-ом новые советские граждане гордились победой над гитлеровской Германией, а в 1961-м восторгались первым полётом в космос Юрия Гагарина. Вот и сегодняшние подростки точно так же ждут новых прорывов, поводов для гордости за страну и свою к ней принадлежность.
Мы живём в быстроменяющемся мире, где новые тенденции и культурные веяния играют важную роль. Поэтому сегодняшние подростки и молодёжь ищут вдохновение и идеалы не только в давно знакомых образах, но и в новом. Это означает, что в регионах необходимо создавать объекты и события, которые будут интересны и актуальны для молодёжи. В регионах население может гордиться победами спортивных команд, большими предприятиями и разработками местных учёных, инновационными стартапами, уникальными архитектурными объектами, крупными бизнес-проектами, мероприятиями и фестивалями.
Причём важно использовать все каналы воздействия, предварительно проанализировав их востребованность. Так, нынешняя молодёжь, не находя достойных примеров для подражания в российской поп-среде, всё чаще устремляет своё внимание на иностранных артистов, перенимая их культуру и облик. Они называют их «айдолами», то есть идолами, идеалами, подражают и копируют. Почему это происходит? Ответ очевиден: пока наши подростки не видят релевантных примеров на нашей эстраде и в нашем кинематографе.
Поэтому крайне важно, чтобы в российской поп-культуре также возникли модные образы, которые будут не только гармонировать с подрастающим поколением, но и воспитывать у детей вкус, принципы, задавать ориентиры. Но эта работа требует глубокого понимания маркетинговых механизмов, небюрократического профессионализма и определённой смелости от губернаторских команд. И у регионов в этом заложен огромный потенциал, уникальный шанс сплести воедино два сильных начала — модный образ и малую Родину.
Однако сформировать региональный патриотизм из Москвы невозможно. Соответственно, слово за губернаторами. Они должны создать в своих территориях объекты для анализа и самоидентификации населения, как граждан стабильного, успешного, самодостаточного государства. Гордящихся настоящим не меньше, чем прошлым.