В нынешнем декабре Эрмитаж не оставляет в покое первого российского императора. Сначала состоялась презентация отреставрированного кафтана царя, а чуть позднее — очередных залов экспозиции «Галерея Петра Великого».
Приведённый в порядок кафтан императора продемонстрировали журналистам в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня», после чего этот обновлённый предмет царской одежды занял своё место в экспозиции «Гардероб Петра Великого» в Галерее костюма.
О сборе средств на эту работу «Родина на Неве» уже подробно рассказывала, так что напомним эту историю кратко.
Средства собрали пользователи большой соцсети, приобретая стикеры, посвящённые императору, которому в прошлом году «стукнуло» 350 лет. Социальная сеть — «ВКонтакте» (было заявлено, что это первый её совместный проект такого рода с Государственным Эрмитажем). Набор картинок, из которых пользователь мог выбрать и приобрести понравившийся вариант, был размещён в июле прошлого года. За пять месяцев таким образом удалось собрать три миллиона рублей.
«Мы вместе придумали потрясающий способ добывать деньги: очень модный и абсолютно правильный. Это прекрасный учебник того, как надо заниматься краудфандингом», — заявил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Краудфандинг — это один из способов коллективного финансирования некоего проекта, товара или услуги, при котором средства поступают от конечных потребителей этого продукта. Вкладывающий в проект деньги (бэкер) может получить некое вознаграждение (в данном случае, видимо, этот самый стикер «про Петра I»). Таково принципиальное отличие краудфандинга от обычного пожертвования.
Отреставрированный ныне кафтан Петра I изготовлен в 1710-х годах. Он относится к зимним предметам одежды и был заказан в Саксонии, где дрезденский двор курфюрста Августа II жил «по парижской моде». Пошит из сукна высшего качества и был декорирован галунами и мехом, пуговицы (сохранились далеко не все) оплетены серебряными нитями. Всего до наших дней «дожили» пять «саксонских» комплектов (кафтан и короткие штаны), изготовленных по заказу первого российского императора. По цвету материала они именуются музейщиками красный, две белых, зелёный и коричневый. Первый был отреставрирован ещё в 1970-е годы, один белый — в 2014-м, и вот теперь — зелёный. Остальные — в ожидании.
«Работы проходили в четыре этапа: анализ сохранности кафтана, очистка, удаление старых реставрационных материалов и укрепление ткани. Оригинальная меховая отделка, галуны и некоторые пуговицы кафтана были утрачены, однако при помощи электронной микроскопии единичных сохранившихся волосков эрмитажным специалистам удалось определить, что для декора использовался соболиный мех. После реставрации кафтан Петра I обрёл первозданный вид», — сообщает главный музей России.
Для показа в экспозиции комплект (кафтан/штаны) дополнен камзолом малинового цвета современной работы, который выполнен по историческим образцам.
Этот реставрационный проект победил в специальной номинации «Выбор Государственного Эрмитажа» на конкурсе Proba Awards 2023.
Правда, по-прежнему непонятно на что собственно потребовались эти три миллиона рублей. На покупку каких-то специальных инструментов и материалов? На премии эрмитажным реставраторам, которые провели кропотливую работу по воссозданию сильно повреждённого временем кафтана?
Напомним, что эрмитажная коллекция одежды первого российского императора считается лучшим в мире собранием мужского костюма конца XVII — первой четверти XVIII века. Это более 300 предметов, датируемых 1672-1725 годами. Представлены парадные костюмы, домашние туалеты, военные мундиры, маскарадное платье, нижнее бельё, обувь, рабочая одежда и головные уборы. Среди самых ранних предметов этого гардероба (а их сохранилось сравнительно немного) в эрмитажном центре в Старой Деревне представлены детская рубашка царевича Петра, польский и шкиперский кафтаны, которые он носил в юности, куртки и штаны русского покроя, колпаки, шапки-кораблики.
Кстати
Рост императора (по данным на 1724 год) составлял 204 сантиметра, обхват груди — около 100 сантиметров, длина голени — 65 сантиметров. То есть речь идёт о параметрах современного размера одежды 48-50. То есть Пётр Великий был высок ростом, но не отличался «широкой костью» и массивностью фигуры. Заказанная для него за границей одежда доставлялась в Россию «патронами», то есть в виде раскроенных и уже декорированных деталей, которые собирались и подгонялись «под Петра» русскими мастерами.
Чуть позднее уже в здании Зимнего дворца Эрмитаж открыл для посетителей после реконструкции/реставрации ещё три зала своей постоянной экспозиции, которая несколько высокопарно называется «Галерея Петра Великого». Правда, здесь представлены экспонаты, относящиеся к эпохе царствования последователей первого российского императора — его племянницы Анны Иоанновны и дочери Елизаветы Петровны. Первая была на престоле в 1730-1740 годах, а вторая — в 1741-1761-м.
«Это рассказ про очень важную эпоху, эпоху правления женщин в России. Пётр I начал развитие, а они его продолжили. Россию, которую придумал Пётр создали эти женщины, а завершила Екатерина Великая», — заявил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Экспозиция размещается (как и прежде, то есть до реставрации/реконструкции) на втором этаже Зимнего дворца в комнатах, которые после восстановления императорской резиденции, «капитально» сгоревшей в 1837 году, занимали младшие сыновья Николая I Михаил и Николай. Позднее эта одна из так называемых «запасных половин» (третья) использовалась для постоянного и временного проживания разных членов царской семьи и её гостей.
Во вновь открытых залах экспозиции (№161-163 по эрмитажной нумерации) представлены произведения изобразительного и прикладного искусства XVIII века эпох барокко и рококо, созданные в царствование Анны и Елизаветы. В первом демонстрируются предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные из резной кости, металла, дерева, а также изделия основанного в те времена петербургского Императорского фарфорового завода.
В зале №162 можно увидеть творения великого русского учёного, который, помимо прочего, основал Усть-Рудицкую стеклянную Михаила Васильевича Ломоносова фабрику и занимался мозаичными и стеклярусными работами. Их образцы и представлены в эрмитажной экспозиции. Прежде всего это мозаичный портрет Петра I, выполненный в 1754 году.
В третьем зале (№163) демонстрируются живописные полотна русских и работавших в России иностранных художников 1730-1760-х годов. Здесь центральное место занимает парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны, написанный в 1740-е годы немецким художником Георгом Кристофом Гроотом.
Экспозиция «Галерея Петра Великого» в Эрмитаже реконструируется при поддержке ПАО «Газпром». В прошлом году публике стали доступны пять залов (№156-160), которые посвящены собственно петровской эпохе. В них представлены «живописные произведения русских и иностранных художников, восковой бюст царя, а также предметы, сделанные самим Петром I, его станки, инструменты, костюмы, трости и другие личные вещи».
При этом когда-то эрмитажная экспозиция, посвящённая эпохе Петра I, была намного шире, многообразнее и представлялась в залах Зимнего дворца, но потом произошло её «размывание». Значительная часть предметов отправилась в Меншиковский дворец, который в начале 1980-х стал филиалом главного музея страны.
Позднее в структуре здания Эрмитажного театра были обнаружены сохранившиеся части Зимнего дворца Петра I, там теперь создана экспозиция, куда тоже отправилась часть мемориальных экспонатов и подлинных предметов обстановки интерьеров. Туда же переехала и знаменитая «восковая персона» императора, созданная по посмертным слепкам, которые сделал с лица, кистей рук и ступней ног почившего царя скульптор Карло Бартоломео Растрелли. В результате такого рассредоточения экспонатов для нынешней «Галереи Петра Великого» их осталось не так уж много…
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы официального сайта Государственного Эрмитажа