Онегинское нашествие

Onegin

2024 год отмечен особым интересом к поэтической повести Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». На экраны вышел фильм «Онегин» Сарика Андреасяна. 7 октября автор проекта «Пушкинская эпоха» Сергей Сурин в музее-квартире Бенуа рассказал «о феерической судьбе главного гусара пушкинской эпохи, ставшего персонажем “Евгения Онегина” и “Героя нашего времени”». В Михайловском театре 10, 11 и 12 октября пройдут премьерные спектакли оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Начо Дуато. Но кто хочет приобщиться к классической версии шедевра Чайковского, может сделать это, придя 10 октября в Мариинский театр.

В Мариинском театре оперу «Евгений Онегин» поставил Юрий Хатуевич Темирканов. «“Евгений Онегин”, идущий на исторической сцене Мариинского театра, – безупречный образец музыкально-театрального “почвенничества”, в своё время удостоенный Государственной премии СССР, – рассказывает музыковед Христина Батюшина. – Премьера этого спектакля состоялась в 1982 году в театре, ещё носившем имя Кирова. Пост художественного руководителя и главного дирижера театра в то время занимал Юрий Темирканов. “Онегин” – его детище… Быть и дирижёром, и режиссёром в одном лице – сложнейшая задача, ведь “ты должен думать и о том, что делается в оркестре, и о том, как построить спектакль музыкально; невольно ты все время находишься на сцене, потому что каждое движение – это то, что ты пережил сам” (из интервью с Темиркановым)».

«Евгений Онегин» – общепризнанный оперный шедевр. Но он мог бы и не появиться, не обладай Пётр Ильич Чайковский несколько экзальтированным характером. Идею поставить оперу по сюжету поэтической повести Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» композитору подсказала певица Елизавета Лавровская в марте 1877 года. «Мысль показалась мне дикой, и я ничего не отвечал, – писал музыкальный сочинитель брату Модесту в мае того же года. – Потом, обедая… о д и н, я вспомнил об “Онегине”, задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлёкся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашёл, отправился домой, перечёл с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина».

Окружение отговаривало Чайковского от затеи, указывая на то, что будущая опера будет несценична из-за отсутствия в ней внешнего действия и эффектов. Но Чайковского было уже не остановить. «Какая бездна поэзии в “Онегине”. Я не заблуждаюсь; я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяет с лихвой эти недостатки», – писал он брату Модесту во всё том же письме. «Я влюблён в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина…», – признавался композитор в другом письме брату.

Первоначально Чайковский дал иное, чем у Пушкина, завершение последней встречи главных героев. В наброске сценария сказано: «Татьяна после объяснения поддаётся чувству любви к Евгению и борется. Он умоляет ее. Является муж». Соавтором либретто был Константин Шиловский. О готовящемся «надругательстве над классикой» узнали литераторы. «На этот раз бесцеремонность Шиловского и легкомыслие самого Петра Ильича ожидало наказание: приделанный “счастливый” конец – Татьяна, падающая в объятия Онегина – возмутил очень многих: Тургенев, Катков требовали изменить это “кощунство”, и Чайковский, спохватившись, переделал эту сцену», – читаем мы в биографии Чайковского, написанной Ниной Берберовой.

Впервые «Евгений Онегин» был исполнен 17 марта 1879 года студенческой труппой Московской консерватории в московском Малом театре. «Успех был самый средний, – сообщает Берберова. Печать отдала должное “музыкальности” и “интимности” произведения. Антон Григорьевич [Рубинштейн] пожал плечами и, вернувшись в Петербург, объявил, что “будничное либретто погубило всю оперу”. Но для Чайковского “суд людской” сейчас уже не был тем, чем был когда-то».

В печатных откликах на «Евгения Онегина» высказывалось также мнение о слабости и бесцветности образа заглавного героя.

«Большого успеха постановка не имела, но значительность происшедшего — рождение шедевра, открывшего новый путь в искусстве, – была ясна многим. Вместе с тем очевидны были и недочёты спектакля, отсутствие ряда подходящих исполнителей, маленький оркестр, бедность обстановки. Необходима была проверка на профессиональной сцене», – отмечал советский музыковед Абрам Гозенпуд. И эта проверка состоялась более чем через пять лет после московского показа «Евгения Онегина», 19 октября 1884 года, в столичном Большом (Каменном) театре.

Сейчас даже как-то удивительно читать о равнодушном восприятии «Евгения Онегина» рядом современников Чайковского. «Назвав на титуле только одного героя, Чайковский последовательно раскрывает слушателю три души: Татьяны (первый акт), Ленского (второй акт), Онегина (третий акт). Во всех трёх образах Чайковский видел собственное отражение, и даже знаменитая сцена письма Татьяны рифмуется с эпизодом из жизни композитора, написавшего сценарий будущей оперы за одну ночь», – считает Христина Батюшина.

Ещё раз обращаем внимание читателей: чтобы насладиться «лирическими сценами» (так назвал оперу «Евгений Онегин» сам Чайковский) в проверенном временем классическом исполнении, нужно прийти к 19 часам в историческое здание Мариинского театра 10 октября.

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно