Обратная сторона праздника

barani2

Петербургскую общественность всколыхнула история с обнаруженной во время исламского праздника Курбан-байрам свалкой бараньих туш на окраине города. А когда выяснилось, что виновны в специфической утилизации отходов нелегальные предприниматели из Средней Азии, число комментариев в духе «отправить всех домой, и потроха с собой» выросло в разы. Сложившаяся ситуация провоцирует целый ряд вопросов, от моральных до экологических.

Фрагменты нескольких десятков животных обнаружили в Приморском районе Петербурга после праздника Фото: fontanka.ru

Свалку бараньих шкур и внутренностей животных в Большой Каменке обнаружил 20 июля случайный велосипедист. В канаве под аномально жарким для Петербурга солнцем были свалены шкуры, головы, кишки и копыта. Гора отбросов бросила тень на местных продавцов мяса из Средней Азии. Впоследствии информация отчасти подтвердилась: виновными в свалке оказались не выходцы из Средней Азии, а граждане Азербайджана, занимавшиеся предпринимательством нелегально.

Праздник Курбан-байрам сопровождается жертвоприношением, по традиции режут барана. В окрестностях Петербурга выращиванием, забоем и продажей баранов занимаются в основном предприниматели из Средней Азии, как выяснилось, далеко не всегда нелегально. Такой тип предпринимательства, очевидно, не подразумевает адекватную утилизацию отходов. Проблема в том, что если в частном хозяйстве на родине традиции выброшенные за забор отходы от одного барана быстро уничтожат собаки, то массовый скотомогильник под боком у мегаполиса несёт эпидемическую угрозу.

После того как информация распространилась в СМИ, канаву от шкур и потрохов петербургские службы освободили — земля находится в городской собственности. Работу провёл комитет по благоустройству. Нашлись и виновные: ими оказались двое трудовых мигрантов в возрасте чуть за 50 лет. Один из них признался, что к празднику получил заказ на 30 баранов. Баранов добыл в соседней деревне, быстро разделал, а потроха выбросил неподалёку. Не закапывая. Ни один из мужчин не имеет лицензии на осуществление предпринимательской деятельности, каждый «работал» нелегально.

Мужчинам предстоит предстать перед судом по подозрению в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения. Петербуржцы в соцсетях возмущены ситуацией и просят не церемонится, а просто выдворить нарушителей из страны: «Отправьте их домой, и потроха баранов им с собой отдайте».

Пока в соцетях городские жители возмущались сельскими нравами гостей, пришли новые новости из Большой Каменки: на месте уже расчищенной свалки обнаружился мёртвый козёл — целая туша. А рядом, у опор ЗСД, журналисты нашли ещё несколько трупов парнокопытных в облаке мух. Появление козла пока никак не объяснить не удалось, то ли его загрызли и притащили собаки, то ли это — подозревают комментаторы в интернете — ответ на «наезд» в адрес местных «предпринимателей». Объективных оснований считать именно так, нет.

Новая находка на месте расчищенной свалки отходов животного происхождения Фото: fontanka.ru

Ситуация иллюстрирует целый спектр проблем. Во-первых, свалка туш в канаве — это антисанитария. Во-вторых, налицо очередной пример трудовой активности нелегальных мигрантов, которые каким-то образом попали в город, живут в нём и, по-видимому, продолжительное время, строят здесь свой бизнес. В- третьих, становится ясно, что никакой ассимиляции нет: приехавшие продолжают жить своим сообществом, по своим правилам, понятиям и законам.

Четвёртый аспект ещё более сложный, его сформулировал один из петербуржцев в комментариях к новостям. Суть вопроса в том, зачем вообще поощрять религиозные культы в светском государстве? В этом году из-за пандемии проведение церемоний, связанных с праздником, ограничили. Но в качестве альтернативы предоставили возможность сделать всё онлайн, в том числе, жертвоприношение.

Если даже оставить пока в стороне резонансные религиозные и национальные вопросы, одна только «свободная» утилизация останков животных даёт повод серьёзно отнестись к ситуации. Может быть, «предприниматели» не знают, куда девать отходы? «Есть специальные скотомогильники, есть специальные крематории для скота, куда положено вывозить такого рода отходы. Люди могут обраться обратиться в Спецтранс, там им скажут, куда вывезти. Ничего сложного в этом нет, и это на самом деле не очень дорого, в районе 5-10 тысяч рублей, у предпринимателей денег на это достаточно», — говорит эколог Юрий Шевчук. А вообще, санитарные службы должны интересоваться у хозяйств, куда они девают отходы и требовать справку об утилизации.

Утилизация биоотходов строго регламентирована. Юрлица должны обращаться в специальные организации, которые проводят утилизацию. Более того, должен вестись журнал учёта по обращению с остатками биологического происхождения. Трупы животных относят к высокому классу опасности, так как, разлагаясь, они выделяют ядовитые компоненты. Возможно развитие инфекций и распространение их, если дикие животные раскопают могильник. Когда речь идёт о стихийных скотомогильниках, есть угроза заражения почвы и воды. Выбрасывать биологический материал в водоёмы, лесополосы, поля, полигоны ТБО и контейнеры для мусора строго запрещено. Разложение в контейнерах для мусора приведёт к распространению благоприятной среды для бактерий и инфекций среди остального мусора, который станет непригодным для переработки или захоронения на полигоне ТБО.

Юлия Медведева

Вам будет интересно