О дураках, дорогах и регионах

Toxovo_route

В России, как известно, две проблемы – дураки и дороги. Хорошо ещё, когда дорог много, пусть и с ямами, и ухабами, и уплывающим асфальтом. А когда дорога всего одна-единственная на огромный район? Говорим «Токсовское шоссе» — подразумеваем пробку. Мы говорим «пробка» – подразумеваем Токсовское шоссе.

Сказать, что обход Токсовского шоссе нужен был ещё вчера – не сказать ничего

Проекту обхода Мурино и Нового Девяткино в створе Пискарёвского проспекта, который должен разгрузить единственную дорогу, связывающую область и город в этой части Всеволожского района, уже лет 15 минимум. Сказать, что этот обход нужен был ещё вчера – не сказать ничего. И, возможно, он бы уже и был реализован, если бы не одно «но»: дорога, несмотря на то, что её протяженность всего семь километров, должна пройти сразу по двум субъектам федерации – 800 метров по Санкт-Петербургу и остальная часть – по Ленинградской области.

Что это означает? А то, что проект как бы один, общий, но в то же время их — два. То есть разработку проекта планировки территории, проектирование, прохождение экспертизы, поиск подрядчика и финансирование осуществляют город и область по отдельности каждый в рамках своих границ.

Ну и поскольку город в решении транспортных проблем области не заинтересован от слова «совсем», а областной бюджет, в свою очередь, весьма скромен в сравнении с городским, сам проект и его реализация затянулись уже просто до неприличия.

Долгое время власти Ленинградской области вообще носились с идеей строительства дороги на основе государственно-частного партнёрства. Я могу понять, почему ЗСД — платная дорога, или та же М-11. Но почему люди должны платить за семь километров дороги, по сути, являющейся выездом в город?

А если бы город и область стали единым субъектом федерации? Была бы единая транспортная и дорожная сеть, уже бы не делили жителей на «своих» и «тех, что из области».

Мы, активисты, как могли, пытались донести свою позицию – дорога должна быть бесплатной, и для этого нужно привлекать не частные деньги, а средства федерального бюджета. Не знаю, услышали ли наши мольбы дорожные боги или (что вероятнее) инвестор в последний момент «соскочил», но в какой-то момент правительство Ленобласти от идеи ГЧП отказалось. Вписались в федеральное софинансирование.

Прошло ещё несколько лет: проект объездной дороги даже отправили на федеральную экспертизу и чуть ли не лопаты в руки взяли, чтобы начать строить обход в 2020 году, как вдруг от Главгосэкспертизы получили отрицательное заключение. Причиной стала нерешённость вопроса с Министерством обороны об использовании участка Ржевского артиллерийского полигона, по которому должна пойти трасса.

Были бы Санкт-Петербург и Ленинградская область единым субъектом Российской Федерации, дороги бы строили не по кускам, каждый свой, а единым объектом и в более короткие сроки.

Мне трудно понять, почему этот вопрос возник только сейчас, а не на этапах утверждения ППТ и проектирования и не был решен еще тогда. Но из-за этого начало строительства участка дороги, проходящего по области, ещё откладывается на некоторое неопределённое время.

В свою очередь, пока область годами «мучила» обход, городские участки земли вокруг будущей развязки с КАД в створе Пискарёвского проспекта отошли застройщикам. И когда, наконец, пришло время и городу утверждать свой проект планировки территории (ППТ) в части, проходящей по Санкт-Петербургу, жители «муравейников», уже воздвигнутых на проданных участках, подняли волну недовольства тем, что дорога пойдёт в непосредственной близости от домов.

Сейчас часть маршрутов, связывающих город и область, либо отменены, либо изменены в неудобную для жителей сторону.

В общем, процесс затянулся и в городе тоже. Сейчас ещё только планируется заключить государственный контракт на разработку проектной документации. Насколько ещё затянется реализация всего проекта, остаётся только догадываться…

И сколько ещё таких примеров есть! Взять то же продолжение Гражданского проспекта – проект, который уже в стол убрали, потому что городу не нужен ещё один поток машин из области.

А если бы город и область стали единым субъектом федерации? Была бы единая транспортная и дорожная сеть, уже бы не делили жителей на «своих» и «тех, что из области». Дороги бы строили не вот так, по кускам, каждый свой, а единым объектом и в более короткие сроки. Опять же вопрос с общественным транспортом можно было бы решить – сейчас часть маршрутов, связывающих город и область, либо отменены, либо изменены в неудобную для жителей сторону. Два комитета по транспорту в переговорах не первый год…

Так зачем каждый раз сталкиваться лбами и городить огороды там, где можно объединиться и решать проблемы одним единым субъектом?   

Вам будет интересно