Жители Выборга, переживая за своё здоровье, призывают прекратить перевалку сыпучих грузов в местном порту открытым способом или, как минимум, реально обезопасить процесс. Речь, в частности, идёт о перевалке угля, удобрений и химикатов, которую осуществляет Выборгский порт. Проблема для людей обострилась в мучительную жару, когда привычные раздражающие факторы стали просто невыносимыми.

Морской порт Выборг — крупное предприятие, играющее важную роль и для города, и для региона. Грузооборот порта значительный и в последние годы только растёт. В планах — развитие территории и увеличение мощностей. На официальном сайте предприятия указано, что в порту осуществляется перевалка генеральных, насыпных и навалочных грузов, в том числе, угля, минеральных удобрений, руды, а также химических наливных грузов. Параллельно порт принимает пассажирские суда.
Людей, чьи дома расположены вблизи порта, больше всего беспокоят грузы насыпные, потому что при их перевалке облако пыли накрывает большое пространство, летит в окна, оседает на улицах и детских площадках. Есть вопросы и к способу хранения отдельных видов сыпучих материалов – под открытым небом. Довершает картину режим работы порта: шум и грохот не прекращается и ночью, мешая спать. Наглухо закрывать окна в жару — не вариант.
В конце июня живущий по соседству с портом Дмитрий Панфилов предпринял очередную попытку привлечь внимание местных властей к проблеме. Прошлый раз он взывал о помощи год назад, когда дома просто накрыло пеленой пыли. Дмитрий обратил внимание, что в порту происходит погрузка в вагоны с надписью «Урал Хим и Фосфаты», и возможно опасная пыль летит в сторону старого города. В этот раз, не ожидая оперативного отклика от администрации или экологических служб, мужчина напрямую звонил спасателям по номеру «112»: пыль, летящая от порта, вызвала тревогу.
«Работа порта мешает нормальному проживанию граждан, проживающих в домах в непосредственной близости. Разгрузочно-погрузочные работы производятся в ночное время (при этом грохот мешает отдыху), работа порта в непосредственной близости к жилым зданиям причиняет вред здоровью, так как открытым способом производится перевалка сыпучих грузов (уголь, химикаты, фосфаты), — позже написал заявление в мастную администрацию Дмитрий Панфилов. —
Ветер с залива постоянно дует в сторону города, и вся эта опасная пыль летит в окна граждан, попадает в органы зрения и дыхания. В июне 2020 года город проснулся весь в белом порошке. Он был даже на Красной площади! Тогда грузили баржу фосфатами. Прошёл год, но ситуация так и не изменилась, порт продолжает переваливать уголь, а ведь его составе практически вся таблица Менделеева!».
Житель Выборга обратил внимание на проблему и с точки зрения граждан, и в плане вреда акватории залива, и призвал провести проверку происходящего на предмет соответствия нормативам.
Стремление разобраться с проблемой Выборгского порта разделяют не все горожане. Кто-то просто не верит, что неудобство и тревога жителей о здоровье имеет значение в вопросе, где в приоритете работа приносящего прибыль крупного предприятия. «Ага, сейчас, закроют торговый порт спешл фор ю», — звучат комментарии. На что получают в общем резонную реплику в ответ: «Никто не призывает закрывать порт. Но перегрузка химикатов в черте города открытым способом это за гранью. Наверняка нарушены все экологические нормы».


Проблема сыпучих грузов, пыли и шума от порта для Выборга — давняя. Люди выражают недовольство не первый год. Дмитрий подтверждает: «Это всё постоянно происходит, просто сейчас накипело». Сменившееся несколько лет назад руководство порта отчитывалось в СМИ о принятых мерах по снижению нагрузки на экологию. В сентябре прошлого года генеральный директор компании «Порт Логистик», оператора морского порта Выборг, Ольга Ансберг рассказывала, почему уголь хранится под открытым небом, и что сделано, чтобы при погрузке не летела пыль:
«Без постоянного проветривания уголь начинает выделять газ, поэтому согласно утвержденным стандартам перевалки, его не хранят в закрытых помещениях. Уголь находится за бетонными упорами, а для предотвращения распространения угольной пыли за территорию рабочей площадки на предприятии внедрена система пылеподавления».
Мобильные установки пылеподавления создают туманную завесу между жилой застройкой и промышленной площадкой, предотвращая распространение угольной пыли за территорию рабочей площадки. Они используются в зависимости от направления и силы ветра. По периметру грузовых площадок, сообщалось, были монтированы железобетонные упоры для формирования штабеля груза на территории порта, их тоже используют в качестве дополнительного средства пылеулавливания. Распространялась информация, что порт ведёт мониторинг состояния воздуха и замеряет уровень шума, а в ночные часы ограничены время работы тылового портального крана и общая продолжительность операций подачи вагонов на железнодорожные пути.
В общении с «Родиной на Неве» Дмитрий Панфилов назвал используемые меры малоэффективными:
«Они поставили пушки водяные, но невооружённым глазом было видно, что высота этого водяного барьера вполовину меньше облака пыли, которое летит на город». Он обратил внимание и на хранение в портовой зоне: «Кучи угля, а ещё какое-то белое вещество лежит в открытой зоне. У нас недавно страшный ливень был, Выборг просто утонул в потоках, нетрудно представить, сколько смыло этих порошков в воду. И это постоянно происходит: можно каждый день сообщать о проблемах».
На сигнал Дмитрия службы, объективно говоря, отреагировали: приезжала полиция и зафиксировала претензии, администрация приняла заявление. Но серьёзных шагов — так было и год назад — не предпринимается. Везде, говорит собеседник издания, предлагают проявлять инициативу самостоятельно, но с таким положением дел он не согласен: «Я не заказывал экспертизы — это дело дорогостоящее. Я рассчитываю на то, что множество наших контролирующих служб, поставленных на стражу закона и здоровья граждан, обратят внимание на проблему. Они имеют право и должны инициировать внеплановые проверки по подобным фактам».
От мысли о «закрытии» порта житель Выборга далёк, речь идёт о безопасной эксплуатации объекта, рядом с которым стоят обычные дома, люди живут и работают, растят детей. Идеальный вариант, в его представлении, основной функцией расположенного в Выборге порта сделать приём гражданских судов. С учётом того, насколько интенсивно развивают грузовые порты в Ленинградской области, резон в этом желании есть — грузы найдётся, куда перенаправить.
«Когда-то обещали, что в порту не будет ничего подобного [вроде открытой перевалки сыпучих грузов], что туда будут паромы из Германии приходить, максимум, контейнеры перегружаться. Недавно вот сказали, что планируют сделать пассажирский причал, так они его уже десять лет назад планировали делать. А тем временем в СМИ пишут, что порт увеличивает объёмы перегрузки угля…» — делится впечатлениями собеседник. «В идеале, если порт свернёт всю эту деятельность, и его приспособят для туристических кораблей, для яхт — без грузов, без пыли, без шума, без всего этого», — выразил надежду Дмитрий Панфилов.