Перейти к содержимому
Главная страница Неотвратимый рок Древнего Египта по версии Степанюка

Неотвратимый рок Древнего Египта по версии Степанюка

Тем, кто ещё не решил, как провести воскресный вечер так, чтобы зарядиться мощной энергией на всю неделю, редакция «Родины на Неве» советует посетить оперный спектакль в Мариинском театре — «Аиду» Джузеппе Верди.

Классик итальянской оперы отправляет нас в древний Египет. Сюжет оперы не так прост, как кажется на первый взгляд. Вроде бы всё тот же любовный треугольник: дочь Фараона влюблена в начальника дворцовой стражи Радамеса, ставшего верховным главнокомандующим египетской армии, а тот испытывает нежные чувства к рабыне, пленнице фараона Аиде, дочери царя эфиопов Амонасро. Однако в ставке любви Радамеса к Аиде ни много, ни мало, а родина. Предать отечество ради любви к девушке или нет? Вот вопрос, на который должен ответить Радамес. «Что необычно для опер Верди, неотвратимый рок, в античном духе ведущий персонажей к гибели, в конце концов не оказывается ни мрачным, ни трагичным. Смерть в любви, во имя любви выглядит счастливым забытьём после житейских бурь», — считает критик Денис Великжанин.  

«Опера “Аида” была заказана Верди Исмаил-пашой, хедивом Египта. Её исполнением должен был открыться каирский оперный театр, а открытие театра, в свою очередь, знаменовало завершение строительства Суэцкого канала, – рассказывает Денис Великжанин. – Новый торговый путь из Аравийского моря в Средиземное, по задумке, должен был привести Египет к новому расцвету, а первая национальная египетская опера, написанная великим итальянцем, — сделать страну частью европейской культуры. Завершить работу к открытию Верди не успел — премьера “Аиды” состоялась на следующий год, и опера с успехом шла в каирском театре до самого его краха. С мировых сцен она со времени премьеры не сходила.

Египет (как и Восток в целом) в европейской культуре ассоциировался с роскошью, и устройство “Аиды” этой роскоши благоприятствует. В постановке Алексея Степанюка есть богатые и разнообразные египетские одеяния, пышные, величественные декорации, которые обрамляют хоровые сцены празднеств и богослужений. Появляются и пальмы, и древние камни, и золотой телец, и безбрежное синее небо, — все сделано очень подробно и совершенно исторично, так, как если бы спектакль ставился в расчёте на вкус самого Верди. Современного зрителя он приобщает к великой оперной культуре большого стиля, почти вышедшего из моды у режиссёров современности».

Режиссёр Алексей Степанюк — действительно мастер большого стиля. Это художник, верный принципам того искусства, которому он служит. В его постановках мы ни за что не обнаружим обращений к буффонаде, перемещений сюжета во времени и прочие модные приёмы. Он очень трепетно относится к тому, с чем он работает, понимая прекрасно, что ни Джузеппе Верди, ни другие мастера классической оперы не давали потомкам карт-бланш на издевательства над их творениями.

В воскресенье вечером, 23 января, в Мариинском театре будет настоящая опера, а не кривлянье — это абсолютно точно! Начало спектакля в 19:00. Пройдёт он на старой сцене Мариинского театра.

Поделиться ссылкой: