Новое Монрепо встречает зиму в тепле. Ожидаются ананасы

Monrepo13

Затянувшаяся реконструкция/реставрация усадебного комплекса Монрепо в Выборге всё-таки близится к завершению. В воссозданной оранжерее обещают выращивать тропические растения.

Оранжерейный комплекс Монрепо воссоздан полностью

Здания усадьбы воссозданы, все они подключены к инженерным сетям, отапливаются от автономной газовой котельной. В наибольшей степени готовности к сдаче — хозяйственные постройки (комплекс оранжереи с домами управляющего и садовника).

Некий «домик у сада» фигурирует в предпродажной описи 1783 года, когда имение было выставлено на торги после смерти его первого владельца — выборгского обер-коменданта Петра Ступишина (1718-1782). При нём тут построена и большая оранжерея, к которой с одной стороны примыкал Дом садовника, а с другой — Дом управляющего. Эти сооружения многократно перестраивались и в XIX веке, и в советский период.

Кстати

К моменту начала нынешних работ по воссозданию Монрепо от Дома управляющего остались только фрагменты фундамента, Дом садовника в очередной раз был перестроен в 1980-е и представлял собой нечто далёкое от первоначального сооружения, а деревянная оранжерея находилась в аварийном состоянии.

В ходе демонтажа выяснилось, что со стороны парка в Доме садовника сохранились три первоначальные стены (остальное построено в советское время). Они были разобраны с маркировкой фрагментов. То же проделано и с фундаментами комплекса. После заливки новой железобетонной основы все сохранившиеся детали установлены поверх неё.

Оба здания и оранжерея между ними воссозданы в исторических объёмах и максимально с использованием старинных технологий. Внутренние помещения спланированы и отстроены, исходя «из логики габаритов здания, перерубов и расположения окон».

Оранжерея сооружена из современных материалов, но «в стилистике северного модерна начала ХХ века». По заверению подрядчиков, здесь смонтирована автоматическая и очень энергоэффективная климатическая система. Проект предусматривает выращивание здесь тропических растений, что «было характерно для традиционных дворянских усадеб» (лимоны, апельсины, ананасы).

Дом садовника и Дом управляющего предполагается использовать как офис музея-заповедника. Заявлено, что здания отстроены по исторической технологии — из брёвен с покрытием деревянной дранкой и известковой штукатуркой.

«Сруб также сложен по традициям финского строительства прошлых веков: обтёсанные с двух сторон бревна (лафет) сложены в соединения «в лапу» и «ласточкин хвост». Даже рисунок и толщина обшивочной доски (планкен) выбиралась в соответствии с историческими аналогами сохранившихся деревянных зданий Выборга. Все работы по срубу выполнялись в технологиях, близких к историческим, и в основном топором», — цитирует сайт музея-заповедника слова представителя компании-подрядчика.

Главный зал усадебного дома Монрепо на старинной фотографии

Одновременно в Главной зале усадебного дома продолжаются работы по восстановлению его живописного декора. Уже смонтирован альфрейный фриз (живопись, имитирующая элементы интерьера, в Монрепо — это круглые окна под потолком). Теперь специалисты возвращают на стены фрагменты штукатурки с подлинными росписями и воссоздают утраченные части.

Монтаж исторических фресок происходит так: на стене размечается по кальке форма сохранившегося фрагмента, затем здесь вырезается штукатурка и дранка, удаляются гвозди, производится примерка, а затем и подгонка, чтобы часть с подлинной росписью встала на своё место вровень со слоем новой облицовки.

«Согласно Венецианской хартии воссозданные элементы должны гармонично вписываться и вместе с тем отличаться от подлинных фрагментов. При этом роспись и расколеровка стен, отношения колеров к друг другу выполняются с ориентировкой на исторические фотографии и сохранившиеся фрагменты. Хотелось бы максимально приблизиться к истории, перенестись на два века назад. Поэтому даже фон мы сейчас раскрашиваем вручную, без валиков, чтобы сохранить эту историчную лёгкую вибрацию красочных слоёв. Прошлое и настоящее соединяются. В этом и есть главное чудо реставрации», — цитирует сайт музея-заповедника художника-реставратора Ирину Хомченко.

Восстановление живописного убранства Главного зала продолжается

Отдельная тема — воссоздание барельефов и горельефов, украшавших фасады Главного усадебного дома и Библиотечного флигеля. «Родина на Неве» уже рассказывала об этих скульптурах и связанных с их реставрацией проблемах.

Фасад Главного дома украшали семь барельефов, из которых три были парными, то есть дублировали друг друга, и один — сам по себе (две аллегории живописи, две — поэзии, две — скульптуры и центральный сюжет — аллегория музыки). На фасаде Библиотечного флигеля располагались четыре горельефа, на которых были изображены Юнона и Юпитер, Геракл и Омфала.

Из этого «набора» более-менее сохранились лишь два подлинных произведения, а также копии двух барельефов, изготовленные в 1960-х. Ни один из них на фасады зданий не вернётся, их место займут современные изделия.

Специалисты отмечают, что гипсовые изображения, особенно предназначенные для размещения на открытом воздухе да ещё в наших то мокрых, то морозных климатических условиях, изготавливались по особой технологии и требовали регулярного ухода.

Барельефы теперь выполнены из композитных материалов

«Изделие армировали лучинками, которые перед этим вываривали в олифе. Эти тонкие деревянные лучинки создавали структуру, которая повышала прочность изделия. Потом гипс высушивался и несколько раз пропитывался горячей олифой. Напомню, гипс — материал пористый, благодаря чему олифа может проникать внутрь до 10 мм. Последний слой наносился олифой с воском. Это позволяло изделию стоять на улице примерно 15-20 лет. Дальше надо было постоянно подновлять», — говорит Рустам Игамбердиев, чья мастерская занималась воссозданием скульптур для Монрепо.

В XIX веке и начале ХХ-го скульптурное оформление построек Монрепо так и сохранялось — регулярная пропитка олифой и покрытие воском, а в советское время эти барельефы и горельефы были тупо замазаны масляной краской. В результате объёмное изображение оказалось нивелировано, а пористый и «дышащий» гипс просто убит. В результате сохранившиеся украшения оказались непригодны даже для изготовления слепков с их последующим «доведением до нужных кондиций».

Короче говоря, барельефы и горельефы для фасадов Главного дома и Библиотечного флигеля Монрепо вылеплены заново «по образу и подобию», с них сделаны формы и новые скульптурные украшения отлиты из современных материалов, имитирующих гипс (мраморная мука на основе акриловой смолы).

Реставраторы обещают, что эти изделия продержатся несколько десятилетий даже без специального ухода. По проекту, эти «изображения и обрамляющие их профили будут затонированы в цвет топлёного молока и станут завершающим штрихом в парадной отделке зданий».

Библиотечный флигель Монрепо на старинной фотографии

Напомним, что в минувшем августе произведён монтаж часового механизма курантов на башне Библиотечного флигеля усадьбы Монрепо. От подлинных часов до нашего времени сохранился лишь медный циферблат, сильно повреждённый коррозией и «отмеченный» пулевыми отверстиями.

Сообщалось, что «реставраторы сумели очистить тонкую трёхмиллиметровую пластину циферблата от коррозии и старой краски, запаять повреждения» и восстановить его «слегка сферическую поверхность». Цвет эмали подобран по сохранившимся её остаткам, а цифры нарисованы вручную.

Деревянный усадебный дом в Монрепо был построен по проекту итальянского архитектора Жозефа Мартинелли в последние годы XVIII века.

Монрепо — единственный в России скальный пейзажный парк, с конца XVIII века и вплоть до начала Второй мировой войны усадьбой владели бароны Николаи (первым из них был президент Санкт-Петербургской Академии наук Людвиг Николаи). В советское время здесь располагалась база отдыха для военных, затем в главном доме, признанном памятником архитектуры, разместился детский сад, а в Библиотечном флигеле были устроены коммунальные квартиры. Тогда же Монрепо превращается в парк культуры и отдыха имени Калинина, уже к началу 60-х годов ХХ века деревянные павильоны, скульптура и памятники на фамильном кладбище Николаи были уничтожены.

Реставрационные работы в Монрепо продолжаются

Усилиями общественности при поддержке академика Дмитрия Лихачёва решением Совета министров РСФСР в 1988 году Монрепо получил статус государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Нынешние масштабные ремонтно-реставрационные работы предполагалось завершить в 2019 году, но срок их окончания уже несколько раз передвигался. По данным 2021-го, на них тогда уже было потрачено примерно два миллиарда рублей.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы официального сайта Государственного музея-заповедника «Парк Монрепо»

Вам будет интересно