Он предупреждал мир о «глобальном помутнении»

Ziniviev

В эти дни литературная и научная общественность отмечает столетие со дня рождения Александра Зиновьева.

Знаменитый мыслитель Александр Зиновьев был беспощадным критиком сначала советского строя, а затем и западного мира, с которым детально познакомился после того, как, будучи изгнанным в 1978 году из СССР, много лет жил в Западной Германии

В прошлом году глава российского государства России Владимир Путин подписал указ «О подготовке и проведении мероприятий, посвящённых 100-летию со дня рождения А.А. Зиновьева». Выдающийся философ, социолог и писатель родился 29 октября 1922 года. Уже на протяжении нескольких месяцев в разных городах нашей страны проводятся выставки, конференции, семинары.

Сегодня, 31 октября, в МИА «Россия сегодня» пройдут так называемые Зиновьевские чтения, на которые приглашены известные российские и зарубежные специалисты. А в минувшую субботу Колонном зале Дома союзов состоялся посвящённый Зиновьеву гала-концерт.

Знаменитый мыслитель был беспощадным критиком сначала советского строя, а затем и западного мира, с которым детально познакомился после того, как, будучи изгнанным в 1978 году из СССР, много лет жил в Западной Германии. На Родину вернулся в 1999 году. Скончался в Москве спустя семь лет.

Выступая в минувший четверг на итоговой пленарной сессии XIX заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», глава российского государства Владимир Путин вспоминал труды Зиновьева: «Ещё более двадцати лет назад он говорил, что для выживания западной цивилизации на достигнутом ею уровне “необходима вся планета как среда существования, необходимы все ресурсы человечества”. Они на это и претендуют, всё так и есть»

А теперь – предоставим слово самому философу и социологу: «Можно с уверенностью сказать – капитализм не справился с бременем управления на Земле, население которой уже перевалило за 7,5 миллиарда человек. Именно поэтому разбалансированный однополярный мир трещит по швам, осыпается на глазах, а его архитекторы переносят свои взоры на Восток, смиряясь с возникновением новых геополитических центров силы. Историческую гонку у посткапиталистического Запада выигрывает посткоммунистический Китай». Вряд ли кто сегодня будет оспаривать эту мыль философа.

Вновь обратимся к выступлению нашего президента на дискуссионном клубе «Валдай»: «Западные идеологи и политики много лет говорили и твердили всему миру: демократии нет альтернативы. Правда, речь они вели именно о западной, так называемой либеральной модели демократии. Все остальные варианты и формы народовластия они с презрением и – хочу это подчеркнуть – через губу, высокомерно отвергали».

Действительно, после распада Советского Союза западные политики, в первую очередь, американские, не просто посчитали себя победителями в «холодной войне». Они были уверены в том, что ликвидация СССР – это ещё и идеологическая победа: победа либеральной демократии над тоталитаризмом. А в отсутствии противодействия появилась возможность навязывать эту модель по всему миру. «Людей оболванивают до такой степени, что первые слова, которые они начинают лепетать – “свобода”, “демократия”, “рынок”», – писал Александр Зиновьев в романе «Глобальный человейник». Возможно, это лишь горькая шутка, но в ней есть изрядная доля правды.

Попытка распространить демократию в такие страны, как, например, Ирак или Ливия, привели к тому, что и те люди, которые имели все основания быть недовольными режимами Хусейна и Каддафи, убеждаются в справедливости изречения: «Старое зло всегда лучше нового».

Но и в самих западных странах происходят непонятные, труднообъяснимые с точки зрения здравого смысла явления. Вот ещё одна цитата из трудов Зиновьева: «Начался XXI век, но вместо обещанного футурологами необычайного прогресса во всех сферах человеческого бытия мы наблюдаем глобальное помутнение и поворот к дремучему мракобесию».

О появившихся в Европе мусульманских религиозных фанатиках, а также о заполонивших европейские города выходцах из азиатских и африканских стран, которые размывают там основы христианской цивилизации, говорить сейчас не будем. Но вот такие явления, как популяризация «нетрадиционных сексуальных отношений» и увеличение числа случав смены пола, можно с уверенностью отнести к «глобальному помутнению». Ведь это противоречит не только общепринятой морали, но и законам природы: зачем нужны однополые контакты, если в их результате не может возникнуть новая жизнь?!

Другое горькое изречение знаменитого философа: «Прошлый (XIX – авт.) век был умнее нашего, а будущий будет ещё глупее. Ребёнок, умеющий обращаться с компьютером, но не знающий таблицу умножения, есть признак деградации. Ко всему прочему в мире исчезла тайна и святость. Мы превращаемся в умную машину, состоящую из глупцов и служащую ещё более глупым ловкачам». В «Глобальном человейнике», который вышел в свет в 1997 году, компьютеры заявляются  «божествами, покорившими человечество». Автор бьёт тревогу: скоро наступит время, когда не люди будут управлять компьютерами, а компьютеры – людьми.

С предыдущей цитатой пересекается следующая: «Если можно обойтись без компьютера, своим природным умом, обойдись без компьютера. Трудность реализации этой замечательной идеи состоит в том, что люди со своим умом почти исчезли…»

С философом, вероятно, был согласен другой мудрый человек сатирик Михаил Жванецкий: «Раньше миром управляли умные. Это было жестоко. Умные заставляли тупых учиться. Тупым было тяжело. Теперь миром управляют тупые. Это честно, потому что тупых гораздо больше. Теперь умные учатся говорить так, чтоб тупым было понятно. Если тупой что-то не понял, это умного проблема».

Увы, слова Зиновьева и Жванецкого в известной степени применимы и к нашей стране. В первую очередь, это относится к искусству и журналистике. Один из руководителей федеральной газеты с почти столетней истории, где автору довелось работать, не раз говорил на планерках: не пишите «слишком умно». А знакомый мне ветеран отечественной журналистики констатировал: «цензура рынка оказалась ещё жестче, чем была партийная цензура».

В прощальной книге Александр Зиновьева «Фактор понимания» (она вышла в свет уже после смерти философа) есть такие строки: «Если в двух словах подвести итог эволюции человечества за прошедшую историю, он уложится в одну-единственную фразу: человечество как целое утратило смысл самого своего социального бытия. Оно убило сам фактор своего понимания… Человечество погибнет от своей глупости».

15 лет назад эти слова казались пессимистичным преувеличением. Но прошло совсем немного времени, и сегодня в мире вовсю обсуждается возможность применения ядерного оружия. Это уже реальность, а не плод чьего-то воспалённого воображения. И даже страшно подумать, что ждёт человечество, если ядерный джин будет выпущен из бутылки. Поневоле вспоминаются слова персонажа популярного советского фильма: «Самая дорогая вещь на земле – это глупость. Потому как за неё всего дороже приходится платить».

Авторитет Александра Зиновьева в научном и литературном мире непоколебим. Он – автор большого количества романов и научных работ, лауреат многих премий. И тем не менее позволим себе заметить: не все высказывания и оценки философа представляются бесспорными, а некоторые и вовсе противоречат друг другу.

Вот конкретные примеры. Мы уже цитировали принадлежащие Зиновьеву слова, что «историческую гонку у посткапиталистического Запада выигрывает посткоммунистический Китай». Но за счёт чего Китай добился таких грандиозных успехов в экономике? Во многом за счёт её либерализации, развития частного сектора. Про имеющейся информации, уже в 2013 году частный сектор в экономике КНР давал более 60 процентов ВВП, а количество частных предприятий превысило 12 миллионов. И в дальнейшем эти числа только росли.

Но вот у Александра Зиновьева отношение к частной собственности – сугубо отрицательное: «Сейчас вот все носятся – собственность, собственность, собственность… Столетиями люди боролись против этого явления. Прудон (Пьер Жозеф Прудон –французский основоположник реформистского анархизма – прим. ред.) говорил, что собственность –эта кража». Зиновьев считал, что частная собственность доведёт Россию до краха. Но вот Китай, где Зиновьева очень почитают и даже называют русским Конфуцием, почему-то не довела. А, наоборот, вывела в число самых экономически развитых в мире стран.

В книге «Исповедь отщепенца» Зиновьев пишет: «Победа в войне (Великой Отечественной – автор) была прежде всего победой социального строя страны. И лишь во вторую очередь патриотизма, героизма и прочих общечеловеческих качеств. Абсурдно также мнение, что советские люди сражались за Родину, а не за советский социальный строй».

А теперь послушаем другого, тоже знаменитого на весь мир человека – писателя Александра Солженицына: «Одиннадцать веков стоит Русь, много знала врагов, много вела войн. А предателей много было на Руси? Как будто нет. Но вот наступила самая справедливая война при самом справедливом строе – и вдруг обнажил наш народ десятки и сотни тысяч предателей».

По опубликованным данным, в годы Великой Отечественной войны на сторону врага перешли миллион советских граждан. И хотя большинство из них составляли так называемые хиви – добровольные помощники оккупантов из числа военнопленных, которые почти до самого конца войны не принимали участия в боевых действиях против Красной Армии, число это впечатляет. Очевидно, что после жутких репрессий 30-х годов далеко не все советские люди горели желанием воевать за «социальный строй». Власти это понимали. Именно в годы Великой Отечественной войны начался возврат к дореволюционным ценностям: в частности, в Русской православной церкви был восстановлен институт патриаршества, в Ленинграде вернули исторические названия ряду улиц и площадей. Кстати, в блокаду в нашем городе не были закамуфлированы памятники Кутузову, Барклаю-де-Толли и Суворову. Мимо них проходили войска и отдавали честь. Согласно легенде, ленинградцы верили: если снаряды не тронут памятники, город не будет взят.

Доктор исторических наук профессор, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории Российской Академии наук Борис Ковалёв подчеркивает, что «в годы войны у советских граждан крепли патриотические чувства, росло понимание того, что нельзя отождествлять сталинский режим и саму Россию». То есть, нам помогла победить та самая «любовь к отечественным гробам».

Но всё сказанное не отрицает того факта, что Коммунистическая партия и её структуры сыграли очень важную роль в разгроме врага.

Возвращаясь к наследию Зиновьева, вспомним ещё одну его ключевую мысль: «Основная функция государства – обеспечить жизнь и самосохранение общества как единого целого». Это очень важно понимать тем, от кого зависит жизнь нашего государства.

Давид Генкин

Вам будет интересно