Никто не хочет быть паровозом миграционной политики

ShInkarenko_Shadaev

Придётся огорчить русскую патриотическую общественность – ужесточение миграционной политики Российской Федерации в ближайшее время не предвидится. Несмотря на жёсткие заявления об угрозах миграционной преступности министра внутренних дел Владимира Колокольцева, руководителей Совбеза и Следственного комитета и даже обеспокоенности этим вопросом Патриарха Кирилла, в ходе длительной и мучительной межведомственной борьбы побеждает идеология сохранения действующей патентной системы, которая на протяжении последних лет показывает свою низкую эффективность.

Коротко официальная статистика МВД за девять месяцев 2022 года выглядит следующим образом.

На миграционный учёт встало 12 780 470 иностранных граждан, в том числе с целью работы 8 976 927 человек. Оформлено 1 594 653 патента, количество действительных патентов на конец отчётного периода 1 941 588 штук. Из стран ЕАЭС на учёте состоит 1 186 928 человек (им патенты не нужны), ещё имеют разрешение на работу 66 312 визовиков. Уведомлений о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность, поступило 1 914 823.

Какое-то количество людей (не более 10 процентов) встаёт на миграционный учёт, не находит работу и возвращается домой.

Таким образом, путём несложных арифметических вычислений из этих данных получается, что около пяти миллионов иностранцев неизвестно чем в России занимаются, то есть – трудятся нелегально.

Эти семь миллионов работающих иностранцев в России зарабатывают примерно 280 миллиардов рублей в месяц (при средней полной зарплате 40 000 рублей в месяц) и отправляют ориентировочно третью часть своего дохода домой, что подтверждается статистикой переводов из РФ в Узбекистан, Таджикистан и Киргизию (прогноз на 2022 год 18 миллиардов долларов).

Соотношение легально работающих мигрантов (около двух миллионов человек) к нелегально работающим (около пяти миллионам человек) показывает КПД патентной системы, как у паровоза – 28,5%. В ОАЭ, например, КПД миграционной системы 90 процентов.

Прямые убытки региональных бюджетов составляют: 5 млн х 5 тысяч рублей (средняя стоимость оплаты за патент в месяц) х 12 месяцев = 300 миллиардов неуплаченных патентных платежей в год.

Плюс косвенные потери на здравоохранение, образование и борьбу с миграционной преступностью – примерно столько же.

Плюс, если из этих пяти миллионов нелегалов хотя бы три миллиона официально трудоустроились у законопослушных работодателей, то дополнительные налоговые поступления с заработной платы (средняя официальная зарплата 25 000 рублей в месяц) составили бы ещё 360 миллиардов рублей в год.

Просто удивительно, как налоговая служба спокойно наблюдает за многомиллиардным теневым рынком иностранной рабочей силы, при этом спуская три шкуры с российских налогоплательщиков.

Плюс угнетающее воздействие замещающей миграционной политики на рост производительности труда и рост заработной платы граждан Российской Федерации. Это может быть темой отдельной диссертации. То есть действующая миграционная политика прямо противоречит целям роста благосостояния людей и ускоренному развитию экономики РФ.

Про нематериальный ущерб, о котором говорит Патриарх, демографы, миграционные эксперты, экономисты, и который обязательно материализуется (смотри Европу) в течение 20 лет, говорить нашим чиновникам бессмысленно. У них сейчас горизонт планирования полгода-год.

Так кто же, по меткому выражению министра внутренних дел, «бенефициары труда мигрантов»?

Во-первых, естественно, работодатели, которые любой ценой готовы снижать свои издержки, перекладывая их на всё общество. В такой системе труд мигранта относительно дешёв только для конкретного работодателя, для общества он обходится очень дорого (примерно 1 трлн рублей в год). Голоса руководителей и кураторов отраслей, активно использующих труд иностранцев, громко звучали во время пандемии, когда была предпринята попытка поставить заслон неконтролируемой трудовой миграции хотя бы по эпидемиологическим причинам (ВИЧ, сифилис, гепатит, менингит и т.п.). Сейчас эти голоса смолкли, потому что их устраивает ход разработки и внесения изменений в миграционное законодательство. Но наиболее продвинутые работодатели находятся в тихом ужасе от того, что им предлагают сегодня заключать официальные договоры на поставку рабочей силы с иностранными агентствами по внешней трудовой миграции. Минтруд РФ фактически и юридически отдал рынок труда в этом сегменте на откуп нелегальным посредникам и легальным представителям иностранных государств.

Во-вторых, эти самые нелегальные, полулегальные и легальные посредники, доход которых оценивается примерно в 10 процентов от получаемой трудовыми мигрантами заработной платы. Это ориентировочно 300-340 миллиардов рублей в год. Этим объясняется огромное количество этнических точек общепита, а не любовью русского народа к восточной кухне. Прибыль инвестируется в кафе и рестораны, там же располагаются неформальные штаб-квартиры.

В-третьих, структуры (достаточно близкие к МВД либо региональным властям), которые предоставляют различные услуги по оформлению патентов. Средняя стоимость таких услуг (экзамен по русскому языку, прохождение медосмотра, страховка и т.п.) составляет по России 30 000 рублей. Два миллиона патентов в год – получается 60 миллиардов рублей дохода (чистый доход примерно 40 миллиардов рублей в год). Эти структуры кровно заинтересованы в увеличении миграционного потока, потому что мигранты – их клиенты – просто приносят им деньги напрямую.

Ну и, наконец, контролирующие органы, которые в упор «не видят» пять миллионов нелегально работающих трудовых мигрантов. Не могут их посчитать, найти, поймать и депортировать. Впрочем, эти деньги вычитаются из доли нелегальных посредников. (Примерно по 2000 рублей в месяц за человека). Конечно, периодически отлавливают «мелких жуликов», как, например, осенью в Санкт-Петербурге арестовали ОПГ, сумевшую поставить на фиктивный миграционный учёт более ста тысяч мигрантов. Но эти дела только подтверждают дырявость системы и ее неэффективность.

И кто же в наше турбулентное время откажется от стабильного дохода ради светлого будущего Родины? Правильно, героев таких нет. «Никто не хочет быть паровозом».

Министерство труда и социальной защиты фактически передало контроль над рынком труда иностранной рабочей силы самим иностранцам.

Налоговая служба не рвётся в бой за повышение собираемости налогов с иностранных специалистов.

Министерство цифрового развития остановило анонсированную программу создания цифровой платформы и приложения для мигрантов. (При желании всех легко можно оцифровать и контролировать).

Федеральное агентство по делам национальностей живёт в своей реальности программ и бюджетов на повышение толерантности и укрепление дружбы народов.

Правительство (очевидно, по инициативе МВД) внесло в ноябре в Госдуму законопроект №242428-8, по которому увеличиваются полномочия подведомственного ФГУПа ПВС МВД. Он теперь будет организовывать и выдачу загранпаспортов для граждан РФ и выдачу патентов для иностранных граждан. Очевидно, будем стоять в одной очереди, что выглядит издевательством над патриотами.

Минэкономразвития молчит по поводу планов, озвученных летом самим главой МИДа Сергеем Лавровым в Госдуме, по открытию трёх центров предвыездной подготовки для трудовых мигрантов в странах исхода.

Одна надежда на Совет безопасности РФ и его межведомственную комиссию по миграции. Ведь существует ещё прямая и явная угроза государственной безопасности. Англосаксы профессионально вербуют террористов и наёмников в среде трудовых мигрантов. Мы видим соответствующие подразделения у врага на фронте, взрывы, пожары и саботаж в собственном тылу. А наши интернациональные бригады добровольцев очень скудно пополняются личным составом из Средней Азии. Эта деятельность практически не ведётся, несмотря на очевидные потребности фронта.

Что нужно сделать?

  1. Прекратить точечное и ползучее изменение миграционного законодательства, разработать и принять новый грамотный закон о миграции. Нынешний законопроект, который готовится к внесению в Госдуму, беззубый, в нём нет описания и регулирования деятельности посредников на рынке трудовой миграции. Как будто существуют только работники и работодатели. Такой идеальный мир. Это игнорирование реальности снова позволит сохранить многомиллиардный теневой рынок.
  2. Создать всё-таки центры предвыездной подготовки в странах исхода. Передать их в управление ФГУП ПВС МВД и структурам отечественных региональных миграционных центров (типа многофункционального миграционного центра на улице Сахарова в Москве). Отправить туда же все коммерческие структуры по обслуживанию мигрантов, российских врачей и правоохранителей, проверяющих кандидатов на месте до пересечения границы. Уверен, что свои 60 миллиардов рублей в год эти структуры заработают и на той стороне, даже если отфильтрованный миграционный поток уменьшится в три раза. Деньги они должны зарабатывать, а не получать, как сейчас.
  3. Разработать и внедрить единую систему цифрового контроля и сопровождения миграционных потоков и трудовых ресурсов (прототипы систем уже функционируют изолированно друг от друга в различных субъектах РФ).
  4. Освободить трудовых мигрантов, прибывающих в РФ через центры предвыездной подготовки по приглашению на работу и устраивающихся официально на работу, от уплаты патентных платежей. Налоги за них должен платить добросовестный работодатель. Если патентную систему будет решено сохранить, то вписывать в патент место работы мигранта, а не только профессию, как сейчас. При смене работы мигрант должен выехать обратно и получить новое приглашение на работу.
  5. Запретить трудовому мигранту приглашать родственников до тех пор, пока он не изъявит желание стать гражданином Российской Федерации. Гражданство РФ предоставлять только за многолетний квалифицированный труд, инвестиции либо службу новой Родине. (Исключение – новые территории Российской Федерации).

Россия ведёт суровую и кровавую борьбу за формирование своего макрорегиона, своей валютной зоны с населением не менее 500 миллионов человек для возможности своевременного перехода в шестой технологический уклад. Но это не означает, что каждый житель отдалённого кишлака на просторах Центральной Азии должен иметь право на работу и проживание в столицах такого макрорегиона. Это право надо заслужить. Либеральная экономическая догма о необходимости свободного движения труда и капитала входит в противоречие с реалиями распадающегося на панрегионы мира и новой экономической моделью, идущей на смену старым правилам.

Замещающая миграционная политика – это предательство наших детей, предательство наших товарищей, сражающихся и погибающих на фронте, просто – предательство Родины.

Надеюсь, в этом вопросе бабло не победит!

Валерий Шинкаренко

Председатель Президиума Политсовета ВПП «РОДИНА» Валерий Шинкаренко в Государственной думе спрашивает министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максута Шадаева о том, на какой стадии находится внедрение цифровой миграционной платформы:

Вам будет интересно