Тут, значит, такой зигзаг. Писатель земли русской, уральский самородок, ныне экс-пермяк Алексей Иванов вдруг (постепенно, как он утверждает, но вдруг, так выглядит) понял: Россия возвращается в совок. И вообще – разочаровался в русском народе.
Констатировал это писатель Юрию Дудю, стоя в Манчестере, не желая говорить, где теперь обитает, скромно заметив, что живёт не в Москве и не в Перми.
Уже после интервью, данного в Британии популярному видеоканалу «вДудь», неизвестно где живущий писатель попросил в эфире «Говорит Москва» не считать себя западником Александром Герценом. В смысле, не разит он с Туманного Альбиона да со страниц еженедельника «Колоколъ», как тот, власть российскую, жизнь русскую! Просто возлюбил фабричные корпуса манчестерские и на фоне их разглагольствовал… Забеспокоился о том, что слишком заигрался в диссидента? Как бы там ни было, Иванов, похоже, не боится потерять прежних почитателей из числа «ретроградов». Скорее всего, уповает на то, что в России по-прежнему достаточно милых интеллигентных людей, которые почему-то любят заниматься, в переносном, естественно, смысле, мазохизмом, также достаточно тех, кто такой мазохизм стимулирует и пропагандирует.
Тут такая полная гармония-дисгармония, ведь, с другой стороны, национальная забава иных интеллектуалов – зарабатывая в России, вальяжно дудеть в дуду про «свинцовые мерзости дикой русской жизни». Всё это, разумеется, под соусом их стремления к прогрессу-процветанию всего общества.
Как бы там ни было, Алексей Иванов, похоже, не боится потерять прежних почитателей из числа «ретроградов». Скорее всего, уповает на то, что в России по-прежнему достаточно милых интеллигентных людей, которые почему-то любят заниматься, в переносном, естественно, смысле, мазохизмом…
Сравнивать Иванова с классиком русской литературы Александром Герценом, конечно, никто всерьёз не станет. Алексей Иванов скорее напоминает Лимонова. Хотя от быстрого и очень сильного разочарования Западом пермский «соотечественник за рубежом», в отличие от Эдички, застрахован. Ведь, в отличие от советского подпольного поэта и портного Лимонова, приехавшего в США в семидесятые, Иванов собирается жить там, где он не говорит, будучи богат не только внутренним миром.
Из бесед с писателями мы когда-то – были-были такие времена! – узнавали об их внутреннем мире. Кто-то посетовал: в кои-то веки нашему прозаику дали возможность высказаться перед огромной аудиторией Дудя, мог бы за литературу интересно сказать, привлечь людей мыслями, духовным поиском!
Это, конечно, очень наивно. Высокую литературу пропагандировать, о духовности говорить… Это всё, господа интеллигенты, вчерашний день доцифровой эпохи. Продюсер писателя Иванова организовал автору «Пищеблока» подбор стильных кепочек и обувки – хипстер! – правильного бренда. Это гораздо важнее. По секрету – это в программе у Дудя, как и кирпичная стена в стиле нью-йоркского лофта, – самое важное. Тут и message, и идея, и даже духовность. Иные креаклы так воодушевятся, что полезут себе такие же shoes в онлайн-магазинах искать, не сомневайтесь. Дудь старается именно для них. А вы все ничего не понимаете. Именно креативный планктон будет наяривать просмотры в его видеоканале. Затем-то и Иванов там со своими умозаключениями оказался. Решив что-нибудь почитать, потянутся руки креаклов к какому-нибудь из шедевров «Герцена»…
Продюсер писателя Иванова организовал автору «Пищеблока» подбор стильных кепочек и обувки – хипстер! – правильного бренда. Это гораздо важнее. По секрету – это в программе у Дудя, как и кирпичная стена в стиле нью-йоркского лофта, – самое важное.
Итак, по словам евронеофита, он, как лет пять-семь назад впервые выехал за границу (до того всё больше по уральским медвежьим углам путешествовал), так прозрел: вот где жизнь-то! То есть надо понимать – для всех. Однако в той же в Британии, к примеру, немало тех, кто попросту не может отапливать свои жилища (хорошо, если те имеются). Богатые-то, к которым и Иванов относится, в Британии могут свои квадратные метры зимой прогреть, не вопрос, но означает ли это, что жизнь там однозначно лучше, учитывая хотя бы такой банальный бытовой параметр?
Тут бы предположить, что писбренд «Иванов», под который специально создан продюсерский центр, говоря о Западе, лукавит, но писатель действительно настолько в восторге от своего «открытия», что говорит в данном случае, кажется, именно то, что думает.
К слову, в том, чтобы сделать из писателя земли русской поп-звезду, которая после пиара «на телеке» устраивает «чёс» что-то есть. Речь о том, что, это должны быть не умные беседы с писателем на популярном видеоканале, а именно примитивно-развлекательные с попсовой картинкой ненавязчивые посиделки светских львов в правильном прикиде. Но об этой стратегии как-нибудь в следующий раз.
По словам евронеофита Иванова, он, как лет пять-семь назад впервые выехал за границу (до того всё больше по уральским медвежьим углам путешествовал), так прозрел: вот где жизнь-то! То есть надо понимать – для всех. Однако в той же в Британии, к примеру, немало тех, кто попросту не может отапливать свои жилища (хорошо, если те имеются).
Так вот, глядя проницательным взором в самый корень Европы, Иванов осознал: Россия отстала… И экономика её, и общественная жизнь… Всё отсталое, всё не такое в России.
Послушает их с Дудём простодушный или просто очень молодой человек, не бывавший в Манчестере, может подумать, что в тамошних пабах вискарём и шестью кружками гиннеса за раз сплошь утончённые с изысканными манерами лорды и университетские профессора нагружаются.
Манчестер, рассказывают нам ценители прекрасного Дудь и Иванов в своём грандиозном шоу, это Челябинск, но только… небесный.
В реальности же в пятницу вечером и ночью на улицах Манчестера столько пьяни из тех самых пабов выползает и валяется, сколько у нас ещё поискать. И это не значит, что только в пятницу. Так уж вышло, что в такой – пятничный – час, к сожалению, я оказался на манчестерском железнодорожном вокзале Пикадилли. Так вот, там местные эстеты (после посещения пабов, вероятно) отливали прямо в помещении этого самого вокзала Пикадилли на пол. Наверно, туалет платный, не знаю. Может, просто много чести, им показалось, туда идти. Встали возле каких-то банкоматов, автоматов – и на пол. Свобода, демократия, нам не понять… Настоящие местные джентльмены. Европа. Великая Британия. У нас можете такое на, скажем, Ладожском вокзале в Питере представить? А Иванов предлагает нам брать с «ингизов» пример. Говорит, отстали.
Бывший пермяк и толерантный, по идее, новый европеец не проявляет толерантности. Не похоже, чтобы Иванов уважал выбор большинства российских граждан.
Не читал, он похоже, честнейшего Махатму Ганди, которому принадлежат слова: «Для того, чтобы добиться своего благополучия, Британии потребовались ресурсы половины планеты». Иначе не стал бы Иванов утверждать вслед за англичанами и прочими охочими до ресурсов иностранцами, что для России её природные богатства – проклятие.
Многие, возможно, не обратят внимания на парадоксальный факт: бывший пермяк и толерантный, по идее, новый европеец не проявляет толерантности. Не похоже, чтобы Иванов уважал выбор большинства российских граждан. Откуда этот сбой толерантности, без которой невозможно представить либерала и в принципе современного цивилизованного европейца?
Странного вообще немало.
Иванов, кажется, пацифист. Но есть странность в его пацифизме. Российский «милитаризм» вызывает у экс-пермяка отторжение. Но почему новоиспеченный либерал совершенно не тяготится американским милитаризмом?!
Не зная, каким классом, по каким странам, как долго Иванов путешествовал, сложно понять, как он осуществил свой глубокий анализ экономики и общественной жизни Евросоюза, как сделал вывод о европроцветании. Жил по лондонам-берлинам-амстердамам-парижам в пятизвёздочных отелях, наблюдая за устрицами и пузырьками в бокалах с шампанским? Тогда становится понятно, откуда такая «точность» в выводах.
Раньше Иванов верил в будущее России, а тут вдруг разуверился. И всё это после того, как увидел настоящую – западную – демократию. Как он ту рассматривал?
Если всё-таки посмотрел, как народ в Европе (которая очень разная) живёт, то просто удивительно, как он умудрился не заметить протесты французских жёлтых жилетов (а что, нельзя было демократическим путём всё решить? к чему уличные бои?), протесты, в том числе агрессивные, чуть ли не всех греков (родина демократии!), криминальные кварталы Марселя, Парижа, Неаполя, «высокоразвитую» экономику юга Италии, Португалии, Греции, Словакии, Румынии, Болгарии!
А откуда в Америке взялось движение Occupy Wall Street и что с ним стало, любознательный «соотечественник за рубежом» не поинтересовался? Может быть, ему Уолл-стрит, а не простые граждане, народ, больше по сердцу?
Не знаю, побывал ли Иванов в главной стране Запада, в США, но, если почил своим присутствием, то и там, получается, не заметил в самом центре Лос-Анджелеса знаменитую клоаку Skid Row и в чикагский Englewood с табличками «Не стрелять! Играют дети», не заезжал. Какой-то урезанный экскурс по прогрессивному Западу у Иванова получился.
Раньше Иванов верил в будущее России, а тут вдруг разуверился. И всё это после того, как увидел настоящую – западную – демократию. Как он ту рассматривал? Ведь вот какого француза я ни спрашивал, ни один из них не считает, что в Пятой республике есть демократия. Как Иванов-то умудрился сделать вывод – во Франции реальная демократия?!
Кто-то наверняка скажет, что критика в этой колонке – замаскированная зависть. Уж если рассуждать в такой плоскости, то ведь ни меня, ни, уверен, подавляющее большинство никогда не интересовало, где конкретно живёт Иванов. Кому нравилось – читали. Всем понятно, книги его неплохо продаются, по сценариям снимаются фильмы; ясно, что давным-давно уже он – человек не бедный и может себе позволить виллу на заморской ривьере. Или в престижном посёлке где-нибудь в России. Или там и там. И очень хорошо. Это, в любом случае, другая тема.
Предлагающий неверную систему координат, упрощающий всё там, где упрощать нельзя, разговор о «небесном Челябинске» стал поводом к написанию этой колонки. Даже советские люди, оказываясь в супермаркетах капстран среди десятков сортов сыра, колбасы, как правило, понимали, насколько всё неоднозначно в том, да и, в целом, в этом, мире. Россия затем, может быть, и пережила девяностые, чтобы адекватно воспринимать Запад.
Ярополк ЛОНДОНЦЕВ