Олимпийские приоритеты определены

Челябинск-6

Спортивный журналист Борис Ходоровский — о контрольных прокатах сборной России по фигурному катанию в Челябинске

Для фигуристов, и не только российских, сезон начинается с контрольных прокатов. На протяжении всех последних лет это было рутинное мероприятие, на котором специалисты оценивали черновые результаты работы спортсменов и тренеров в межсезонье. Арбитры подсказывали, что нужно добавить, а что, наоборот, убрать для получения высоких оценок на соревнованиях, мэтры тренерского цеха давали советы, которым действующие тренеры не всегда следовали. Благодарили всегда.

В Челябинске прекрасно организовали контрольные прокаты

В нынешнем сезоне вокруг контрольных прокатов сборной России царил невиданный ажиотаж. Челябинск, где в последние годы дважды был прекрасно организован чемпионат страны, буквально вырвал право на их проведение. Журналистам, которые еще пару лет назад редко заглядывали на подобные мероприятия, сейчас аккредитоваться на контрольные прокаты было сложнее, чем на чемпионат мира или Европы. Если бы не коронавирусные ограничения, в челябинском дворце спорта «Трактор» наверняка был бы аншлаг. Все поступившие в продажу билеты были сметены вмиг.

В полном объёме соревнования показывали на сайте «Первого канала», а в воскресенье главный федеральный канал уделил фигурному катанию несколько часов, показав выступления в прямом эфире. Нужен ли был такой всплеск внимания? Общеизвестно, что малую часть работы ни в одной сфере деятельности заказчику не предъявляют. Вряд ли нужно было показывать прокаты фигуристов, не набравших форму и только вкатывающихся в сезон, всей стране. В США, где недавно прошли контрольные прокаты сборной в Нэшвилле, и десятой доли такого ажиотажа не наблюдалось.

Елизавета Туктамышева

По ходу сезона многие фигуристы даже программы будут менять. Спортивная пара Евгения Тарасова/Владимир Морозов сделала это после первого же выступления на турнире в Бостоне, и в Челябинске показала уже новую короткую программу, поставленную Даниилом Глейхенгаузом. Намекнула на возможность изменений в произвольной программе действующих чемпионов мира Анастасии Мишиной и Александра Галлямова их тренер Тамара Москвина. Все-таки не сочетается «Метель» Георгия Свиридова с его же «Время, вперёд!», которая у многих поклонников фигурного катания старшего поколения прочно ассоциируется с программой «Время».

Творческие поиски все-таки любят тишину. Если и обсуждать что-то, то действительно лучше это делать в узком кругу специалистов. Только в нынешних реалиях социальные сети имеют для фанатов фигурного катания большее значение, чем аналитические размышления. Вот и костюмы Елизаветы Туктамышевой, оригинальные по форме и смелые по содержанию, обсуждают больше, чем ее перспективы с нынешними программами, показанными в Челябинске, попасть в олимпийскую сборную.

Дважды Елизавета «пролетала» мимо Олимпиад. Очень обидно — перед Сочи. Ведь в следующем сезоне она выиграла все, что возможно, и удивила мир фигурного катания стабильным исполнением тройного акселя. Перед Пхенчахном ей было уже сложно соперничать с «монстрами Тутберидзе», как называют воспитанниц Этери Георгиевны.

Русская Ракета Александра Трусова

Только перед Пхенчханом в обойме Тутберидзе было всего две звезды: Алина Загитова и Евгения Медведева. Сейчас — целых шесть. Многие полагали, что в олимпийском сезоне ставка будет сделана на Камилу Валиеву. Только в Челябинске было заметно, как подросла «девочка на шаре». Для обычной девчонки это нормально, для претендентки на олимпийское «золото» — трагедия. Прокат Валиевой не произвел впечатления чемпионского. Как и выступления Анны Щербаковой и Алены Косторной, которая свой тройной аксель после возвращения от Евгения Плющенко к Тутберидзе восстановила.

Зато настоящий фурор произвела Александра Трусова. Дело даже не в пяти чистых четверных прыжках в произвольной программе. С таким контентом она могла бы бросить перчатку Натану Чену. Тем более что и тройной аксель «Русская ракета» осваивает. Пока о стабильном исполнении говорить не приходится, но обратим внимание на другой нюанс. Из всех постановок Даниила Глейхенгауза наибольшее впечатление в Челябинске произвела «Фрида», образ которой в короткой программе воплощала Трусова. Пожалуй, впервые Александра не просто прыгала, а именно воплощала образ.

Это очень важный момент с учётом того, что у женщин в короткой программе четверные прыжки запрещены правилами. Тройной аксель у «Русской ракеты» пока нестабилен, а рисковать в короткой программе, где каждый прыжок на вес золота в прямом смысле, нельзя. Вот и поработали всерьез в Tutberidze Team над компонентами для Трусовой. Похоже, именно на нее сделана основная ставка в олимпийском сезоне.

Главные олимпийские надежды России связаны с фигуристками

Интересно было посмотреть на новые программы Михаила Коляды. Когда Алексей Мишин объявил, что в олимпийском сезоне его ученик не будет исполнять поставленную Ильей Авербухом программу «Белый ворон», посвященную памяти Рудольфа Нуреева, многие не скрывали удивления. Программа была признана шедевром, а из-за скомканного прошлого сезона отнюдь не устарела. Только «Список Шиндлера», презентованный в Челябинске, смотрится, пожалуй, не хуже, но при этом более понятен публике за рубежом.

Хотя с такими прокатами, как в Челябинске, Коляда может в олимпийскую сборную и не попасть. Пожалуй, впервые за последние годы в мужском фигурном катании в России конкуренция под стать женскому. Очень интересные программы показали на контрольных прокатах Дмитрий Алиев и Макар Игнатов, Андрей Мозалев и Евгений Семененко, Александр Самарин и Марк Кондратюк. Последнему доверили подтверждать третью олимпийскую квоту для России на турнире в Оберстдорфе, который стартует на следующей неделе.

Андрей Мозалев

Прокаты танцевальных дуэтов получились скомканными. Повторно переболевший коронавирусом Джонатан Гуррейро имел разрешение от врачей не приезжать в Челябинск, но все-таки приехал и вместе с Тиффани Загорски дважды исполнил ритмический танец. Произвольный, поставленный знаменитым английским фигуристом Кристофером Дином, ученики Светланы Алексеевой и Елены Кустаровой показать не рискнули. Действующие чемпионы России Александра Степанова и Иван Букин контрольные прокаты пропустили.

А вот действующие чемпионы мира Виктория Синицина и Никита Кацалапов показали, что не верят в приметы. Многие фигуристы считают, что под музыку Рахманинова Олимпиаду не выиграть. Ученики Александра Жулина решили, что всё это ерунда, и музыка гениального российского композитора как нельзя лучше подходит российской паре. Пока танец выглядит сыроватым, но эти фигуристы умеют отшлифовать любую композицию до совершенства.

И вряд ли нужно было показывать широкой публике сырой вариант. Впрочем, кто платит, тот и музыку с танцами заказывает, а «Первый канал» — серьезный спонсор Федерации фигурного катания на коньках России.

Юная танцевальная пара Диана Дэвис/Глеб Смолкин и их тренер Игорь Шпильбанд

Вам будет интересно