На совещании, посвящённом развитию транспортного узла Санкт-Петербурга и Ленинградской области, президент России предложил руководителям обоих регионов «…подумать о том, чтобы создать новое, более удалённое кольцо от города, автомобильный обход города Санкт-Петербурга… Думаю, что для такой крупной агломерации, как и Петербург и Ленинградская область, это будет, безусловно, востребовано», сказал президент.
Безусловно, развитие транспортной инфраструктуры обоих регионов в настоящее время можно считать не только экономической, но и геополитической задачей — особенно если рассматривать эту инфраструктуру как часть глобального транспортного коридора от Балтики до Урала, о чём глава государства напомнил участникам совещания. Однако форма и способы решения этой задачи могут быть разными: не просто так глава государства говорил об этом не как о принятом решении, а как о предмете обсуждения.
Сейчас вокруг Петербурга проходит Кольцевая автодорога (КАД), она проложена по территории города и Ленинградской области, её протяженность составляет 142,15 километра. Также в Петербурге существует федеральная трасса «Санкт-Петербургское южное полукольцо», которая проходит по территории Ленинградской области
Идея второго кольца вокруг Санкт-Петербурга обсуждалась и в 1990-х, и в 2000-х.
Но только в 2016 году Росавтодор, власти Петербурга и Ленобласти совместно с Минтрансом приступили к активной проработке этого вопроса.
Однако проект пока ещё далёк от завершения: не оглашалась даже возможная сумма затрат. По всей видимости, по аналогии с Московской ЦКАД, что речь пойдёт о сотнях миллиардов рублей: бюджет Московского кольца превысил 300 миллиардов.
И поскольку мы говорим о средствах ФНБ, мы обязаны отнестись к целям, задачам и порядку расходования этих денег с предельным вниманием.
Идея о том, что направить средства из Фонда национального благосостояния на проекты, скажем так, «инфраструктурного развития», высказывалась и обсуждалась многократно. Но сегодня мы можем говорить, что стратегическое решение принято и средства ФНБ будут направлены… А вот куда и каким образом они будут инвестированы — это большой вопрос, ответить на который не так просто, как кажется.
В качестве примера ситуации, требующей самого широкого обсуждения можно привести пример с предполагаемым строительством КАД-2 в агломерации «Санкт-Петербург-Ленинградская область». Мы можем говорить «предполагаемым», несмотря на то, что принципиальное одобрение этого проекта прозвучало на самом высоком политическом уровне. Но публичное одобрение — это ещё не постановление правительства и не выделенные средства. Да и самому проекту предстоит пройти целый ряд экспертиз и согласований.
Однако… Знаете, что больше всего смутит экономиста в идее КАД-2 под Петербургом? Это её сравнение с «московской ЦКАД».
Дело в том, что агломерации «Москва-Московская область» и «Санкт-Петербург-Ленинградская область», с точки зрения организации всероссийских товарных потоков, несут совершенно разные функции.
Агломерация «СПб-ЛО» — это центр формирования товарных потоков, следующих вглубь Евразийского континента. Петербург таким был задуман и построен, и именно эту роль он играл (и продолжает играть) как в российской экономике, так и в экономической цепочки глобальных приморских агломераций. Задача Петербурга в этом смысле — собирать товарные потоки, идущие через морские порты агломерации, «упаковывать» их, и отправлять дальше по железным или автомобильным дорогам.
Задача Москвы, как транзитного транспортного узла, совсем другая. В московской агломерации происходит сортировка грузов, и для того, чтобы эта сортировка происходила максимально эффективно, агломерации нужно «транспортное кольцо», вдоль которого сосредоточены современные складские комплексы. И «кольцо» нужно для того, чтобы рассредоточить транспортные потоки, освободив от перегрузки центр столицы, где, как мы помним, живёт и работает не менее 15 миллионов человек.
Как говорится, почувствуйте разницу.
Кольцо нужно Москве, а вот агломерации СПб-ЛО в этой логике гораздо больше пригодилась бы хорда, которая могла бы стартовать от существующих и строящихся портов на южном берегу Финского залива и, обходя Гатчину, стыковалась бы с трассой на Москву (более 350 лет назад русские мастера уже построили что-то очень похожее — бревенчатую дорогу, соединившую Ивангород и Новгород, и разрушенную в начале XVIII века).
«Все эти аргументы совсем не отменяют необходимости строительства дорог в нашем регионе, говорит глава Комитета по поддержке занятости и производительности труда Торгово-промышленной палаты Ленинградкой области Валерий Шинкаренко. — Но когда мы сравниваем Москву и Петербург, необходимо помнить, что не только логистика, но и почти вся промышленность нашего города сосредоточена внутри существующей КАД, точно так же как большая часть промышленности в Ленинградской области так же «тянется» к существующей дороге. Нам хочется думать, что развитие инфраструктуры потянет за собой развитие бизнеса, но гораздо эффективнее действовать, ориентируясь на потребности бизнеса: там, где мы видим развитие и спрос со стороны бизнеса и граждан, там и есть смысл развивать инфраструктуру. Разумеется, строительство КАД-2 даст экономический эффект, но, возможно, если бы те же средства вложили в повышение транспортной связанности Санкт-Петербурга и Ленинградской области, добились бы сокращения времени в пути на работу для жителей последней, связали бы окраины и центр линиями метро и скоростных трамваев, создали бы больше возможностей для коммуникации, мы увидели бы больший экономический эффект.
Во всяком случае, превращение «Фонда благосостояния» в «Фонд развития» путём вложения наших средств в инфраструктурные проекты — это задача, решение которой требует самой широкой дискуссии с участием всех политических сил и самого широкого круга экспертов. Это слишком важное дело, чтобы оставлять его исключительно в ведении бюрократии».
Андрей Стрелин