Дворец княгини Зинаиды Юсуповой на Литейном, 42 передан в управление и пользование Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Предстоит масштабная реставрация. Давно пора.
Интересно, что никакой официальной информации о передаче дворца обнаружить не удалось. Ни на сайте Смольного, ни на сайте музея «Исаакиевский собор». Есть лишь несколько публикаций в прессе и телевизионных сюжетов, в которых этот факт обозначен как свершившийся.
Возможно, такая тишина связана с продолжающимся противостоянием городской администрации и ряда прежних арендаторов особняка. Например, к губернатору Александру Беглову обратилось петербургское общество «Знание», которое и «квартировало» во дворце на Литейном, 42.
Центральный лекторий всесоюзного общества «Знание» действительно располагался в этом юсуповском доме с 1949 года. После распада СССР на территории РФ правопреемником стало Общество «Знание» России, съезд которого в июне 2016 года принял решение о ликвидации этой организации. Таким образом, ряд сохранившихся региональных отделений (включая петербургское) как бы «повис в воздухе».
Похоже, что для юсуповского дворца на Литейном эта ситуация теперь закончилась. Музейно-выставочное, концертное и лекционное использование этого великолепного здания в центре Петербурга совершенно необходимо. Как и масштабная реставрация, поскольку особняк сейчас находится далеко не в лучшем состоянии.
Но из-за отсутствия полноценной информации о том, как музей «Исаакиевский собор» планирует использовать дворец Зинаиды Юсуповой в будущем, в прессе и соцсетях появляются оригинальные версии. Например, говорится, что особняк превратится в музей икон. Для любого, кому довелось бывать в парадных залах этого дома, оформленных, в основном, в стилистике необарокко, право очень трудно представить в них выставку церковных артефактов.
История особняка и биография его хозяйки хорошо известны, поэтому обратим внимание лишь на некоторые обстоятельства.
Первоначальный проект дворца разработал Гаральд Андреевич (Эрнестович) Боссе (1812-1894) — академик и профессор Императорской Академии художеств, статский советник. Якобы его вариант не понравился заказчице (о которой мы поговорим чуть позже) и поэтому далее здание «рисовал» другой архитектор (тоже из немцев, тоже академик и профессор Императорской Академии художеств) — Людвиг Людвигович Бонштедт (1822-1885).
Но если мы посмотрим на его постройки в Петербурге и других городах (например, здание Банка Финляндии в Хельсинки или Латвийской национальной оперы в Риге), то легко обнаружим, что ничего подобного живой и яркой стилистике дворца Юсуповой в его творчестве нет. Зато постройки и интерьеры Боссе в стилистике Ренессанса и необарокко (дом Бутурлиной на Сергиевской улице, особняк Кочубея на Конногвардейском бульваре, Малиновый будуар в Зимнем дворце и др.) по почерку явно ближе к постройке на Литейном, чем сухой и лапидарный стиль Бонштедта.
Видимо, всё-таки осуществлён с теми или иными корректировками именно проект Боссе, который с 1851 по 1854 год работал в Риге (в качестве сотрудника Главного управления путей сообщения и публичных зданий). Это как раз период завершения проектирования и основных строительных работ дома Юсуповой на Литейном. Так что Гаральд Андреевич просто физически не мог заниматься этим сооружением, будучи на государственной службе, и, возможно, порекомендовал княгине в качестве исполнителя и «доводчика» своего проекта аккуратного немца Бонштедта. Плюс наблюдение за строительными работами.
Таковые начались в 1852-м, внутренняя отделка дворца завершена в 1858-м. Среди других зданий, построенных в это время в Петербурге в стиле необарокко, дом Юсуповой отличает отделка фасадов натуральным камнем — бременским песчаником, доставленным из Германии, и гатчинским (пудожским) известняком. Подобная облицовка тоже характерна для проектов Боссе.
Парадные залы дворца и покои хозяйки, тоже выполненные по большей части в стиле необарокко, богато украшены лепниной, позолотой, искусственным мрамором и натуральным камнем, деталями из папье-маше, бронзы и других материалов.
«Значительную часть работ по внутренней отделке выполнил талантливый мастер-лепщик Тимофей Петрович Дылев. Живописные плафоны, медальоны и десюдепорты принадлежат к числу лучших работ известного русского художника первой половины XIX века Николая Аполлоновича Майкова (отца замечательного поэта — Ред.)», — говорится в фундаментальном справочнике «Памятники архитектуры Ленинграда».
Среди помещений дворца искусствоведы выделяют парадную лестницу, портретный и концертный залы, библиотеку (стены которой украшали панно работы выдающегося французского художника Юбера Робера), большую столовую и другие интерьеры. Весь дом был насыщен уникальными произведениями искусства из коллекций Юсуповых. Как когда-то Екатерина II об Эрмитаже, хозяйка дома на Литейном тоже могла шутливо сказать: «Всем этим любуются только мыши да я».
Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова (урождённая Нарышкина, младшая ветвь старинного рода), во втором браке графиня де Шово и маркиза де Серр (1810-1893), по материнской линии — внучка фаворита императрицы Екатерины II Ивана Николаевича Римского-Корсакова и графини Екатерины Петровны Строгановой.
Все перипетии судьбы этой светской львицы мы пересказывать не будем. Отметим лишь несколько обстоятельств.
В 1827 году она вышла замуж за князя Бориса Николаевича Юсупова (1794-1849), который унаследовал в 1831-м от отца (блестящего вельможи и коллекционера произведений искусства) не только огромное состояние (250 тысяч десятин земли, более 40 тысяч крепостных крестьян в разных губерниях России), но и долги, составлявшие примерно два миллиона рублей — колоссальная сумма для того времени. Легкомысленный повеса в юности, «Боренька», как его именовали в великосветских кругах, стал прижимистым и жёстким предпринимателем, который не стеснялся заниматься ростовщичеством. В результате он не только расплатился с отцовскими долгами, но и в разы приумножил фамильное состояние.
В браке с Юсуповым, который был на 16 лет старше второй жены (первая умерла при родах, без потомства), Зинаида Ивановна родила через девять месяцев после свадьбы сына Николая, ставшего последним по прямой мужской линии представителем этого аристократического семейства. После неудачных родов дочери (девочка погибла) супруги предпочли, соблюдая по возможности приличия, вести каждый самостоятельную жизнь.
В середине 1830-х (то есть будучи в 25-летнем возрасте) светская красавица и звезда балов Зинаида Ивановна получает травму, из-за которой навсегда остаётся хромой и пользуется при ходьбе поначалу костылём, а позднее — тростью. О танцах пришлось забыть. Версии происшествия таковы: по одной — княгиня упала при выходе из кареты, по другой — «катаясь с кем-то с ледяной горы, сильно зашибла себе ногу».
После смерти мужа у 39-летней княгини возникла необходимость обустроить собственное жилище в столице Российской империи, поскольку Юсуповский дворец на набережной Мойки перешёл по наследству её сыну — Николаю Борисовичу. Почему она не захотела или не смогла жить с ним под одной крышей, история умалчивает.
В мае 1861 года в домовой церкви особняка на Литейном, которую княгине якобы разрешили обустроить из-за её хромоты (на третьем этаже южного служебного флигеля, то есть добираться туда с костылём или тростью было сложно), состоялось венчание богатой вдовы и капитана Генерального штаба национальной гвардии департамента Сена (Франция) Луи Шарля Оноре Шово (1829-1889). Он был младше княгини на 20 лет, чтобы возвысить мужа, она купила ему (и себе) титулы графа и маркиза, а также замок Кериоле на морском побережье Бретани. Зинаида Ивановна пережила на четыре года и второго мужа, который завещал поместье то ли сестре, то ли любовнице, но факт тот, что княгине-графине-маркизе пришлось заплатить за владение вторично.
Княгиня скончалась во Франции, похоронили её в нижнем приделе церкви Святого Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой пустыни близ Стрельны, который был построен на её средства. Храм частично сохранился до наших дней, погребения в его криптах, в том числе и могила княгини Юсуповой, утрачены.
После смерти хозяйки из дома на Литейном постепенно были вывезены произведения искусства, антиквариат, богатая мебель. В начале ХХ века особняком уже владел правнук Зинаиды Ивановны — князь Феликс Феликсович Юсупов (1887-1967), всем хорошо известный своим участием в убийстве Григория Распутина.
Великолепный зимний сад и внутренний двор, который обрёл крышу, были преобразованы в театральный зал и засценическое пространство. В 1908 году здание было сдано в аренду Союзу драматических и музыкальных писателей, здесь квартировал очень популярный в начале ХХ века петербургский театр «Кривое зеркало» (не путать с нынешним).
Во время Первой мировой войны во дворце был организован госпиталь. После 1917 года здесь располагался Польский дом просвещения, экономический факультет Университета марксизма-ленинизма, Дом политического просвещения, общество «Знание», Институт внешнеэкономических связей, экономики и права (ИВЭСЭП), у которого несколько лет назад отозвана лицензия, и этот вуз прекратил своё существование.
Вот теперь начинается новый этап в истории дворца, который сейчас закрыт для посетителей.
«По результатам предварительного осмотра… выявлено, что здание находится в предаварийном состоянии (оголённая проводка, нарушение противопожарных норм, повреждение перекрытий), не позволяющим его дальнейшую эксплуатацию. Организацией работы по сохранению памятника федерального значения не осуществлялись. Первоочередной задачей музея («Исаакиевский собор» — Ред.) является проведение полного обследования здания, в том числе обследование несущих конструкций и инженерных систем, обеспечивающих его функционирование. В дальнейшем музеем планируется осуществление разработки проектно-сметной документации на выполнение работ по ремонту и реставрации объекта. Работы планируется выполнять за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга и собственных средств музея», — цитирует «Фонтанка» неизвестного чиновника комитета городской администрации по культуре.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайтов www.citywalls.ru, Государственного Эрмитажа и справочных ресурсов Интернета