Чем ответить на потенциальную блокаду Калининграда?

Nb_HhgFify8

Калининградская область, не имеющая общих сухопутных границ с основной территорией России, оказалась под угрозой транспортной блокады. На выходных стало известно о решении Литвы частично заблокировать железнодорожный транзит грузов, что вызвало резко негативную реакцию российской стороны. На текущий момент литовские власти заявляют о якобы неправильной интерпретации своих действий, а калининградская таможня информирует, что транзит в регион идёт в обычном режиме. Ситуация тем не менее взрывоопасная: как уже упоминала «Родина на Неве», принудительная изоляция Калининграда — прямой путь к военному конфликту.

Сухопутный транзит товаров из России в Калининградскую область оказался под угрозой, что чревато глобальными последствиями

Право на сухопутный транзит из России в Калининградскую область было гарантировано международными соглашениями. Сейчас они под угрозой срыва. При этом всем известно, что транспортное сообщение Калининграда с остальной Россией — вопрос национальной безопасности. В случае угрозы национальной безопасности страна имеет основания использовать в том числе ядерное оружие.

МИД России уже сделал заявление, что считает действия Литвы открыто враждебными, и потребовал снятия ограничений. «Решение это действительно беспрецедентное. Это является нарушением всего и вся», — высказался пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Ответные решения, по его словам, будут предъявлены после глубокого анализа: «Сейчас по линии разных ведомств, безусловно, предстоит собрать точки зрения. Будут межведомственные мероприятия на этот счет с тем, чтобы выработать единую позицию».

Вопрос, какие это могут быть решения? Уже звучат соображения о радикальном решении проблемы в виду беспринципности «партнёра» в лице Литвы. Политолог, эксперт в области геополитики Юрий Баранчик в своём Telegram-канале пишет о том, что «Литва напрашивается повторить судьбу Украины».

Свои размышления политолог начинает с цитирования главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, напомнившего встречных обязательствах ЕС-России и Литвы: «Неотъемлемой частью пакета совместных решений ЕС-РФ-Литвы 2002-2003 годов по гарантированному обеспечению транзита российских грузов и, конечно, граждан Российской Федерации в/из Калининградскую область было встречное обязательство Федерального Собрания Российской Федерации о ратификации Договора о государственной границе с Литовской Республикой».

Таким образом, делает вывод Баранчик, Литва своими действиями ставит под вопрос легитимность собственной границы, свой номинальный суверенитет и, соответственно, легитимность восточной границы Евросоюза. «Если же не получится решить данный вопрос переговорным путём и придётся прибегнуть к военной силе, то вряд ли России стоит задумываться о ширине  предстоящего сухопутного коридора в Калининград — он вполне может быть шириной с Литву», — высказывается эксперт.

Подобные мысли озвучиваются и на уровне Совета Федерации РФ. Так, глава комиссии Совфеда по защите госсуверенитета Андрей Климов высказался прямо: «Если Евросоюз не исправит ситуацию с транспортной блокадой Калининграда, то сам же дезавуирует для РФ документы о членстве Литвы в ЕС, в этом случае у Москвы будут «развязаны руки» для решения проблемы любыми избранными нами способами».

Один из крайних вариантов решения проблемы — прямой конфликт. Об этом сейчас много говорится, но создаётся впечатление, что это решение специально навязывается извне. «Блокада Калининграда — это умышленная эскалация напряжённости, санкционированная Европой и направленная на отвлечение внимания и сил России от спецоперации на Украине, — пишет канал «Реконкиста». — Ставки в этой игре чрезвычайно высоки». У России объективно появляются основания для военного вмешательства, но надо взвешивать и последствия. Авторы сами же отмечают, что с решением конфликта военными методами «тоже есть проблемы»: пока идёт спецоперация на Украине, распылять силы нецелесообразно.

«Остаются экономические методы. Однако вот беда, Литва чуть ли не первой отказалась от поставок всего российского. Тем не менее, задействуя ресурсные рычаги, Россия может воздействовать на весь ЕС в целом. Останется дождаться зимы, когда Европе станет не до Литвы. Тогда можно будет и Сувалкский коридор* пробить, а то и всю Прибалтику вернуть, воспользовавшись моментом», — делают выводы авторы канала.

«Сувалкский коридор» — гипотетический сухопутный «коридор» длиной около 100 километров, который мог бы соединить территорию Белоруссии с Калининградской областью России. В настоящее время по этой территории проходит граница Польши с Литвой. Назван по расположенному на территории коридора польскому городу Сувалки.

Можно ли найти дипломатическое решение проблемы во взаимодействии с литовской стороной? Доктор экономических наук, президент Российской Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич в общении с «Родиной на Неве» по этому вопросу высказывается отрицательно. При этом он предостерегает от тотальных агрессивных действий и поддерживает решение об экономическом давлении:

«Дипломатическим путём эта проблема не решается. Стоит отметить, что у нас с Литвой дипломатические отношения находятся на уровне временных поверенных. Это единственное государство Европейского союза, которое не имеет посла в России. Воевать с Литвой категорически нельзя, а вот объявить Литве абсолютную полную экономическую блокаду, попросив наших белорусских друзей к ней присоединиться, — это и есть наша задача на ближайшее время.

Блокада даст полное разрушение литовской экономики. И тогда литовские политики будут думать не о том, как порадовать Лондон или облизать Вашингтон, а будут думать о том, как бы усидеть в своих креслах. Потому что когда на улицы выходят тысячи людей, их можно разогнать, и десять тысяч можно разогнать, но когда на улицы выйдут сто тысяч, а нынешних политиков начнут выкидывать в окна — а это неизбежно при падении уровня жизни, — интересно будет посмотреть, чем всё это закончится. Я надеюсь именно на такое решение в условиях, когда воевать нельзя, а дипломатических мер нет.

Сторонникам агрессивной политики надо помнить, что Литва входит в НАТО. Это прямой путь к третьей мировой войне. И нас подталкивают к расширению конфликта, но почему мы должны идти по той дороге, куда нас толкают? А вот заставлять нас торговать с Литвой невозможно — хотим торгуем, хотим — нет. Я рассчитываю на то, что дело закончится экономическими мерами. Я к этому призывал много лет, надеюсь, сейчас это будет реализовано. Ответить они нам уже не могут — Литва фактически свернула торгово-экономические отношения с Россией, а мы ещё пытаемся как-то играть в эти игры. Теперь не будем. И я говорю о полной блокаде: ни одного туриста, ни одного вагона, ни одного килограмма зерна, ни одного литра бензина.

Калининград будет снабжаться морем. А если наши суда не будут пропускать, будут пытаться останавливать — тогда используется система военных конвоев, Балтийский флот. Морской путь способен обеспечить потребности Калининграда, да — это дороже, но это возможно».  

Интересно, что спустя несколько дней после озвученного литовской стороной решения —  что с 18 июня ограничивается транзит ряда товаров из регионов РФ в Калининградскую область из-за европейских санкций в отношении России — Литва пытается предъявить обновлённое видение ситуации. Там заявили, что не вводили односторонних ограничений на транзит в Калининград, а просто «последовательно применяют санкции ЕС», и что транзит не санкционных грузов продолжается.

Калининградская таможня, в свою очередь проинформировала, что по состоянию на понедельник перевозка транзитных грузов в Калининградскую область из других регионов России идет в обычном режиме вопреки заявлениям железнодорожных властей Литвы о запрете провоза в регион России отдельных товаров через территорию страны из-за санкций.

Как бы то ни было в Калининградской области подготовились к блокаде транспортных потоков. Губернатор региона Антон Алиханов заявил, что ситуация «неприятная, но решаемая»: «Мы уже давно работаем в режиме снабжения через морские пути. Уже оперативно отработали с Минтрансом, в течение недели у нас на [паромную] линию Усть-Луга — Балтийск выйдут новые суда».

Юлия Медведева

Вам будет интересно