Неидеальный муж за бюджетные деньги

«Злобу дня» режиссёр Константин Богомолов понял несколько по-своему. И что важно – на бюджетные деньги

Ещё с досоветских времён роль театра в жизни нашего общества была особенной. Ну, а актёры – некой кастой в обществе, пусть и со своими неоднозначными особенностями. Тем не менее, кастой уважаемой несмотря на то, что ещё совсем недавно церковь их не отпевала и даже хоронили их за оградой — вместе с самоубийцами.

«Злобу дня» режиссёр Константин Богомолов понял несколько по-своему. И что важно – на бюджетные деньги

Очевидно, что на людях искусства, неизбежно становящихся лидерами общественного мнения, лежит огромная ответственность. Не существует «чистого творчества», и как слово, жест, сюжет отзовутся – надо максимально стараться предугадать.

Театр раздора

Постановка «Идеальный муж» идёт в московском театре «МХТ имени Чехова» относительно недавно – с 2013 года. При этом само произведение, комедия Оскара Уайльда, ещё старше – родом их XIX века. Создавалось оно, что называется, «на злобу дня». Но и дни, и местность несколько не те.

А вот «злобу дня» режиссёр Константин Богомолов понял несколько по-своему. И что важно – понимание это у него складывалось с использованием исключительно государственных денег.

Долгое время постановка не попадала в поле зрения общественности, занятой другими темами. Однако – сколько веревочке не виться, а заявление в правоохранительные органы и результаты экспертизы не заставили себя ждать.

Следует отметить, что претензий к спектаклю довольно много. Это и оскорбление чувств верующих, и педофильская тематика, и пропаганда употребления наркотиков, и мат в присутствии находящегося на сцене маленького ребёнка. Стоит отметить, что органы опеки дали разрешение на участие детей в этом спектаклях театра, однако выдано оно предыдущему художественному руководителю, поэтому законность участия несовершеннолетнего – под большим вопросом.

Автор этих строк посетил МХТ в конце 2018 года и посмотрел спектакль. У входа в МХТ собрались общественные активисты с плакатами. Они молча стояли вдоль Камергерского переулка в строгом соответствии с правилами проведения одиночного пикета. Там же проходил своего рода перфоманс, в ходе которого одетые в белые халаты люди, представляющиеся сотрудниками психиатрической клиники, спокойно и аргументировано вели разъяснительную работу среди потенциальных зрителей.

«С сегодняшнего дня мы начинаем репрезентативное научное исследование влияния на продолжительность и качество жизни человека его отказа от моральных, духовных и этических принципов», — объяснил в интервью автору данной статьи один из активистов Михаил Титоренко, подчеркнувший, что он – на самом деле врач, а, значит, имеет моральное право это говорить.

По его мнению, произведение господина Богомолова – творческий блуд, который приводит к общественной шизофрении. Это то, что подрывает основы нашего общества, уверен он. «А значит, ждите отмашку через поколения – развал государства», — предупредил мужчина.

«Как врач, я уяснил одну истину, которую часто повторяю пациентам и их родственникам: слишком поздно! И не хочу, чтобы эта фраза прозвучала в адрес моего народа и моего государства!» — сказал он.

Начинается спектакль с кривляния главного героя, в котором совершенно однозначно улавливается «стёб» над патриотической и православной риторикой. Сам герой впоследствии оказывается исполнителем шансона и киллером в одном лице, причём – нетрадиционной ориентации.

Видимо, в этом, согласно задумке режиссёра, состоит часть «обличения» несовершенства общества. «Спаси Бог Кремль за то, что мы здесь», — произносит он. Дальше идёт издевательском тоне монолог, о том, что отец главного героя брал Берлин, а сын взял Кремль. Отец – малопривлекательная фигура явно пьющего человека.

Далее плавно следует переход к педофилии. Начинается пассажа о том, сколько желания в глазах детей. И тут бы подумать, что мы кого-то не так поняли, но сцена, где герою предлагается выбрать себе ребёнка – хоть мальчика, хоть девочку. Предлагают выбрать 12-летнюю девочку, мол, они сейчас быстро взрослеют…

В той же сцене главный герой, являющийся гомосексуалистом, матерится. Также в спектакле присутствует сцена употребления наркотика, что в данном случае должно караться штрафом до одного миллиона рублей. Кроме того, присутствует сцена, где голая распятая женщина очевидно пародирует христианскую символику.

Стоящие перед сценой двое полу-охранников, полу-участников действа, бородатые мужчины в костюмах и женских париках очевидно намекали для важность темы нетрадиционной половой ориентации для постановщика. «Ну прямо как Сергей Зверев!» — громко сказала девушка в зале.

Здесь стоит напомнить, что происходит это всё не в закрытом частном клубе, а в театре в центре Москвы на деньги российских налогоплательщиков. Остаётся искренне надеяться, что ответственные госчиновники, выделяющие на это деньги, были введены в заблуждение режиссёром.

Любому нормальному человеку это смотреть тяжело. Из зала, произнося слова возмущения, вышел молодой человек, известный участник боевых действий на Донбассе. Его примеру последовали ещё некоторые зрители. На глазах автора этих строк из зала вышли мужчина и женщина, отказавшиеся давать интервью, однако находившиеся в крайне подавленном состоянии. Всего же со спектакля, по имеющейся информации, вышли пять человек.

«К сожалению, приходится наблюдать, что в странах Евросоюза введены законы, разрешающие однополые браки и усыновление детей однополыми семьями. Что будет с детьми, воспитанными в таких семьях, вышедших за рамки традиционных общественных устоев, трудно себе представить, — заявила руководитель регионального общественного движения «Гражданское противодействие экстремизму» Ирина Васина. — В Москве такой тренд вводится несколько лет в главном театре страны – МХТ – при официальном разрешении органов опеки. В спектакле «Идеальный муж» изображается любовь двух мужчин. По мнению экспертов, в сцене, где участвует ребёнок, содержится, кроме всего прочего, педофильский подтекст. Это явно провокационный спектакль, который по своей сути напоминает ситуацию с карикатурами в «Шарли Эбдо». Мы все прекрасно помним, чем заканчиваются подобные провокации. Жаль, что руководство МХТ имени Чехова далеко от понимания истинной сути этого вопроса».

По мнению представителя общественной организации «Союз десантников» Елены Степановой, появление на московских театральных подмостках этого спектакля далеко не случайно. «Внедрив в общественное сознание понятие «толерантность», обществу можно навязать всё что угодно, любую негативную программу, чем активно пользуются политические махинаторы информационных войн, — уверена она. — В случае со спектаклями одиозного режиссёра Богомолова мы имеем дело не только с реализацией негативной программы, но и с нарушением закона РФ №436-ФЗ «О защите прав детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В спектакле участвует несовершеннолетний мальчик. Замечу, на билетах стоит отметка 18+. Актёр Миркурбанов, исполняющий роль гомосексуалиста, использует в своей речи матерную брань в присутствии ребёнка. Кроме того, в предыдущих спектаклях (и это зафиксировано на видео), он разыгрывал в этой же сцене употребление наркотических веществ и последующее неадекватное поведение. В спектакле также используются оскорбительное обращение к православным священникам и поругание православных религиозных обрядов и символов веры».

«Считаем, что долг любого гражданина – фиксировать нарушение законов Российской Федерации и содействовать их соблюдению» — подытожила Степанова.

Кроме многочисленных общественных активистов в тот же день постановку посетил известный советский и российский актёр Александр Михайлов. Мы поинтересовались, какое впечатление произвёл на него спектакль. Актёр неохотно говорил с нами на эту тему, поскольку «Идеальный муж» вызвал у него довольно неприятные ощущения.

«У меня было очень сильное отторжение, — признался Михайлов. – Специально до конца досмотрел. Если в двух словах – беда! Но сделан спектакль, скажу я, не бездарным человеком, что и обидно. Там про проблемы двух гомосексуалистов. И в конце, когда опускается российский флаг, за который люди и кровь проливали, и жизнь отдавали – я не понял, к чему здесь этот образ, думаю, он не очень прилично здесь выглядит, не к месту… Но, конечно, не только это. Там очень много всего было. Но знать это надо и иметь свою точку зрения. Я готовлю статью об этом и скоро её опубликую».

Представители широкой общественности держат руку на пульсе и добиваются запрета спектакля.

Разбираясь по факту

Автор статьи, которую вы сейчас читаете, вместе с пришедшими к МХТ активистами разобрал действо по хронометражу. Предлагаем результат вашему вниманию. Отметим, что перечисленное – лишь малая часть того, что, мягко говоря, бросается в глаза.

1:40 (час и сорок минут). Ребята старались снять спектакль целиком, где видны сцены глумления над церковным обрядом венчания, но им постоянно запрещала снимать охрана. Выложили как есть, хотя бы слышно. Там одно отделение — это концерт в Кремле главного героя, гомосексуалиста-шансонье. Своего любовника, вхожего в Кремль высокопоставленного чиновника, голубой шансонье приглашает на сцену выступить перед залом (14:28). На 34:15 актёр, исполняющий роль гомосексуалиста-шансонье (Игорь Миркурбанов), ругается матом при ребёнке, который участвует в спектакле с попустительства органов опеки;

35:25 — (по этой сцене есть заключение эксперта о том, что сцена носит явный педофильский подтекст) гомосексуалист-шансонье приходит в православный приют и выбирает себе мальчика на усыновление: дети поют песню «С чего начинается Родина», ими дирижирует актер Максим Матвеев, исполняющий роль православного священника; в финале спектакля он изображает сцену соблазнения и танцует, обнявшись с чиновником-гомосексуалистом (актёр Алексей Кравченко) под висящей над ними обнажённой женщиной, изображающей распятие; здесь же на голове чиновника надета венчальная корона, актёры пьют красное вино, принимая его как причастие под распятием обнажённой женщины. Вообще в целом спектакль звучит как сатанинская месса, напичканная элементами обрядовости чёрной магии. В спектакле неоднократно звучит слово «снег» с намеком на наркотик: главный герой заявляет – «а я люблю снег!», подразумевая кокаин (45:13); в контексте, пропагандирующем кокаин, звучит песня советских времён «А снег идёт…» (56:59);

43:20 — актёры изображают, как их герои нюхают кокаин;

53:28 — фраза «… наши маленькие узбекские рабы сварят тебе овсяную кашку с маслицем…» (оскорбление по национальному признаку); далее фраза: «с какого перенюха ты так решил?»;

55:30 — фраза: «… меня ждёт министр всяких внутренних делишек…»;

1:07:45 — песня в исполнении актёра-трансвестита про геев, которых «не расписывают»;

1:09:38 — ругательство по отношению к священнику от актёра, исполняющего роль министра-гомосексуалиста;

1:11:54 — звучит диалог, косвенно пропагандирующий гомосексуализм;

1:13:55 — сцена общения шансонье-гомосексуалиста с повзрослевшим усыновленным мальчиком, где актёр изображает употребление кокаина и предлагает поговорить на эту тему с сыном (актёр Павел Чинарев);

1:20:00 — оскорбление женщин;

1:29:00 — рассказ шансонье о своей первой гомосексуальной любви.

Слово — экспертам

Специалисты, которым было предложено проанализировать спектакль «Идеальный муж», сделали весьма неутешительные выводы. Перед ними были поставлены следующие вопросы: 1) Содержат ли предоставленные на исследование материалы спектакля информацию и/или исполнены ли они с применением изобразительных и иных средств, которые оскорбляют религиозные убеждения и чувства верующих (христиан), унижают их человеческое достоинство по признаку отношения к религии? 2) Могут ли данные материалы, продемонстрированные и исполненные публично, оскорбить религиозные чувства верующих?

По мнению врача Михаила Титоренко, произведение господина Богомолова – творческий блуд, который приводит к общественной шизофрении

Объектом исследования стала визуальная и вербальная составляющая спектакля. Вердикт оказался однозначным.

«По вопросу 1: Предоставленные на исследование материалы содержат информацию, а также исполнены с применением изобразительных и иных средств, которые осуществляют оскорбление религиозных убеждений и чувств верующих (христиан), унижения их человеческого достоинства по признаку отношения к религии. По вопросу 2: Ответ категорический положительный. Да, могут» — заключил эксперт.

В принципе сделанные выводы очевидны, просто исходя из здравого смысла, а экспертиза их только подтверждает. 90-е, как поёт группа «Шкловский», не вернутся никогда. В том числе это выражается в том, что свобода, понятая как безнаказанность, постепенно уходит из нашей жизни, уступая место ответственному, осознанному творчеству. Естественно, этот процесс должен проходить исключительно в рамках действующих российских законов. Хотя нашей общественности очень многое, происходящее в современной культуре, не нравится, но мы всё-таки не будем пытаться силой надавить на людей искусства.

Мы продолжим следить за развитием ситуации.

Наталья МАКЕЕВА

Вам будет интересно