Неотвратимый рок Древнего Египта по версии Степанюка

aida_scene_by_baranovsky

Тем, кто ещё не решил, как провести воскресный вечер так, чтобы зарядиться мощной энергией на всю неделю, редакция «Родины на Неве» советует посетить оперный спектакль в Мариинском театре — «Аиду» Джузеппе Верди.

Классик итальянской оперы отправляет нас в древний Египет. Сюжет оперы не так прост, как кажется на первый взгляд. Вроде бы всё тот же любовный треугольник: дочь Фараона влюблена в начальника дворцовой стражи Радамеса, ставшего верховным главнокомандующим египетской армии, а тот испытывает нежные чувства к рабыне, пленнице фараона Аиде, дочери царя эфиопов Амонасро. Однако в ставке любви Радамеса к Аиде ни много, ни мало, а родина. Предать отечество ради любви к девушке или нет? Вот вопрос, на который должен ответить Радамес. «Что необычно для опер Верди, неотвратимый рок, в античном духе ведущий персонажей к гибели, в конце концов не оказывается ни мрачным, ни трагичным. Смерть в любви, во имя любви выглядит счастливым забытьём после житейских бурь», — считает критик Денис Великжанин.  

«Опера “Аида” была заказана Верди Исмаил-пашой, хедивом Египта. Её исполнением должен был открыться каирский оперный театр, а открытие театра, в свою очередь, знаменовало завершение строительства Суэцкого канала, — рассказывает Денис Великжанин. — Новый торговый путь из Аравийского моря в Средиземное, по задумке, должен был привести Египет к новому расцвету, а первая национальная египетская опера, написанная великим итальянцем, — сделать страну частью европейской культуры. Завершить работу к открытию Верди не успел — премьера “Аиды” состоялась на следующий год, и опера с успехом шла в каирском театре до самого его краха. С мировых сцен она со времени премьеры не сходила.

Египет (как и Восток в целом) в европейской культуре ассоциировался с роскошью, и устройство “Аиды” этой роскоши благоприятствует. В постановке Алексея Степанюка есть богатые и разнообразные египетские одеяния, пышные, величественные декорации, которые обрамляют хоровые сцены празднеств и богослужений. Появляются и пальмы, и древние камни, и золотой телец, и безбрежное синее небо, — все сделано очень подробно и совершенно исторично, так, как если бы спектакль ставился в расчёте на вкус самого Верди. Современного зрителя он приобщает к великой оперной культуре большого стиля, почти вышедшего из моды у режиссёров современности».

Режиссёр Алексей Степанюк — действительно мастер большого стиля. Это художник, верный принципам того искусства, которому он служит. В его постановках мы ни за что не обнаружим обращений к буффонаде, перемещений сюжета во времени и прочие модные приёмы. Он очень трепетно относится к тому, с чем он работает, понимая прекрасно, что ни Джузеппе Верди, ни другие мастера классической оперы не давали потомкам карт-бланш на издевательства над их творениями.

В воскресенье вечером, 23 января, в Мариинском театре будет настоящая опера, а не кривлянье — это абсолютно точно! Начало спектакля в 19:00. Пройдёт он на старой сцене Мариинского театра.

Вам будет интересно