«Нарисованный» дом Мюнстера: сплошная неизвестность

ил

Статус объекта культурного наследия регионального значения обрёл дом на углу Большого проспекта и 18-й линии Васильевского острова (63/17). Построенный купцом Мюнстером в 1840-х, он строго хранит секреты хозяев, архитектора, жильцов…

Дом Мюнстера (справа) на фото 1927 года

Давеча распоряжением главы комитета петербургской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в единый реестр как объект наследия регионального значения включён «Дом А.К. Мюнстера» (Большой проспект Васильевского острова, 63, 18-я линия, 17).

Загадки начинаются прямо с названия этого объекта, потому что в том же информационном сообщении КГИОП (как и в акте государственной историко-культурной экспертизы) значится, что построен доходный дом в 1843-1844 годах по заказу владельца этого земельного участка — купца Эрнеста Карловича Мюнстера. То есть инициалы не совпадают.

Можно предположить, во-первых, что дом с такой «маркировкой» ещё в 2001-м попал в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность», а дальше и впредь по всем документам он ошибочными инициалами владельца и «пошёл». Во-вторых, сын первого хозяина дома, который известен как замечательный художник и издатель, звали Александр. То есть в наименовании объекта могли «слиться» инициалы двух Мюнстеров. Но, как бы то ни было, такая вот «накладка» в названии есть, а внятного объяснения её появления и дальнейшего сохранения нет.

Вот так бодро выглядит этот старинный дом сегодня

По поводу первого владельца дома аттестованные специалисты, проводившие госэспертизу здания на предмет его ценности и возможности включения в охранный реестр, утверждают, что «о купце Мюнстере, сведений не сохранилось». Аналогичная история с архитектором: «Четырёхэтажный дом на углу Большого проспекта Васильевского острова и 18-й линии возведён в 1843-1844 годах по проекту Готлиба Спиндлера (Шпиндлера) (?-1846)». Есть информация, что он был аттестован Императорской Академией художеств в 1838 году, то есть получил право на архитектурное проектирование. При этом в ряде источников зодчий упоминается как Б. Спиндлер, то есть с инициалами тоже путаница.

Шесть его построек в Петербурге относятся к периоду 1840-1843 годов (все они спроектированы в духе позднего безордерного («скучного») классицизма). Возможно, он приехал из Германии на берега Невы «на ловлю счастья и чинов», но особого успеха не достиг и вернулся на родину.

Это отсутствие информации о купце, построившем очень большой по тем временам доходный дом на Большом проспекте Васильевского острова, и об архитекторе, который его спроектировал, наводит на размышления.

Дело в том, что активно селившиеся на Васильевском острове немецкие ремесленники и купцы, во-первых, были очень «завязаны» на приход лютеранской церкви Святого Михаила, во-вторых, место последнего упокоения находили, как правило, на Смоленском лютеранском кладбище, в-третьих, (правда, позднее — со второй половины XIX века) своих отпрысков отправляли получать образование в гимназию Карла Мая. Плюс дотошность в оформлении и сохранности документов. Поэтому, как правило, найти информацию в открытом доступе о представителях немецкой диаспоры в Петербурге сравнительно легко. Может быть, до Мюнстера-старшего и архитектора Спиндлера/Шпиндлера у исследователей просто пока «не дошли руки»?

Элементы оформления парадной лестницы — то немногое,
что сохранилось в интерьерах дома с былых времён

«Спиндлер проектирует Ш-образный дом с небольшим внутренним двором. Фасады получили оформление в приёмах позднего классицизма с элементами эклектики. Окна в уровне второго этажа дома оформлены профилированными раскрепованными наличниками и прямыми сандриками. Межоконное пространство первого и второго этажей занимают рустованные лопатки, третьего и четвёртого этажей — пилястры дорического ордера. Воротный проезд перекрыт пологим цилиндрическим сводом на подпружных арках», — говорится в информационном сообщении КГИОП.

Существенно больше биографической информации (хотя тоже не так уж много) имеется о сыне и, судя по всему, наследнике первого хозяина дома на углу Большого проспекта и 18-й линии Васильевского острова.

Александр Эрнестович Мюнстер (1824-1908) — художник, работавший в технике литографии, учился в Императорской Академии художеств, совершенствовал мастерство во Франции (1846). Через четыре года основал свою мастерскую в Санкт-Петербурге, которая позднее разместилась в фамильном доме на 18-й линии Васильевского острова.

Литографический портрет Александра II работы Мюнстера

Отметим, что литография — это разновидность печатной графики, основанная, в отличие от гравюры, на технике плоской печати со специального камня, который благодаря соответствующей обработке приобретает свойство на отдельных участках принимать специальную краску, а на других — отталкивать. Рисуют на таком камне специальным карандашом и тушью, используя заливку, штриховку, процарапывание (граттаж) и др.

Мюнстер-младший активно занимался литографическим иллюстрированием журнальных и книжных изданий. В том числе «Русского художественного листка», который издавался с 1851 по 1862 год, выходил три раза в месяц. Здесь с пояснительными текстами публиковались литографии живописных работ.

В 1865 и 1869 годах Мюнстер издал два тома литографических портретов (с биографическими справками) выдающихся государственных и религиозных (первый том), а также деятелей русской культуры и науки (второй том). Всего в этом уникальном издании — две сотни изображений.

Кстати

Весной нынешнего года на одном из российских антикварных аукционов этот двухтомник (не в самом лучшем состоянии) предлагался к продаже при стартовой цене в 230 тысяч рублей. Репринтное издание, осуществлённое в трёх томах, можно приобрести в одном из интернет-магазинов за 130 тысяч рублей.

Мюнстер активно занимался иллюстрированием журналов, книг, выпускал календари и тому подобную продукцию, но, видимо, развитие фотографии и её полиграфического воспроизведения привело к падению интереса издателей к более сложной и дорогой технике литографии. Дела у пожилого художника шли всё хуже, и в 1906 году (Мюнстеру — 82 года) он — потомственный почётный гражданин — был признан банкротом. Художника не стало в 1908-м, место погребения неизвестно, портрет портретиста обнаружить не удалось…

В 1912 году, как говорится в акте государственной историко-культурной экспертизы, «произошло деление участка наследников Мюнстера на несколько самостоятельных домовладений». При этом «угловой участок и дом по Большому проспекту и 18-й линии перешёл во владение к Сергею Константиновичу Война-Панченко (1878-1920)».

Генералу Война-Панченко досталась часть дома Мюнстера

Этот кадровый российский военный получил начальное образование в Петровском Полтавском кадетском корпусе (1895), затем окончил Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге (1898). С конца января 1914-го — командир 3-й батареи лейб-гвардии Конной артиллерии. Участник Первой мировой войны. Участвовал в обороне крепости Ивангород (10.1914). Командир лейб-гвардии тяжёлого артиллерийского дивизиона, генерал-майор, активный участник Белого движения на Юге России, умер от тифа в Новороссийске…

После 1917 года дом превратился в средоточие коммунальных квартир. Получил ли он какие-то серьёзные повреждения во время Великой Отечественной войны, неизвестно, но в начале 1950-х он был расселён и в здании произведён капитальный ремонт.

«Здание сохранило историческую объёмно-пространственную структуру в пределах капитальных стен и особенности первоначального конструктивного решения, в том числе конструкцию парадной лестницы», — говорят эксперты.

То есть капитальный ремонт был выполнен «по-советски» — с полным сносом и заменой перекрытий, уничтожением всяческих печей, каминов, мраморных подоконников и т.п.

«Особенностью дома являются сохранившиеся подлинные элементы декоративно-художественного оформления интерьера парадной лестницы. Это кованые металлические ограждения лестниц, каменные ступени и облицовка полов лестничных клеток известняковыми плитами, крестовые своды в помещении вестибюля и сводчатые перекрытия межэтажных площадок. Сохранились деревянные двустворчатые филёнчатые двери с резными деталями», — говорится в акте государственной историко-культурной экспертизы.

На фасаде здания нет ни одной мемориальной доски. Памятного знака не удостоились и художник Александр Мюнстер, и герой Первой мировой Сергей Война-Панченко, и снимавший здесь в молодости квартиру будущий академик и ректор Горного института Николай Иванович Кокшаров (1818-1892) — выдающийся русский минералог и кристаллограф… Ну, а зачем?

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта КГИОП, www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно