Продолжаем рассказывать о памятнике адмиралу Ушакову, который готовятся скоро открыть на Благовещенской площади (пока что — площадь Труда). Предыдущие истории можно прочесть здесь и здесь. А откуда, собственно, взялся этот заурядный проект монумента великому русскому флотоводцу?
Все «забыли» про прежний конкурс?
В марте 2019 года общественной организацией «Международная ассоциация ветеранов ВМФ и подводников» при содействии Морского совета при правительстве Санкт‑Петербурга «и исполнительных органов государственной власти» города был объявлен всероссийский конкурс на проект памятника адмиралу Фёдору Ушакову с последующей его установкой на площади Труда.
Итоги предполагалось подвести в июне, а ко Дню Военно-морского флота России тем же летом планировалось открыть закладной камень на месте будущего памятника. Таковой собирались создать в 2020-м — к 275-летию со дня рождения адмирала Ушакова.
Все эти планы не осуществились в обозначенные сроки, кроме конкурса, который тоже несколько затянулся.
Несмотря на всю эту «общественную» инициативу, Смольный, естественно, был в курсе происходящего. На официальном сайте городской администрации имеется информационное сообщение о состоявшемся 22 февраля 2019-го совещании под председательством вице-губернатора Николая Линченко «по вопросу рассмотрения возможности реализации проекта памятника адмиралу Ушакову Ф.Ф. на площади Труда, представленного Фондом Возрождения архитектурного облика русских городов, Региональным общественным благотворительным фондом Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, Фондом Императорского общества поощрения художеств».
Дело в том, что поименованные выше организации отстаивали (и продолжают это делать) проект памятника Ушакову, победивший на конкурсе 1997-1998 годов, а вовсе не тот, что сооружают сейчас.
Тогда, 26 лет назад, комитет по градостроительству и архитектуре совместно с Санкт-Петербургским Союзом художников и Санкт-Петербургским Союзом архитекторов России объявил и провёл открытый профессиональный конкурс на лучший проект памятника адмиралу Фёдору Фёдоровичу Ушакову. Авторитетным жюри однозначным победителем был признан вариант, предложенный выдающимися ленинградскими/петербургскими скульпторами Яном Нейманом и Валентином Свешниковым. Но в силу разных обстоятельств проект осуществлён не был.
Далее (с объявлением нового конкурса) возник уникальный в петербургской истории прецедент, когда результаты полноценно проведённого конкурса с несомненным победителем, признанным профессиональным сообществом, был «помножен на ноль».
Кстати
Такая ситуация Петербургу была неведома и в дореволюционные времена. Бывало, что конкурс не выявлял победителя и объявлялся вновь, иногда даже несколько раз. Достаточно вспомнить историю с так и не воздвигнутым на Михайловской площади конным памятником Александру II. Конкурсы проводились многократно, но их участники так и не предложили вариант монумента Царю-Освободителю, который бы удовлетворил и власти, и общественное мнение. Но, если конкурс выявлял победителя, его проект осуществлялся.
Не надо, как лучше, надо, как положено
Итак, новый конкурс на проект памятника адмиралу Фёдору Ушакову. Его необходимость чиновники и «примкнувшие к ним лица» объясняли тем, что проект Неймана/Свешникова был создан для расположения возле Военно-морской академии, а там его поставить из-за изменившихся градостроительных условий невозможно, и тем, что в 2001 году Русской православной церковью флотоводец причислен к лику святых как праведный воин. То есть это последнее обстоятельство должно быть как-то отражено в новом проекте памятника. Ну-ну…
В положении о новом конкурсе обозначены его инициаторы: Морской совет при правительстве СПб, Ассоциация общественных организаций ветеранов Военно-морского флота, Санкт-Петербургский союз суворовцев, нахимовцев и кадет, Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Полярный конвой» и Союз социально-культурного и гражданского развития общества «Преображение». Заявлено, что конкурс и создание памятника будут осуществлены за счёт внебюджетных средств. Откуда у поименованных организаций средства? По подписке всем миром? Объявление о сборе пожертвований обнаружить не удалось.
«В связи с причислением адмирала Ф.Ф. Ушакова к лику святых в композиции памятника желательно отразить его святость и ориентироваться на прижизненный портрет. При разработке формы одежды рекомендуется не допускать искажений морской формы: нашивки, пуговицы, треуголка, другие элементы, а также шпага, подзорная труба, размещение наград должны соответствовать времени на момент увольнения адмирала Ф.Ф. Ушакова в отставку», — говорится в документе.
В общем, на конкурс свои эскизные проекты (32 штуки) представили 29 участников. Состав экспертного совета и жюри обнаружить в открытых источниках не удалось, известно лишь, что первый возглавлял профессор Российской академии художеств, доктор искусствоведения Юрий Бобров, а жюри — тогдашний вице-губернатор Владимир Кириллов, который теперь директорствует в Музее истории Петербурга.
Уровень представленных работ оказался удручающим. «В связи с тем, что не был выявлен абсолютный победитель, члены жюри приняли решение о проведении в ближайшее время второго тура конкурса». Туда отправились работы под номерами 2, 17, 29.
Дальше возникла оригинальная коллизия. Ряд источников («Санкт-Петербургские ведомости», телеканал «Санкт-Петербург») назвали, со ссылкой на жюри, победителем конкурса проект №29 (скульптор Марат Гусейнов, архитектор Геннадий Челбогашев), на втором месте — №2 (скульптор Владислав Маначинский, архитекторы Анатолий и Лада Черновы), а на третьем — №17 (скульптор Сергей Астапов, архитектор Сергей Цыцин). Но на сайте Ассоциации общественных организаций ветеранов Военно-морского флота победителем второго тура указан именно Владислав Маначинский.
Возможно, такая нестыковка связана с отказом Марата Гусейнова от первого места, но вся эта «рокировочка» не так уж важна. Интереснее сущностные результаты «творческого соревнования». А они таковы: во втором туре участвовали, по большому счёту, однотипные модели.
«Мужик в пиджаке и вот такое дерево»
Некий мужчина в мундире с орденами стоит в горделивой позе, слегка выдвинув ногу (в двух случаях — правую, в одном случае — левую). Вот и всё. Остальная разница — в изображении лица и атрибутов на постаменте (у одних авторов их больше, у других — поменьше). То есть жюри выбрало, вне зависимости от авторства, откровенно банальный вариант.
Контрапост в скульптуре — приём, известный с VII века до нашей эры. Чтобы придать статуям динамику, древние мастера стали изображать моделей с выдвинутой вперёд ногой. Однако в подобных скульптурах движения все равно не было, поскольку нога стояла на земле всей подошвой, а тело оставалось статичным. Примитивный приём используется до сих пор и, как показывает практика, нравится современным чиновникам и «общественникам».
Само по себе использование того или иного приёма в искусстве не является чем-то ущербным, но надо понимать, что сам по себе автоматически он не работает — только в совокупности с другими, оригинальными. Как известно, одной причины ни у какого события не бывает — всегда набор обстоятельств.
Припомним несколько петербургских памятников, где использован контрапост. Среди таковых есть и абсолютные шедевры.
Первым делом — парные монументы фельдмаршалам Михаилу Барклаю де Толли и Михаилу Кутузову на площади перед колоннадой Казанского собора на Невском проспекте работы скульптора Бориса Орловского (открыты в 1837 году). Статуи настолько харáктерные, отображающие осторожность Барклая и решительность Кутузова, что использованный приём «выдвинутой ноги» здесь вообще не имеет никакого значения.
Памятник русскому мореплавателю и путешественнику Ивану Крузенштерну на набережной Невы напротив здания Морского корпуса, которым адмирал руководил почти 20 лет. Монумент создан в 1873 году скульптором Иваном Шредерем. Этот не слишком выдающийся памятник, тем не менее, удачно установленный и сомасштабный окружающему пейзажу стал на фоне портовых кранов и пришвартованных поблизости кораблей (что многократно и удачно фиксировали фотографы) своеобразным символом петербургского кораблестроения и российского флота в целом.
В советское время тоже появилось несколько памятников «с ногой вперёд». Вспомним монумент поэту Николаю Некрасову в сквере на углу улицы, названной в его честь, и Греческого проспекта. Статуя создана скульптором Леонидом Эйдлиным (установлена по итогам зарытого конкурса, который был организован Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР). Довольно заурядный памятник, стоящий в глубине сада никого не вдохновляет, но никому и не мешает.
На Шпалерной улице перед зданием регионального Управления пограничных войск в 1981 году открыт памятник Феликсу Дзержинскому работы скульпторов Владимира Горевого и Сергея Кубасова. Нога вперёд. Ленинградцы горько шутили: «Железный Феликс говорит: “Посмотрите на мои новые сапоги. Раньше они принадлежали царскому генералу, расстрелянному по моему приказу”»…
В 1999 году на площади Стачек был отрыт памятник маршалу Советского Союза Леониду Говорову по модели скульптора Вениамина Боголюбова, выполненной ещё в 1946-м. «Ростовая фигура маршала с руками, заведёнными за спину, и выступающей вперёд правой ногой исполнена решимости и отваги», — говорится в интернет-энциклопедии. На самом деле статуя очень статична и никак не передаёт образ военачальника, которому Ленинград/Петербург обязан очень многим…
К чему весь этот перечень? Он доказывает, что памятник адмиралу Ушакову, который спешно устанавливают на площади Труда — в самом центре Петербурга, мягко говоря, не оригинален.
Перед зрителем предстанет неузнаваемый персонаж, похожий на царского чиновника, заслужившего ордена не на поле (море) брани, а благодаря удачным придворным интригам. Его интересует карьера, хорошие отношения с власть имущими, личное благополучие. В достижении этих целей, судя по выражению лица, горделивой позе и т.п., для него нет н и ч е г о с в я т о г о…
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы комитета по градостроительству и архитектуре СПб и справочных ресурсов Интернета