Нереальность: вождей одари и родню не забудь

53епу3к5

Выставку «Подарки во все времена» демонстрирует Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Впрочем, «все времена» — это первая половина ХХ века. Представлены и презенты от трудящихся товарищам Кирову и Сталину.

Милые семейные раритеты начала ХХ века

Выставка занимает четыре комнаты в Музее-квартире С.М. Кирова на Каменноостровском проспекте (это филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга). На обозрение публики представлено (в том числе впервые) около 300 предметов из 12 фондов ГМИ СПб и более трёх сотен открыток, плакатов и фотографий, часть которых предоставил Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. Готовилась выставка два года.

«На примере представленных в экспозиции подлинных предметов, а также с помощью музейных инсталляций, видео-, аудио- и мультимедиаконтента и интерактивных игр посетители выставки могут проследить, как с течением времени и вследствие произошедших в стране политических перемен» менялись традиции дарения у жителей Петербурга-Петрограда-Ленинграда с начала XX века и вплоть до 1950-х годов, — говорится в официальном пресс-релизе.

Что касается периода до революционного 1917 года (если не брать в расчёт императорскую фамилию, аристократические семейства и богатое купечество, где «в ходу» по праздничным поводам были драгоценности, дорогие раритеты, модные образцы декоративно-прикладного искусства, а всего этого на выставке в музее Кирова нет), то можно сказать, что среднестатистические петербуржцы-петроградцы обычно дарили друг другу вполне «прикладные» предметы, то есть полезные в повседневной жизни.

Почти что магазин «Милая безделушка»

Конечно, имел значение доход представителя того или иного сословия и особенности бытования, но в начале ХХ века материальные возможности чиновника, военного, преподавателя, инженера, врача, стряпчего, купца «средней руки» и квалифицированного рабочего отличались, конечно, но не столь сильно, как принято считать.

Поэтому и подарки в таких семьях более-менее одного порядка: шкатулки, подсвечники, флаконы с парфюмом, «вечные» календари, чернильные приборы и пресс-папье, декоративные фигуры и настольные часы из бронзы и шпиатра, рамки и альбомы для фотографий, фарфоровые и деревянные пасхальные яйца с различным декоративным оформлением, портсигары, мундштуки, курительные трубки, пепельницы и т.п.

«Когда мы отбирали вещи на эту выставку, я заметила интересный момент — обычно музейный предмет забирает очень много энергии, а вот мы, когда выходили после работы, были наоборот — очень вдохновлённые. Было ощущение, что мы как будто подпитывались энергией той жизни, тех людей и того позитива, который исходит от этих вещей», — цитирует ТАСС директора Музея С.М. Кирова Татьяну Сухарникову.

Кураторы выставки подчёркивают, что на ней представлены в основном предметы, передающиеся из поколения в поколение, то есть со временем приобретающие ценность семейную, духовную, и экспозиция «заставит посетителей музея по-новому посмотреть на свои домашние реликвии».

Официальный плакат выставки как-то печален

Кстати

Начало ХХ века ознаменовалось в России бурным развитием издательской деятельности. Пожалуй, именно с этого времени актуально мнение, что книга — лучший подарок. Выставка в Музее С.М. Кирова эту тему практически обходит, хотя традиция дарить, например, детям школьного (гимназического) возраста на праздники и дни рождения именно книги зародилась как раз тогда и более-менее жива поныне. Хотя и заметно ослабевает…

В бурные революционные годы и в ходе последовавшей гражданской войны, понятное дело, россиянам было как-то не очень до подарков друг другу — быть бы живу, в качестве «сувениров» фигурируют дрова, полугнилая морковка (читаем на досуге Владимира Маяковского), пакет сушёной травы для «чая» или доставшийся «по блату» кусок мыла.

По мнению организаторов выставки, «в первые десятилетия советской власти практика дарения личных подарков отошла на второй план, большую популярность в это время приобрели трудовые рапорты —подарки государству и представителям власти, свидетельствовавшие об успехах в строительстве социализма».

О своих достижениях товарищу Сталину весомо рапортует обувная фабрика «Скороход»

Утверждение довольно сомнительное, поскольку и в дореволюционной России, например, к приезду императора или наследника престола в тот или иной город местные власти, дворянство и купечество готовили какой-то подарок, приветственный адрес в кожаной папке с золотым тиснением и т.п. Как минимум, высокому гостю подносили хлеб/соль на рушнике, возложенном на сделанном по спецзаказу блюде (на дореволюционных фотографиях парадных залов Зимнего дворца видны поставцы, на которых размещены сотни таких серебряных подносов). К частной жизни граждан это действо не имело никакого отношения.

Так и в послереволюционные годы семейные и дружеские праздники и подарки никуда, естественно, не делись. Другое дело, что «на работе» всех и вся вплоть до 1990-х «трясли» по поводу выполнения различных планов и обязательств, о чём нужно было отрапортовать к очередной чего-то там годовщине или съезду КПСС. Оформлялись эти отчёты «художественно» — макеты, модели, если использовать современные термины, то и инсталляции, презентации, выполненные на бумаге и помещённые в «царскую» кожаную папку с золотым тиснением etc.

На выставке, помимо подарков передовикам производства и стахановцам, «сувениров», преподнесённых друг другу коллегами по работе, а также бывшими заключёнными и политкаторжанами, представлены образцы «народных» подношений вождям — Сергею Кирову (Кострикову) и Иосифу Сталину (Джугашвили).

Сергей Миронович Киров, который был застрелен в Смольном 1 декабря 1934 года, не дожил до апофеза подарков советским вождям, поэтому в экспозиции представлены, например, поздравительные открытки ему от граждан с его же изображением и метровая модель танка (изначально двигавшаяся), преподнесённая «вождю ленинградского пролетариата) рабочими завода «Красный Путиловец» (впоследствии и поныне — Кировского завода).

Обстановка кабинета С.М. Кирова в Смольном демонстрируется в его музее на Каменноостровском

Из подарков Иосифу Виссарионовичу Сталину на выставке представлена миниатюрная, но действующая, газовая плита, предназначенная вождю всех народов рабочими завода «Ленгазаппарат», фарфоровая ваза с ручной росписью от польских товарищей, поднос (тоже с ликом вождя) от коммунистов Таджикистана, карманное зеркальце от участников бельгийского Сопротивления.

Заметим, что это просто капля в море подарков, преподнесённых генералиссимусу к его 70-летию, которое отмечалось в 1949-м. По более-менее официальным данным, советский лидер получил тогда 38 тысяч подношений со всего мира. Статуи, картины, вазы, ковры и т.п. с изображением вождя демонстрировались в Москве в залах Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Политехнического музея и Музея революции, основные экспозиции которых из-за этого были свёрнуты. Планировалось, что музей подарков Сталину разместиться в здании Оружейной палаты в Московском Кремле. Но смерть Иосифа Виссарионовича в 1953 году отменила эти намерения, а дары ему оказались рассредоточенными по разным музейным фондам.

Один из залов Музея изобразительных искусств в Москве, занятый выставкой подарков Сталину (1950-й)

Кстати

Сталин из всех подарков к 70-летию якобы действительно принял и оставил себе только тёплое одеяло и пуховую подушку, присланные из Сибири. Биографы генералиссимуса утверждают, что он разделял дары Сталину-человеку и символические подношения Сталину-вождю. Вторыми никогда не пользовался и не интересовался.

В общем, выставка в Музее С.М. Кирова, которая будет демонстрироваться (судя по анонсу) в течение года, несомненно заслуживает внимания публики. Тем более, тут можно написать поздравительную открытку и «подобрать подарок близким в духе времени». Хотя попытка «скрестить бульдога с носорогом», объединив тему семейных подарков и официозных, довольно сомнительна — это все-таки линии параллельные, то есть не пересекающиеся. Или разговор про нереальность?

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта Музея истории Санкт-Петербурга

Вам будет интересно