«Очарованный странник» Родиона Щедрина: всё это наше, исконное, русское

Och_Str

В репертуаре Мариинского театра есть уникальная опера. Уникальность её уже только в том, что написана она в XXI веке. Речь – об опере композитора Родиона Щедрина «Очарованный странник», написанной по повести русского писателя Николая Лескова.

Первая опера XXI века

Золотое время оперного искусства – это, без всякого сомнения, XIX век, когда оперы творили Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди, Рихард Вагнер, Жорж Бизе, Гектор Берлиоз, Пётр Чайковский, Николай Римский-Корсаков и многие другие композиторы.

Валерий Гергиев и Родион Щедрин на репетиции «Очарованного странника» / Фото с сайта Мариинского театра

В первой половине ХХ века ряд композиторов предприняли эксперименты в оперном искусстве. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси, «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича, «Любовь к трём апельсинам» и «Игрок» Сергея Прокофьева. В тот же период продолжала развиваться и классическая опера, например, направление веризма, которое зародилось в Италии ещё в XIX веке.

Во второй половине XX века опера постепенно превращается в музейный жанр. Число композиторов, которые развивали оперное искусство в эти десятилетия, можно пересчитать по пальцам: британец Бенджамин Бриттен, американец итальянского происхождения Джанкарло Менотти (продолжатель традиции веризма), итальянец Марко Тутино (тоже неоверист) и наш Родион Щедрин.

«Очарованный странник» – наверное, первая опера XXI века. Родион Щедрин написал это произведение по заказу американского дирижёра Лорина Маазеля, с которым он плодотворно сотрудничал в 90-е годы. Мировая премьера оперы прошла 19 декабря 2002 года на площадке Avery Fisher Hall в Нью-Йорке. Нью-Йоркский филармонический оркестр под руководством Маазеля представил её в концертном исполнении.

В России опера «Очарованный странник» впервые прозвучала 10 июля 2007 года: солисты, хор и оркестр Мариинского театра тоже представили её в концертном исполнении. Дирижировал маэстро Валерий Гергиев. А уже через год в Мариинке появилась сценическая постановка оперы. Полноценный музыкальный спектакль поставил один из ведущих оперных режиссёров современности петербуржец Алексей Степанюк. В 2009 году «Очарованный странник» в постановке Степанюка удостоился общероссийской театральной премии «Золотая маска» в двух номинациях – «Лучшая работа композитора» и «Лучшая женская роль» (Кристина Капустинская), а также его номинировали как «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа художника в музыкальном театре», «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре» и «Лучшая мужская роль» (Сергей Алексашкин).

Температура ощущений

По мнению Родиона Щедрина, Николай Лесков смог лучше понять душу русского человека, чем Лев Толстой и Фёдор Достоевский. «Он более, может быть, русский, чем интернациональный писатель по всем своим компонентам – языку, сюжетам, характерам, безысходному драматизму и парадоксальности ситуаций, трагическим развязкам своих историй. Часто журналисты задают вопрос о русской душе, её загадках. Если “русская душа” взаправду и существует, то никто лучше Лескова не может ответить на сей сакраментальный вопрос», – утверждает композитор Щедрин в одном из интервью.

В «Очарованном страннике» Родиона Щедрина, по его словам, привлекала мощь характеров и драматизм сюжета. «Мне представляется, что для оперы температура ощущений должна быть всегда много выше нормальной! Ну, скажем, 39,7!.. Потому острота драматической ситуации более чем желательна и подходит для “разогрева” композиторского воображения. Столь же ценно для меня и качество литературного текста, будь то диалог, ария либо реплика. Это тоже всегда неоценимая помощь… Повесть “Очарованный странник” давно манила меня мощью и выпуклостью характеров, многокрасочностью и драматизмом сюжета, возможностью обращения к не затронутым ещё в классической музыке пластам древней русской музыкальной культуры», – объясняет Родион Щедрин.

Кстати, сюжет «Очарованного странника» не классический. Повесть, написанная в начале 70-х годов девятнадцатого века, предвосхищает литературные новации писателей века двадцатого. Это произведение свободных форм, без законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Лесков считал, что такой жанр должен заменить собой то, что принято было считать традиционным романом. За эти новации писателя критиковали современники как справа (Михаил Катков), так и слева (Николай Михайловский). Так, либеральный народник Михайловский не находил в «Очарованном страннике» «какого бы то ни было центра»; в повести, по его наблюдениям, есть «…целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута и заменена другою, а можно и ещё сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку». Но, может быть, именно эта особенность, повести Лескова и позволяет переложить её на язык музыки так, что «температура ощущений будет выше нормальной»?

Либретто к опере «Очарованный странник» написал сам Родион Щедрин.

Не просто набор звуков

Родион Щедрин не относится к числу композиторов-экспериментаторов. «Я не очень люблю словосочетание “современная музыка”, – раскрывает композитор своё кредо. – Это своего рода индульгенция. Дескать, вы уж нас извините, что будете слушать некую муру. Это, дескать, современная музыка, и вы в ней ещё недостаточно разбираетесь и недостаточно образованы». Он убеждён, что понятие «современная музыка» не должно раскрываться как «реабилитация искусственности, невыразительности, неодухотворенности да просто скучности сочинения». «Музыка, написанная сегодня, должна, как и прежде, затронуть слушателя, захватить его, увлечь, запасть в душу и в сердце. Никакие разъяснения менторов и лжепророков не изменят самой сути существа дела. Есть музыка и есть немузыка. Есть вдохновение и есть вымученность. Есть заданная природой музыкальность и есть добротная выученность. Есть интуиция и есть желание шагать в ногу с музыкальной модой, желание угодить глашатаям её…», – доказывает Родион Щедрин. Исходя из этого своего убеждения, он и работал над «Очарованным странником».

И что?

«Радостно видеть композитора, который пишет настоящую музыку, а не просто набор звуков, притягивающий внимание к их создателю только потому, что автор прославлен и знаменит, –  заявил вскоре после премьеры «Очарованного странника» в Нью-Йорке дирижёр Лорин Маазель.  Сколько раз мне доводилось наблюдать, как некоторые надменные творцы с их риторическими претензиями на создание так называемой “музыки будущего” бесследно исчезали, несмотря на титанические усилия их неистовых адептов…».

«Щедрин избегает традиционных оперных ходов, – отмечал критик Михаил Фихтенгольц. – Здесь нет как таковых ни развернутых каватин, ни сладостных любовных дуэтов, а есть невероятной красоты звуковой континуум, в который сплетаются вокальные и хоровые голоса, подзвученные тысячью разных оркестровых тембров, от разрывающих душу пастушьих наигрышей гобоя до немногословных гуслей, нежных блокфлейт и, как всегда у Щедрина, блестящих ударных. Ещё изумило в “Страннике” бесчисленное множество оттенков тишины – истаивающей, убаюкивающей, гнетущей, ужасающей, задумчивой: Щедрин принадлежит к тем немногим авторам, которые умеют конструировать музыку не только из нот, но и из пауз».

«Жанр “Странника” Щедрин определил как “оперу для концертной сцены”, придав опере-притче схожесть с ораторией. Три солиста, как в пассионах Баха, и рассказывают о себе, и играют роли. В музыке слышны знаменный распев в прологе и эпилоге, и колокольные перезвоны в кульминациях, и пастушьи наигрыши, которые композитор помнит с детства, и стилизации деревенских плачей, которые Щедрин мог слышать в фольклорных экспедициях, и цыганский романс», – читаем мы на сайте Мариинского театра.

А вот мнение одного из зрителей/слушателей, который познакомился с оперой Родиона Щедрина «Очарованный странник» в постановке Алексея Степанюка на Приморской сцене Мариинского театра во Владивостоке:

«У меня сложилось такое ощущение, что на самом деле “Очарованный странник” – это музыка наших предков. То есть то, что пели и слушали в древней и средневековой Руси, к чему были привычны, что воспринимали самым естественным образом (без головной боли, это уж точно). То, что пелось и потом, на протяжении многих веков, вплоть до середины ХХ века, то, что сохранилось в виде отдельных фольклорных раритетов. Ну и в операх Родиона Щедрина… Всё это наше, исконное, русское».

Составить своё представление об опере Родиона Щедрина «Очарованный странник» можно совсем скоро. 25 июня (во вторник) спектакль идёт на сцене Концертного зала Мариинского театра. Начало спектакля в 19 часов.

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно