В охранный реестр включён дом №16 по 1-й линии Васильевского острова. За 300 лет у этого особняка «для именитых» было много хозяев и замечательных жильцов. Но первым был герольдмейстер Петра Великого.
В единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения включён «Дом С.А. Колычева. В 1793-1802 годах здесь жил скульптор М.И. Козловский; в 1817-1830 годах жил архитектор В.П. Стасов» (1-я линия В.О., д. 16а). Соответствующее распоряжение главы комитета петербургской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры опубликовано на днях.
С 2001-го дом входил в перечень вновь выявленных в Санкт-Петербурге объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Правда, прежде его «маркировали» как «Дом М. П. Козловской (Ошеметковых)».
«Лицевое строение на современном участке под №16 по 1-й линии построено в начале 1720-х годов в соответствии с проектом “образцового” дома для ”именитых” как каменный двухэтажный дом на высоком подвале», — говорится в акте государственной историко-культурной экспертизы этого дома.
Дело в том, что примыкающая к Неве и стрелке Васильевского острова территория по мысли Петра Великого предназначалась для застройки аристократическими домами, поскольку основатель Санкт-Петербурга именно здесь мыслил устроить центр столицы Российской империи.
Участок на 1-й линии, который теперь фигурирует под №16, был дарован Степану Андреевичу Колычёву (около 1660-1735) — представителю древнего боярского рода, имеющего общих предков с царской, а затем и императорской фамилией Романовых.
Кстати
За плечами этого хозяина участка на Васильевском острове — служба царским комнатным стольником, заграничное «обучение наук воинских дел», Семёновский полк, ранение в битве под Нарвой и переход на гражданское поприще с пожалованием почётной шпаги. Далее Колычёв был комендантом нескольких крепостей, организовывал по поручению Петра I всероссийский смотр дворян, был первым герольдмейстером Российской империи, то есть «заведовал» составлением родовых, городских и губернских гербов «по правилам теоретической геральдики». Далее этот «номенклатурщик» возглавлял Юстиц-коллегию и исполнял должность генерал-рекетмейстера при Сенате (не подумайте ничего плохого — он принимал и докладывал прошения и жалобы).
Участком на 1-й линии Васильевского острова Колычёвы владели примерно до 40-х годов XVIII века. Кроме лицевого дома здесь были построены и деревянные служебные флигели. После смены нескольких хозяев эту недвижимость в 1793 году купил выдающийся русский скульптор Михаил Козловский. В период жизни в этом доме ваятель создал памятник генералиссимусу Суворову, статую Самсона для главного фонтана Петергофа и другие произведения.
Михаил Иванович Козловский (1753-1802) — выдающийся скульптор, мастер русского классицизма, академик Императорской Академии художеств, автор памятника генералиссимусу Александру Суворову в Санкт-Петербурге. Его работы представлены в крупнейших музеях России (в основном в Русском музее и Эрмитаже). Отлитый в 1801 году мастером Василием Якимовым новый Самсон стал последней крупной работой художника. Первоначально был похоронен на Смоленском кладбище, в 1931-м прах и надгробный памятник перенесены на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры.
Об истории петергофского фонтана «Самсон, разрывающий пасть льва» и работе Козловского над этой статуей «Родина на Неве» уже подробно рассказывала. С этой публикацией можно ознакомиться здесь.
Дом на 1-й линии некоторое время принадлежал наследникам скульптора, а затем некой надворной советнице Марье Дембицкой, которая продала его в 1815 году со всеми строениями тоже надворной советнице Наталье Ошеметковой. Её семейство владело этой недвижимостью до 1840-х. В 1817-1830 годах здесь жил выдающийся петербургский архитектор Василий Стасов.
Василий Петрович Стасов (1769-1848) — русский зодчий, представитель позднего классицизма. Родился в Москве, учился в гимназии при Московском университете, по семейным обстоятельствам с 14-летнего возраста работал (в 1783-1794 годах) в Московской управе благочиния — сначала чертёжником, а позднее помощником архитектора. К концу 1790-х стал проектировать самостоятельно. В 1802-1808 годах именным указом Александра I был отправлен во Францию и Италию «для усовершенствования знаний». С 1808-го работал в Петербурге. Академик Императорской Академии художеств (1811).
1816-го — один из основных членов столичного Комитета для строений и гидравлических работ. С 1817-го ведал строительством при императорском дворе. В 1810-е выполнил более 100 образцовых проектов жилых домов, оград и хозяйственных строений для использования в провинциальных российских городах.
Среди наиболее значительных построек Стасова — казармы Павловского полка на Марсовом поле, Конюшенное ведомство и Ямской рынок (об этих объектах «Родина на Неве» рассказывала подробно, с публикациями можно ознакомиться здесь и здесь).
В Царском Селе по проектам Стасова построены чугунные ворота «Любезным моим сослуживцам» (1817-1821), Манеж (1819-1821), Большая оранжерея (1820-1823) и Конюшенный корпус (1823). В конце 1820-х и в 1830-е архитектор возвёл в Петербурге Преображенский (1827-1829) и Троицкий (1828-35) соборы, Нарвские (1833) и чугунные Московские (1834-1838) триумфальные ворота (о последних «Родина на Неве» тоже подробно рассказывала, статью можно прочитать здесь).
Кроме того, зодчий достроил собор и западные келейные корпуса Смольного монастыря и оформил их интерьеры в духе классицизма (1832-1835), восстановил после пожара 1837 года фасады, несколько парадных залов и церковь Зимнего дворца (1838-1839).
В XIX веке дом №16 по 1-й линии Васильевского острова, конечно, претерпел некоторые изменения, которые отдалили его внешний вид от разработанного Жаном-Батистом Леблоном в 1716-м «образцового» проекта жилья «для именитых».
Кстати
Согласно чертежу Леблона это был двухэтажный дом с фасадом на семь осей (шесть окон и дверь в центре) и высокой крышей. По поводу проекта Пётр I отметил: «…И понеже по Леблоновым чертежам во всех палатных строениях, а особливо в Питербургских домах окны зело велики, а шпанцы меж ними зело малы, чего для ему объявите, чтобы в жилых полатах конечно окны меньше делал, а в салах как хочет, понеже у нас не французский климат». Проект имел рекомендательный характер. Если позволяли средства, то можно было построить и более шикарный дом, предварительно согласовав рисунок фасада в Канцелярии городовых дел.
В 1827 году при владении Ошеметковыми был разобран ризалит со стороны дворового фасада. В 1841-м предположительно по проекту Антонио Адамини перестроены дворовые флигели. Оформление лицевого фасада со стороны 1-й линии Васильевского острова, зафиксированное на чертеже 1841 года, сохранилось до настоящего времени, — считают эксперты.
В начале 1840-х участок переходит во владение Ивана Францевича Фрика, который в разных источниках именуется то купцом, то переплётных дел мастером. Впрочем, эти ипостаси могли и совмещаться. В конце 1860-х дом и земельный участок переходит купцу Генриху Христофоровичу Ритману.
В 1898 году были составлены обмерные планы здания, хозяином которого к тому времени уже был Борис Константинович Веселовский (1851-1935) — архитектор, историк искусства, специалист по истории рисунка и гравюры, выпускник Императорской Академии художеств, в 1899-1918 годах — хранитель Отделения рисунков и гравюр Эрмитажа (работал в музее и далее вплоть до 1929 года).
Кстати
Веселовский доводился двоюродным братом народоволке Софье Перовской, зятем архитектору Александра Бруни и, соответственно, шурином художнику Николая Бруни (автору витража для Великокняжеской Усыпальницы Петропавловского собора в Петербурге).
В 1907 году участок и расположенный на нём дом был продан потомственному почётному гражданину, подрядчику строительных работ и члену нескольких благотворительных обществ Сергею Николаевичу Белорукову и художнику-архитектору Николаю Павловичу Козлову (работал в училищном совете при Святейшем Синоде, затем — на Адмиралтейском заводе, разрабатывал типовые проекты церковноприходских школ, построил санаторий в Алупке, в 1922 выслан из России).
В советское время дом превратился в средоточие коммунальных квартир. В 1960-е были снесены дворовые флигели и произведён капитальный ремонт с заменой деревянных перекрытий на железобетонные. В настоящее время в здании размещается гостиница «Стасов».
«Отделка лицевого фасада дома выполнена гладкой штукатуркой, цоколя — известняковой плитой. Над оконными проёмами первого этажа расположены прямые сандрики на стилизованных кронштейнах. Филёнки под окнами второго этажа декорированы лепными композициями с изображением грифонов и пальметок. Здание в значительной степени сохранило своё историческое архитектурно-художественное решение», — говорится в информационном сообщении КГИОП.
На сайте одного из крупнейших агентств недвижимости фигурирует объявление (правда, под грифом «снято с публикации») о продаже дома №16 по 1-й линии Васильевского острова за 100 миллионов рублей. Приведём характеристики здания, обозначенные в этой публикации.
Трёхэтажный особняк. Несущие стены кирпичные, перекрытия железобетонные. Охранные обязательства минимальные (только фасад). Возможность поднятие высоты конька кровли на один метр и обустройство мансардных окон на чердаке. Возможна внутренняя перепланировка. Площадь здания 856,4 квадратных метра (цокольный этаж — 214,6 м2, первый этаж — 248,2 м2, второй этаж — 259,1 м2, чердак — 134,5 м2. Заглубление цоколя — 0,8 метра. Четыре входа: три с улицы, один со двора. Высота помещений: цокольный этаж — 2,38 м, первый этаж — 2,86 м, второй этаж — 3,33 м. Все коммуникации городские: электричество, теплоснабжение, водоснабжение и канализация. Договоры действующие. Выполнен качественный ремонт всех помещений, установлен стеклопакеты. Возможное назначение: представительство компании, медицинский центр, офис, консульство, гостиница и другие. Юридический статус: частная собственность на здание и на земельный участок.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы КГИОП, акта государственной историко-культурной экспертизы, сайта www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета