«Обречённые» на интеграцию

aglomeracija

Ленинградская область и Петербург «обречены» на интеграцию. Такое заявление на днях сделал губернатор 47-го региона Александр Дрозденко в общении с журналистами. Несколько замяв тему с политическим объединением субъектов, он акцентировал внимание на экономических процессах и предложил развивать межбюджетные отношения.

Власти Петербурга и области настроены на глубокую интеграцию Фото: regcomment.ru

«Мы обречены — это точное слово — на глубокую интеграцию. Я не говорю про политическое объединение, политика — это не моё. Но с экономической точки зрения, это самый правильный и эффективный путь развития для обоих регионов. Причем интеграция уйдет и в межбюджетные отношения, без них это невозможно», — приводит слова губернатора Ленобласти издание «Новый проспект».

Судя по тону заявлений Александра Дрозденко, характер взаимодействия Ленобласти с Петербургом его не вполне устраивает, в пространном тексте неоднократно озвучиваются претензии к соседу. В региональном правительстве от города ждут ощутимых денежных вложений в развитие приграничных территорий, более активного участия в мусорной реформе и расширении транспортной сети.

«Известный факт, что город генерирует втрое больше отходов, чем область, а утилизируется и захоранивается всё на нашей территории, и это огромная проблема», — говорит Дрозденко. По его оценкам, пяти мусороперерабатывающих предприятий на территории области будет достаточно, чтобы переработать общий мусор. Затраты на их строительство — порядка 15 миллиардов рублей: «Для крупных игроков это посильные инвестиции. Надеюсь, и город примет в этом участие».

От Петербурга ждут предложений по продвижению метро в область, так как в этом вопросе от самой области мало что зависит, и по-настоящему требуют финансового участия в строительстве дорог и развязок у границ города. «И петербуржцы, и жители Ленобласти будут пользоваться развязками в районе Кудрово или Мурино, объездом Ново-Девяткино или выездом на Мурманскую трассу. Три четверти жителей Кудрово и Мурино работают в Петербурге. Почему мы должны полностью финансировать проекты, чтобы людям было удобно добираться на работу в другой регион, где они платят налоги?» — аргументирует герой публикации.

По словам Дрозденко, есть множество проектов на границе города и области, требующих совместного финансирования. Они связаны с водоснабжением, газификацией, электрификацией, переводом промышленности в область, примыканием дорог области к петербургским и так далее. Больной вопрос — пополнение бюджета за счёт налогов. Люди живут в одном месте, а НДФЛ платят в другом. Речь в основном идёт о приграничных городах типа Мурино, Кудрово и им подобных, жители которых работают в Петербурге и налоги платят там же. При этом на создание инфраструктуры деньги тратятся из бюджета области.

«Давайте найдем новые варианты межбюджетных отношений, — взывает губернатор области. — Я выступаю за глубокую интеграцию, которая подразумевает создание фондов под реализацию общих проектов. Под каждый отдельный проект должна быть создана управляющая дирекция, и финансировать ее надо пропорционально, учитывая интересы города и области».

Петербургский политолог и публицист Юрий Светов в общении с «Родиной на Неве» обратил внимание, что разговоры об интеграции идут давно, а тема объединения озвучивается главами обоих регионов. Интересно, что для выработки путей реализации такого намерения в город уже неоднократно приезжали делегации из столицы:

«За последний год несколько раз сюда приезжали вице-премьеры и министры федерального правительства и проводили совещания с участием представителей и города, и области, на которых обсуждались пути решения проблем, затрагивающих оба региона. Прежде всего, это, конечно, дорожное строительство. Не секрет, что существует существенная проблема стыковки трасс. Совместно обсуждались и вопросы по железной дороге, в том числе, возможность реализации в Петербурге проекта окружной железной дороги, которая частично пройдёт по землям области. Интеграция активно обсуждается. Полагаю, что заявление о создании совместной депутатской группы в Госдуме из депутатов, избранных в городе и области, бьёт в эту же точку — чтобы парламентарии совместно искали в федеральном бюджете источники, которые могут решить наши общие вопросы».

Главный, по его мнению, вопрос, который не решить на региональном уровне, это вопрос налогов: «Самая болезненная тема — это вопрос уплаты налогов. Много лет поднимается вопрос, чтобы люди в области платили налоги по месту жительства, а не по месту работы, но это тема федеральная, и думаю, что ни город, ни область сами этого вопроса решить не могут. Такая же проблема существует в Москве и в Московской области».

Что касается использования губернатором Дрозденко термина «обречены» в отношении интеграции регионов, то это ведь действительно так, говорит собеседник издания: «Регионы действительно обречены быть вместе. Ведь раньше город и область уже были едины, мы разделились в начале 90-х годов. Все гнались за самостоятельностью, и когда исчез обком партии, объединявший город и область, то вдруг горисполком стал главной властью в городе, а облсовет — в области. И долгое время речь шла о том, чтобы нас не трогали — мы гордые и самостоятельные. Жизнь показала, что друг без друга сложнее, чем вместе. Поэтому слово «обречены» в данном случае и употреблено».

По поводу финансовых претензий области к городу и экономических предложений главы 47-го региона высказался экономист Дмитрий Прокофьев:

«Экономику обмануть нельзя. Если вы возьмёте карту Петербурга и области, и из центра города циркулем в масштабе очертите круг с диаметром километров 60-80, то это будет единый экономический организм, который будет функционировать по единым законам вне зависимости от формальных границ. Безусловно, шестимиллионный мегаполис как магнит тянет к себе прилегающие районы. Рассуждать в духе, зачем финансировать транспортную инфраструктуру, позволяющую жителям одной части этой территории ездить в другую часть и платить там налоги, это не совсем корректно. Инфраструктурное развитие этой территории — в интересах всех. Даже если люди платят налоги не по месту прописки, они тратят деньги там, где живут и растят детей. Вообще же, жители городов, которые обступили кольцевую автодорогу, изначально ориентированы на работу в Петербурге. Они приехали-то сюда из регионов в первую очередь в Петербург. Синергетический эффект от максимально солидарной работы всех структур будет в интересах всех жителей нашей уникальной агломерации».

«Без Петербурга область была бы заурядным российским регионом. В свою очередь, Петербург без территорий области тоже не был бы тем, чем он является. Вместе они дополняют друг друга, вместе они сильнее, чем каждый из них по отдельности. Это и есть агломерационный эффект», — дополнил Дмитрий Прокофьев.

Что касается предложения создания межбюджетных фондов, то их появление вполне логично, говорит экономист. При этом действительно придётся определять, в каких долях они будут финансироваться бюджетами обоих субъектов.

Лидер Регионального отделения партии «Родина» в Ленинградской области Валерий Шинкаренко, приветствуя инициативы губернатора Александра Дрозденко по интеграции Петербурга и Ленинградкой области, считает, что этот процесс будет развиваться гораздо эффективней, если регионы объединятся в один. «Объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области — необходимое условие планомерной и эффективной интеграции, — утверждает политик. — И те вопросы, которые поднимает губернатор Дрозденко, в том числе о налогах, решатся с пользой для людей — как жителей Петербурга, так и Ленинградской области. Решение лежит в области теории управления. Если наши регионы объединятся, Россия получит мощный субъект Федерации. Вопрос назрел. И то, что Александр Юрьевич Дрозденко в последние годы так часто говорит об интеграции, — лишнее тому доказательство».

Вам будет интересно