Перейти к содержимому
Главная страница Новые валькирии квадратной революции

Новые валькирии квадратной революции

Спортивный журналист Борис Ходоровский – об итогах московского этапа Гран-при

В фигурном катании серия Гран-при занимает особое место. Её финал по уровню выше чемпионата мира, не говоря уж про чемпионаты Европы и четырёх континентов. Только в нынешнем сезоне, когда закрыты границы и введены повышенные меры безопасности при проведении спортивных соревнований, приходится мириться и с тем, что финала не будет, и с тем, что отменены традиционные этапы в Канаде и Франции, и с тем, что четыре остальные проходят фактически как национальные соревнования.

Вышедшая на показательные выступления Алина Загитова убедила даже своих поклонников, что её нужно уже воспринимать как явление шоу-бизнеса / Фото Александр Сафонов, «Чемпионат»

Российский этап выгодно отличался в этом плане от уже прошедших американского и китайского, а также предстоящего японского. Во всех четырёх видах программы кроме хозяев участвовали зарубежные фигуристы. И не только те, кто постоянно тренируется в России. Эстонка Эва-Лотта Киибус приехала из Таллина вместе со своим тренером Анной Леванди, выступавшей за сборную СССР под фамилией Кондрашова, а литовский танцевальный дуэт Элисон Рид/Саулюс Амбрулявичюс – из Хельсинки, где с ними работает известный в прошлом итальянский танцор Маурицио Маргальо.

К великой радости поклонников фигурного катания в столичный дворец спорта «Мегаспорт» были допущены зрители. Правда, московские власти потребовали строго соблюдать социальную дистанцию, и на некоторых креслах повесили таблички: «Это место не занимать». Острословы сразу же предложили фаворитам перевесить одну из них на высшую ступеньку пьедестала.

Обстановка в «Мегаспорте» понравилась всем, кроме известного американского журналиста Филиппа Херша. Именно он ввёл в обиход термин «квадратная революция» в фигурном катании после того, как ученицы Этери Тутберидзе стали исполнять прыжки в четыре оборота на взрослых соревнованиях. Мистеру Хершу не понравилось ни большое количество зрителей на российском этапе Гран-при, ни продолжение «квадратной революции» в исполнении Александры Трусовой.

Впрочем, выступление юной фигуристки, представляющей сейчас академию «Ангелы Плющенко», не понравилось никому. У Александры нет других козырей кроме сложности. Она и в короткой программе замахнулась на тройной аксель, который толком разучить не успела. В отличие от Елизаветы Туктамышевой, которая полностью восстановила этот сложнейший прыжок. Правда, выиграть короткую программу ей не удалось. За счёт чистейшего проката и хороших компонентов лидерство захватила Алёна Косторная, которая свой тройной аксель, принесший ей победы в прошлогоднем финале Гран-при на чемпионате Европы-2020, не восстановила.

Никто не сомневался, что в произвольной программе заявившая четыре четверных прыжка Трусова отыграет небольшой гандикап. Валькирия «квадратной революции» привыкла побеждать в таком стиле. Только на сей раз что-то пошло не так. Впервые на взрослых соревнованиях Александра осталась за чертой призёров. Она сорвала три четверных прыжка, а заодно и тройной лутц. Ещё в двух прыжковых элементах техническая бригада усмотрела небольшие помарки. Чисто Трусова исполнила лишь один несложный для себя каскад.

Нечто подобное когда-то на взрослых соревнованиях должно было случиться. За последнее время Александра подросла и начинает превращаться из бесшабашного подростка в девушку. Быть лидером «квадратной революции» ей все сложнее. Ещё заметнее этот процесс у Косторной, которая заметно повзрослела и похорошела, но как следствие – утратила ту лёгкость, с которой исполняла прыжки в прошлом сезоне.

Любопытно, что Этери Тутберидзе, от которой со скандалом ушли к Евгению Плющенко сначала Трусова, а затем Косторная, даже не появилась в «Мегаспорте». Сражавшегося с российскими парнями под грузинским флагом Мориса Квителашвили выводили на старт Сергей Дудаков и Даниил Глейхенгауз. Последний напутствовал на гала-концерте и Камилу Валиеву, которая сначала показала свою ставшую уже классикой «Девочку на шаре», а затем и четверной прыжок во втором показательном номере.

Показала (правда, на тренировке) четверной прыжок и Туктамышева, ставшая победительницей московского этапа. Даже несколько неожиданно для себя самой. Ученица Алексея Мишина сумела обойтись без серьёзных ошибок в прыжковых элементах и получила неожиданно высокие оценки за компоненты. Любопытно, что судейские оценки не стали предметом обсуждения со стороны Яны Рудковской.

Поговаривают, что соответствующую работу с голосом Евгения Плющенко провели, не афишируя этого, руководители Федерации фигурного катания на коньках России. Ну, а мистер Херш пока ещё не занял какой-то принципиальной позиции «за» или «против» бывших лидеров «квадратной революции». Не исключено, что и чемпион всего, чего только можно, в области пиара сама провела соответствующую работу среди «ангелов Плющенко». Во всяком случае, реакция Трусовой на свой прокат была удивительной для 16-летней девчонки. Никаких слёз в «зоне слёз и поцелуев». Казалось, фигуристка не огорчена своим фиаско, а просто радуется возможности съесть предоставленное спонсорами мороженое.

Хотя очень тревожный звоночек для тех, кто единственным козырем в борьбе за «золото» считает сложный контент, прозвучал. Очень интересно, как сложится продолжение дуэли между «ангелами Плющенко» и Tutberidze Team. Московский этап пропустили из-за болезней Анна Щербакова и Евгения Медведева. Вышедшая на показательные выступления Алина Загитова убедила даже своих поклонников, что её нужно уже воспринимать как явление шоу-бизнеса. Зато в резерве ставки Тутберидзе для продолжения «квадратной революции» есть Валиева, а за ней еще и Софья Акатьева. В качестве третьей силы есть Туктамышева, которая собирается встретить 24-летие отнюдь не в статусе заслуженного ветерана.

Как всегда, в последнее время, соревнования женщин по степени ажиотажа затмили три остальные вида программы. А зря. Как-то незаметно подтянулись к уровню мировых стандартов и к безоговорочному лидерству в Европе российские фигуристы и примкнувший к ним Квителашвили. Для Профессора Мишина лед «Мегаспорта» стал своеобразной кафедрой для лекции о подготовке чемпионов. Не только Туктамышева, но и Михаил Коляда завоевал «золото» в Москве.

Чемпионы Европы Виктория Синицина и Никита Кацалапов в ритмическом танце набрали рекордную сумму баллов. Жаль, конечно, что из-за отсутствия иностранных арбитров она не будет внесена в реестр высших мировых достижений. Новый произвольный танец учеников Александра Жулина пока сыроват, но вполне подходит для конкуренции с Габриэлой Пападакис и Гийомом Сизероном. По-новому раскрылся и дуэт Тиффани Загорски/Джонатан Гуррейро, третий по рангу в России. Жаль, конечно, что вынуждены были пропустить московский этап Александра Степанова и Иван Букин.

В соревнованиях спортивных пар борьба за первое место свелась к междусобойчику учеников Тамары Москвиной. В короткой программе победили Анастасия Мишина и Александр Галлямов, в произвольной и по сумме двух – чемпионы Европы Александра Бойкова и Дмитрий Козловский. Последний после объявления оценок конкурентов не сдержал эмоций. «В очередь!» – воскликнул он. Хотя Джеймс Бонд, в образе которого выступал фигурист, ограничился бы табличкой, вывешенной на местах для зрителей организаторами этапа.

Поделиться ссылкой: